Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Общество
А. Атамбаев: Будущее каждого ребенка во многом зависит от того, кто будет его учителем в школе, а будущее страны - от того, какими вырастут наши дети
Президент Алмазбек Атамбаев сегодня, 26 августа, принял участие в Третьем съезде работников образования Кыргызской Республики, состоявшемся в здании Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова. Об этом сообщает пресс-служба Президента.
В начале мероприятия Глава государства ознакомился с выставкой новых проектов в образовании Кыргызской Республики.
Далее Президент Алмазбек Атамбаев выступил с речью и наградил лучших выпускников педагогических специальностей, получивших распределение на работу в школах Кыргызстана, сертификатами на 50 000 (пятьдесят тысяч) сомов.
Текст выступления Главы государства:
«Урматтуу мекендештерим!
Урматтуу съезддин делегаттары!
Сиздерди Кыргыз Республикасынын мугалимдеринин III съездинин ишинин башталышы менен чын жүрөктөн куттуктайм!
Урматтуу съезддин делегаттары!
Эгерде таалим-тарбияны инсандын дүйнө таанымын өстүрүп, аң-сезиминде өнүгүш жаратуучу дөөлөт десек, анда мугалимди ошол дөөлөткө карай кеткен жолду жарык кылган шам чырак деп айтса болот. Адам баласын АДАМ кылып тарбиялоого бүт өмүрүн, акыл-эсин, билимин, күч-кайратын арнаган сиздерге чоң рахмат, таазим!
Күндөлүк турмуштун түйшүгүнө жеңилбей, өз кесибине берилген, Кыргызстандын келечеги үчүн жаш муундарыбызга талыкпастан тарбия-таалим, билим берип жатканыз үчүн миң мертебе рахмат! Баарыңыздарга чын ден соолук, ишиңизге ийгилик, бак-таалай каалайм!
Уважаемые участники съезда работников образования!
Дорогие наши учителя!
Я очень рад сегодняшней встрече и возможности встретиться с вами. Увидеть лучших представителей самой важной и самой светлой в мире профессии.
На Учителя возложена важнейшая миссия стать первым после родителей проводником будущего гражданина по лабиринтам жизни.
Именно через образование перед нашими детьми открываются двери к свету знаний. Именно здесь выковываются характеры и приобретаются навыки, формируются первые представления о Добре и Зле.
Все это определяет затем устремления и мечты каждого человека. Фактически определяет его жизнь, программирует место человека в мире и, очень часто, всю последующую жизнь.
А в конечном итоге, в масштабах страны школы и вузы закладывают позитивную или негативную энергию в развитие общества, определяют будущее всего государства.
Вот почему в современном мире наибольших успехов достигают страны с сильной и развитой системой образования! И вот почему отстают в развитии государства, где образованию уделяется второстепенное внимание или где система образования неэффективна и коррумпирована.
Кыргызстан переживает сегодня один из самых трудных, но вместе с тем, один из самых ярких этапов своего развития. И внутри страны, и в отношениях с внешним миром у нас много нерешенных проблем. Очень трудно еще живется многим нашим гражданам. Кыргызстану ничего не дается легко.
Но благодаря Апрельской революции Кыргызстан избежал деградации и в последние годы с трудом, но твердо и последовательно идет вперед. Страна укрепляет государственность. Развивает инфраструктуру. Реализует крупные экономические проекты. Борется с коррупцией. Выстраивает отношения с другими странами.
С большим трудом мы достигли стабильности, но она хрупка. Еще есть много желающих снова раскачать, расшатать страну. Они хотят любым путем вернуться во власть.
У кыргызстанцев появилась надежда на лучшую жизнь. Но ее надо закреплять каждодневным трудом.
Одной из важнейших задач в связи с этим является воспитание нового гражданина Кыргызстана. Каждый из нас видит, какие замечательные и чрезвычайно способные дети растут в семьях кыргызстанцев. И не только мы сами, но и гости Кыргызстана отмечают, насколько патриотично настроена молодежь страны. Но для того, чтобы эти позитивные тенденции дали нужные для наших детей и для страны результаты, надо очень много поработать.
Кыргызстану необходима современная и эффективная модель системы образования, учитывающая наши реалии и имеющийся опыт. Сохраняющая и развивающая традиции воспитания, которые веками складывались у народа Кыргызстана. Уважение к старшим, навыки коллективизма, отношение к труду, как к общественному благу. Мы также должны сохранить светский характер нашего образования.
Конечно, положение в этой сфере вызывает противоречивые чувства. Государство имеет ограниченные ресурсы, но с каждым годом увеличивает расходы на образование. Один пример - за последние пять лет они возросли с 12,5 млрд. сомов до 25,4 млрд. сомов в год. Больше, чем в два раза. Это 23,4% или четвертая часть от всего объема республиканского бюджета.
Ни одна страна в мире не вкладывает такой процент бюджетных средств в образование. Но я уверен, что мы правильно поступаем. Мы должны и дальше наращивать финансирование образования.
У нас нет нефти и газа. Наше главное богатство – люди. И мы должны инвестировать в развитие человеческого потенциала страны, то есть в образование. Свыше 36 процентов населения Кыргызстана – это дети в возрасте до 17 лет. Это будущее Кыргызстана! И на это денег жалеть нельзя!
В то же время остается злободневным вопрос о том, насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на систему образования.
Согласно исследованиям Всемирного Банка, система образования Кыргызстана является одной из самых дорогих в Восточной Европе и Средней Азии. Бюджетные ресурсы до сих пор тратятся бессистемно, на увеличение количественных, а не качественных показателей.
При этом, сегодня около 80 тысяч детей не посещают школу или посещают только частично. Об этом недавно публично призналось само министерство образования и науки. Вдумайтесь в эти цифры!
Задачу по воспитанию нового поколения граждан все институты перекладывают друг на друга: школа на семью, семья на общество, общество на средства массовой информации и так далее. И к сожалению, часто получается так, что духовность остается забытой, чего скрывать - за годы независимости школе приходилось выживать. Была создана система коммерческих взаимоотношений. И наши граждане все больше выражают недовольство качеством образования. Правительство предпринимает определенные меры, но они должны быть, видимо, более решительными и системными.
Система образования должна быть построена так, чтобы мы могли раскрывать таланты у детей. Чтобы устремления молодых людей воплощались в реальные дела и достижения. И государство должно очень внимательно подумать, и найти необходимые средства для того, чтобы помочь школе и учителю. Чтобы эти вопросы мы не повторяли из года в год. Все проблемы школ и учителей должны быть решены. Эта задача государственной важности.
Четыре года назад вы были первыми, для кого я начал искать деньги для повышения заработной платы. К сожалению, чиновники министерства недостаточно эффективно выполнили тогда мое поручение.
В итоге, когда подняли зарплату другим категориям бюджетников, учителя вновь оказались в числе ущемленных. Поэтому в прошлом году была вновь поставлена задача изыскать возможности и помочь учителям.
В целом, на повышение зарплаты учителям в этом году дополнительно планируется выделить 2,2 млрд. сомов, на 2016 год эта сумма составит – около 6,6 млрд. сомов. Для нашего бюджета - это серьезная нагрузка.
Кроме того, за ближайшие два года полностью будут решены проблемы реконструкции всех аварийных школ и строительства новых школ там, где необходимо. За два года мы должны снять эти вопросы. Затягивать больше нельзя. Я сам буду держать вопросы на контроле. Я думаю, что Правительство активно работает и справится с задачами. Да, это серьезные нагрузки на бюджет, но, значит, надо больше работать. Не зря в этот год укрепления национальной экономики мы направляем средства именно на образование. Ведь в итоге – это инвестиции в экономику. В этом году мы начали вводить в действие крупные предприятия – введен в действие Талды-Булак Левобережный, заработал Бозымчак. Я думаю, заработает и Джеруй, и другие предприятия. Уверен, что положительные сдвиги в экономике и меры по борьбе с коррупцией позволят нам и дальше улучшать финансирование сферы образования. И после того, как за 2 года мы полностью приведем в порядок здания школ, мы должны обеспечить их современным оборудованием.
Я прошу Правительство специально рассмотреть вопросы оздоровления и отдыха учительства. Думаю, и будущий Жогорку Кенеш поддержит предложение о целенаправленном выделении учителям значительной части Фонда оздоровления трудящихся.
Правительству необходимо также решить вопрос о жилищной ипотеке для учителей. Как в городах, так и в сельской местности. Органам местного самоуправления тоже было бы правильно пересмотреть свои программы оказания помощи учителям и школам.
Несколько лет назад только около 17% студентов педагогических факультетов приходили на работу в школу после окончания университета. Сегодня этот показатель вырос до 30 процентов, что также крайне недостаточно. Это говорит о том, что слабо еще обеспечивается социальная поддержка учительства на местах.
Для того, чтобы учитель соответствовал запросам общества, нужно уйти от ситуации, когда педагогическая специальность рассматриваются абитуриентами как непрестижная. Педагогическое направление, наоборот, должно быть интересным для более подготовленных выпускников школ. Необходимо кратно улучшить в них условия обучения и проживания.
К сожалению, вузы страны массово набирают и обучают за счет бюджета студентов по специальностям, в которых государство не испытывает нужды. Зато здесь легко учиться студентам, которым нужны не знания, а просто дипломы о высшем образовании. Затем папы и мамы, родичи пристраивают их на теплые, денежные места в различных ведомствах и инспекциях.
Скажу прямо: общество, в котором диплом высшего учебного заведения является ценностью сам по себе и для получения «хлебной» должности, в котором не важны уровень и качество образования – это общество без будущего! И нам надо прекратить штамповать такие дипломы.
Выстоять в жестокой международной экономической конкуренции стране помогут только те, кто может создавать новые товары и технологии, писать компьютерные программы, участвовать в инженерных изысканиях и разрабатывать новые экономические теории, писать новые законы.
Мы обязаны в первую очередь ценить не диплом, а квалификацию, качество образования.
Например, в этом году у нас снова было мало желающих поступать на специальности, где надо знать естественные науки, физику, химию, математику. Но именно специальности с естественнонаучным и инженерным образованием обеспечивают продвижение к прогрессу любой страны мира, ведь сегодня на дворе век информатики и высоких технологий.
И в этой связи еще раз хочу подчеркнуть Министерство образования и Правительство страны должны пересмотреть свою политику по так называемым «бюджетным местам» в вузах. Выделять их нужно только на подготовку необходимых стране специалистов с техническим образованием, а также в сферах, связанных с исполнением прямых обязательств государства непосредственно перед гражданами – педагогикой и медициной. И выделять тем вузам, которые могут гарантировать соответствующий уровень и качество образования.
Кроме того, министерство уже со следующего года должно ввести обязательность заключения договора между вузом и студентом-бюджетником о возвратном характере бюджетного гранта, в случае отказа от работы по направлению.
Уважаемые делегаты съезда!
Я также хотел бы особо остановиться на вопросах обучения детей государственному языку страны в школах с русским языком обучения.
Если мы хотим, чтобы всем нашим детям в будущем было комфортно жить в Кыргызстане, необходимо сделать все, чтобы до окончания школы они овладели государственным языком как минимум на бытовом уровне. К сожалению, на сегодня качество обучения оставляет желать лучшего. А если сказать прямо, то идет сплошной брак. Стыдно за таких учителей! Или надо учить, или не браться не за свое дело. Так будет честнее.
Каждый директор школы, каждый учитель должны осознавать, что обучение госязыку является задачей государственной важности!
В первую очередь, это забота о будущем детей. Во-вторых, знание госязыка и истории страны формирует в гражданах чувство принадлежности к единому народу Кыргызстана, понимание того, что у всех у нас одна Родина, одно Отечество – Кыргызстан. Помогает детям осознать, что все мы можем быть счастливы только в этой стране, на нашей Родине, в Кыргызстане! Это будущее, это единство Кыргызстана!
Урматтуу съезддин катышуучулары!
Урматтуу мугалимдер!
Кийинки жылдары “Мугалимдин коомдогу аброю түшүп, бул ардактуу кесипти тандаган жаштар азайды, келечекте биздин муундарды ким окутат? деп кабатырлангандар бар экендиги жашыруун эмес.
Чынында буга да негиз бар. ЮНЕСКОнун маалыматы боюнча, азыр дүйнө жүзүндө 18 миллиондон ашык мугалим жетишпейт. Бул проблема бизде да жок эмес. Акыркы 2-3 жылда мектептердеги бош орундар эки эсеге кыскарганы менен өлкөбүздө мугалимдер жетишпейт.
Бирок статистика боюнча, азыр мектептерде иштеген 72 миңден ашык мугалимдердин ичинен 13 миңден көбү 5 жылга чейинки эмгек стажы бар жаш адистер экен. Ал эми 45 жашка чейинки мугалимдердин жалпы саны 40 миңге жетет. Демек, элибиздин уучу куру эмес.
Мамлекет мугалимдерден көп нерсени күтөт.
Мугалим балдардын жан дүйнөсүнүн козгоп, өзүн өзү өнүктүрө турган ички күчтөрүн кыймылга келтирет. Мисалы, Чынгыз Айтматовдун «Биринчи мугалим» повестиндеги Дүйшөн өзү чала сабат мугалим болсо да, ушул педагогикалык улуу акыйкатты жүрөгү менен тааныган.
Дүйшөндүн билимин азыркылар менен салыштырууга болбойт. Колунда кармаган алиппеси жок бул жаш жигиттин балдарды окутуу жөнүндө эч кандай кабары да болгон эмес. Бирок, ал «балдар, өзүм эмне билсем силерди ошонун баарына үйрөтөм…» - деген убадасынын өтөөсүнө чыгуу үчүн кара жанын карч уруп, аракет жасаган. Дүйшөн азыркы мугалимдерге дал ушунусу менен өрнөк. Анткени, азыркы мугалимдердин көпчүлүгү жогорку педагогикалык билимдүүлөр. Бирок, алардын баары эле окутуу ишине Дүйшөндөй мамиле жасабайт. Жүрөктөрүндө жалын жок. Кеп ушунда.
Урматтуу съезддин катышуучулары!
Сентябрь айында Нью-Йоркто өтө турган Бириккен Улуттар Уюмунун Башкы Ассамблеясынын кезектеги сессиясы болот. Анда планетардык деңгээлде алгачкы жолу туруктуу өнүктүрүүнүн Максаттары талкууланат. Ошол максаттардын арасындагы № 4- максат – мындай деп жазылган: «Баарына сапаттуу билим берүүнү камсыз кылуу жана бардыгы үчүн өмүр бою билим алуу мүмкүнчүлүгүн берүү”.
Ушул асыл максат сьезддин секцияларында өтө турган талкуулардын негизин түзөт, ошондой эле биздин өлкөбүздүн билим берүүсүн өнүктүрүүнүн багыты болуп калат деп ишенем.
Уважаемые делегаты съезда!
Для тех, кто понимает – “Учитель” – это очень высокое звание. Учителем называли Иисуса Христа. Муалим – Учитель – так обращались к пророку Мухаммеду.
Будущее каждого ребенка во многом зависит от того, кто будет его учителем в школе. А будущее страны зависит от того, какими вырастут наши дети. То есть будущее нашей страны в руках учителей.
Дорогие учителя!
Я прошу вас помнить об этом всегда! Относитесь с душой и сердцем к работе, к каждому ребенку!
Урматтуу мугалимдер!
Ар бир баланын келечегине сиздердин таасириңер тийет. Бирок, ишиңерге, балдарга туура эмес мамиле кылсаңар балекетиңер да тийет. Аягында болсо мунун бардыгы биригип мамлекеттин келечегине таасирин тийгизет. Ушуну унутпай, ишиңизге, ар бир окучууга чын жүрөктөн көңүл бурсаңыздар. Мамлекет келечеги сиздердин колуңуздарда.
Сиздердин балдарга болгон чексиз сүйүүңүздөр, алардын ишенимин, үмүттөрүн аздектөө, келечек муундарды уюлгуган борошодо буюкпай өз эли, Мекени үчүн эрдикке барышына түрткү берет.
Сиздерге Кудайым кубат берсин!
Баарыңыздарга узун өмүр, чың ден-соолук, ишиңиздерге ийгилик, үй-бүлөңүздөргө бакыт каалайм!
Аман-эсен болуңуздар!
Урматтуу съезддин делегаттары!
Эми өлкөбүздүн аймактарындагы мектептерде мугалимдик кесипте иштөөгө жолдомо алган 20 мыкты бүтүрүүчүгө, ар бирине 50 миң сомдук, сертификат ала келдим эле, уруксат этсеңиздер тапшырып койсом.
Урматтуу бүгүнкү съезддин катышуучулары!
Бүгүнкү съездге Өкмөт башчысы жана министрлер катышып олтурат. Ошондуктан съезддин делегаттары тарабынан коюлуучу маселелерди кеңири талкуулап, тиешелүү чечимдерди кабыл аласыздар деп ишенем.
Урматтуу мугалимдер!
Дагы бир жолу баарыңыздарды Мугалимдердин III съездинин ишинин башталышы менен чын жүрөктөн куттуктайм!
Съезддин ишине ийгилик каалайм жана жыйынтыгы жемиштүү болот деп ишенем!
Иш графигиме байланыштуу мен сиздерден уруксат сурайм.
Аман-эсен болгула!
Кудай колдосун!».
Вице-премьер-министр Дамира Ниязалиева провела заседание по плану исполнения мероприятий Министерства Труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики на 2015 год
25 августа 2015 года Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Дамира Ниязалиева провела заседание с руководителями государственных органов социального блока, на котором был рассмотрен План исполнения мероприятий Министерства Труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики на 2015 год.
«Каждое министерство принимало обязательства по стратегии развития своей отросли на текущий год, в связи с чем до конца года будут рассмотрено исполнение этих обязательств», — начала заседание Ниязалиева Д.А.
Министр труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики Айбек Азыранкулов информировал участников о проводимых мероприятиях в целях повышения занятости населения и поддержки граждан Кыргызской Республики, занятых на внутренних и внешних рынках труда, а также реализации Закона Кыргызской Республики «О содействии занятости населения». Кроме этого он отметил, что была разработана Программа содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней трудовой миграции до 2020 года.
Основной целью данной программы является создание условий, снижение безработицы и дисбаланса спроса и предложения на рынке, а также защита прав граждан Кыргызстана, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
В ходе совещания Ниязалиевой Д.А. было отмечено, что успешное реализация недавно принятого закона «О содействии занятости населения КР» требует разработки подзаконных нормативно-правовых актов и механизмов, без которых он не сможет полноценно функционировать.