Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Общество
Александр Аванесов: Желательно, чтобы правительство не так часто менялось
Александр Аванесов, постоянный координатор системы ООН в Кыргызстане, рассказал о совместных с правительством Кыргызстана проектах и о ходе их исполнения.
- Что вы в целом думаете о работе правительства в контексте реализации совместных проектов?
Мы действительно работаем с правительством и отдельными министерствами очень плотно. Я могу сказать, что по тем проектам, которые мы осуществляем совместно, у нас хорошие результаты, хорошее взаимопонимание, хороший диалог. Когда я говорю «хороший диалог» – это значит, что мы имеем четкие позиции, мы понимаем, что нужно в различных секторах нашей работы. Этих секторов всего четыре – это миростроительство, госуправление, сокращение бедности и социально-экономическое развитие, а также сокращение стихийных бедствий в сочетании с проблематикой изменения климата. Я могу сказать, что очень важно то, что мы четко представляем, что правительству нужно, и пытаемся на это оперативно реагировать. Это хорошо, потому что очень важно понимать четко сформулированную цель. Это достоинство, которое я вижу в нашей работе с правительством. С нашей стороны задача заключается в том, чтобы быстро отреагировать и в то же время очень скрупулезно анализировать результаты этой реакции. Мы ищем квалифицированный и экспертный потенциал, даже если вопрос касается закупки какого-то оборудования, строительства или работы с людьми. Здесь вот компоненты нашего взаимодействия должны быть очень серьезно проанализированы с точки зрения эффективности. И мы стараемся это делать. В прошлом году мы провели очень насыщенные итоговые заседания с представителями правительства и неправительственного сектора по результатам всех четырех направлений. Там прозвучали и критика, и предложения, и не только достижения, как иногда принято выпячивать свои достижения, но и очень скрупулезно было продумано, что делать дальше. Поэтому я бы так оценил, что, в общем-то, как мы сотрудничаем сегодня, это плодотворная и четкая работа с пониманием того, зачем мы это делаем.
- Какие наиболее успешные совместные проекты вы бы отметили?
Я бы выбрал три проекта сразу навскидку. Первый проект – это проект, связанный с обеспечением социальной справедливости. Мы его осуществляли вместе с Европейским союзом. Второй проект, который, на мой взгляд, дал очень хорошие результаты, это работа по бюджетной прозрачности с USAID, с американским агентством по развитию. Третий проект, я думаю, это все-таки проект Нарынский, который начался в прошлом году, по комплексному развитию Нарына при поддержке Российской Федерации. Это первый такой проект технического содействия, который мы осуществляем с Россией и при финансовой поддержке России. Проект очень конкретный и уже дает свои хорошие результаты с точки зрения поддержки фермерства, малого и среднего бизнеса. Мы очень скрупулезно следим за его продвижением, потому что мы будем делать подобные проекты в Джалал-Абадской и Ошской областях. Наверное, в этом году мы успеем начать и Ошский проект опять-таки же при поддержке Российской Федерации. Джалал-абадский и Баткенский проекты планируются на следующие два-три года. Это три основных проекта.
Но я бы подчеркнул еще один из самых больших проектов нашей программы – это проект по борьбе со СПИДом. Если вы меня спросите, в чем основное достижение этого проекта, я думаю, что его главное достижение на сегодняшний день заключается в том, что мы почти в два раза увеличили количество людей, которые приходят тестироваться. Известно, что очень многое зависит от того, на какой стадии заболевание диагностируют, особенно если дело касается СПИДа. Была проведена работа с населением, с группами риска, до которых иногда очень сложно дотянуться. И здесь, кстати говоря, огромная роль неправительственного сектора, поэтому я всегда подчеркиваю роль неправительственного сектора не только с точки зрения демократических каких-то принципов, но и с точки зрения нашей повседневной работы с ними, по конкретным проектам.
- Какие реформы, проведенные за последнее время нашим правительством, вы бы отметили как наиболее результативные?
Если посмотреть реформы за последние годы даже не в правительстве, а вообще в стране, я считаю, что такой реформой был переход к парламентской форме правления. Думаю, это главная реформа, ее даже реформой не назовешь, это очень серьезное изменение государственного мышления. И, конечно, это все еще требует дополнительной работы. А с точки зрения секторальных изменений, я считаю, что набирает силу реформа судебная, потому что судебная сфера является корнем и в то же время решением очень многих проблем. Вопрос верховенством закона заключается в судебной системе. Здесь требуются большая работа и большие вложения, но это то, что необходимо сделать, потому что без этого ничего не будет, на мой взгляд. Вторым пунктом я бы отметил большой сдвиг, произошедший в сфере борьбы с коррупцией. Да, мы знаем, что этот элемент присутствует очень сильно пока еще, но мы в то же время видим, что уже сделаны серьезные шаги по решению данной проблемы. Большие, мне кажется, были открыты коррупционные дела. Другое дело, что на сегодняшний день очень многое идет по линии силовых ведомств, что является составным компонентом борьбы с коррупцией, но очень многое еще нужно сделать с точки зрения законодательства, чтобы избежать коррупционных рисков. Очень многое нужно сделать системно в тех министерствах, ведомствах, организациях, в том числе неправительственных, где есть коррупционные риски. И очень большая работа должна быть с населением. То есть борьба с коррупцией в любой стране – это, в конечном итоге, работа с населением о неприятии этого факта, потому что коррупция – это не только тот, кто берет, но и тот, кто дает. Еще есть системная коррупция, особенно при организации тендеров. В этом секторе уже большая работа проводится в стране.
В энергетике, мне кажется, наметился сдвиг. Также очень большой сдвиг произошел в госуправлении по линии упорядочивания и понимания того, как строить государственные услуги. Мы были непосредственно вовлечены в это дело. И мы считаем, что здесь есть хороший сдвиг, хорошие перспективы, но работы еще очень много, потому что от этого зависит настроение в стране. То, как государство обеспечивает свое население добросовестными услугами и отвечает на запросы народа, которое это государство содержит на свои налоги, – в этой сфере есть очень хороший сдвиг.
И последнее, что я хочу отметить, это то, что вообще идет реформа госуправления, в том числе в связи со вступлением в Евразийское пространство. Я думаю, здесь очень многое еще нужно сделать с точки зрения стандартов в различных областях и так далее. Вот такие направления, мне кажется, наиболее удачные на сегодняшний день.
- Расскажите о планах на 2015 год.
Очень много проектов продолжается. Программа наша рассчитана на четыре года, и у нас есть четкое понимание, что делать. Из новых я бы выделил проекты, связанные с верховенством закона, с судебной реформой, у нас эта тематика наращивается. Из не совсем новых, но которые в 2015 году будут решающими с точки зрения результата, это проекты по миростроительству, особенно связанные с межэтническими отношениями, толерантностью, работой с религиозными лидерами, с женскими группами, с молодежью, проекты, связанные с вопросами многоязычия и представительством меньшинств в органах власти, в том числе и в силовых структурах. Вот это будет очень мощный компонент. Новые проекты планируются по приграничному сотрудничеству, особенно с Таджикистаном. Разворачиваются все больше и больше региональные проекты по поддержке торговли Кыргызстана с Таджикистаном, Узбекистаном. Новый проект, которым мы сейчас двигаем и стараемся максимально ускорить, это вопрос, связанный с развитием торговли между Таджикистаном и Кыргызстаном с участием Афганистана. И совсем новый проект, который мы сейчас начинаем, это проект при поддержке Российской Федерации по социально-экономическим аспектам людей, живущих вблизи урановых хвостохранилищ. Это я частично обозначил, помимо упомянутой деятельности еще есть проекты по экологическим направлениям, создание Национального парка «Хан-Тенгри» по биоразнообразию, проектов довольного много, всего их более 40 на сумму около 30 миллионов долларов США.
- В одном из ваших интервью я прочитала, что ежегодно бюджет вами осваивается только на 80-85 %. В чем причина такого «недоосвоения»?
Здесь разные причины. Есть определенные технические причины, есть причины некоторых задержек, также по разным причинам, могут быть технические, может быть из-за того, что мы иногда вынуждены немного откладывать. Есть некоторые тендеры, которые сразу не приносят желаемого результата, значит, они немного продлеваются и переносятся на более поздний срок. Здесь еще терминологический момент. Мы, например, можем провести тендер, найти поставщика, предположим, но ресурсы будут переведены через два-три месяца, или поставка будет через два-три месяца. То есть работа фактически проведена, но формально бюджет еще не истрачен. Поэтому эти 10-15 % представляют собой задержки, это чисто техническая вещь. Но бывает, так складывается и из-за того, что некоторые проекты идут не с той скоростью, которую мы хотим.
- В каких моментах вашей совместной деятельности с правительством его работа, на ваш взгляд, была достойна особой похвалы?
Я считаю, что правительство прекрасно организовало работу нашего форума высокого уровня по проблемам развития. Была хорошая работа, не просто собрались, поговорили интересно, но были подготовлены очень четкие рекомендации по 18 или 19 направлениям, которые мы сейчас анализируем, что желается, как делается. Это совместные рекомендации между донорами и правительством.
Я очень приветствую быструю реакцию правительства на некоторые наши предложения. Например, предложение по тем же урановым хвостохранилищам. Правительство очень быстро и позитивно реагирует – это очень хорошо. Ну, а что бы я отметил в работе правительства как большой позитив, это то, что правительство четко двигается в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития. Есть видение, мы знаем, что все это порой происходит не так гладко в силу разных обстоятельств, но есть четкое понимание того, по какому пути идти, которое задано и Нациаональным Советом по устойчивому развитию под руководством президента. Это залог успеха, потому что когда у тебя есть четкий сценарий движения вперед, это всегда здорово. И это совпадает с нашим видением глобального развития. Сейчас будет повестка после 2015 года, разрабатываются около 17 глобальных целей устойчивого развития, которые потом будут трансформироваться на национальный уровень, т.е. каждая страна посмотрит, что наиболее приоритетно для нее, и это большой стимул для анализа того, что здесь происходит по тем или иным направлениям устойчивого развития и как двигаться вперед. Я думаю, что Кыргызстан к этому неплохо готов.
Во-первых, правительству я пожелаю успехов. Во-вторых, пожелаю правительству двигаться по всем тем направлениям и реформам, которые я упоминал, а также реформе частного сектора. Желательно, чтобы правительство не так часто менялось. Я, например, беседовал с одним представителем министерства, в котором, как выяснилось, за последние четыре года министры сменились восемь раз. Не так просто работать в таком формате. Самое главное пожелание правительству – это использовать все те преимущества, которые могут открыться в связи с Еразийской интеграцией, и в то же время максимально использовать донорский потенциал абсолютно всех доноров, которые готовы работать здесь. По-прежнему вести очень хорошую координационную работу, которая сейчас ведется. Это уникальная, я считаю работа, которая ведется премьер-министром и кабинетом министров по координации донорской помощи. От имени партнеров по развитию могу сказать, что сейчас у нас установились настоящие партнерские отношения, вот их нужно углублять на пользу страны.
Материал подготовлен отделом
информационного обеспечения правительства КР
Это кажется дикостью для наших зарубежных партнеров )). Им нужна стабильность. Получается, что с одним правительством начинают работать, а тут меняют их на другое. А у иностранцев возникает вопрос, а будет ли придерживаться новое правительство взятого прежним правительством курса или нет.
Действительно, пора кончать с этим. У нас каждый год меняют премьер-министра и министров