Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Общество
Быть ли компетентности в Кыргызстане?
Быть ли компетентности в Кыргызстане?
Реформа в системе образования Кыргызстана обнажила ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Мир изменился, процессы, происходящие в нем, ускорились, а мы продолжаем жить старыми представлениями о качестве образования. Что же необходимо предпринять, чтобы перевести систему образования на компетентностно ориентрованную модель обучения?
Иногда ничем непримечательный, на первый взгляд, разговор может натолкнуть на серьезные размышления. Одна моя знакомая рассказала, как однажды она принимала важных зарубежных гостей, которые были большими экспертами в области бизнеса. В приватной беседе за чашечкой чая, они поведали, что сфера образования является самым настоящим клондайком для тех, кто ищет прибыльную нишу на рынке.
То, что система образования создает основы, фундамент будущего развития для любого государства, не вызывает сомнения. А вот то, что эта сфера может быть выгодной для инвестиций – мысль интересная. По подсчетам экспертов, в настоящее время емкость мирового рынка образовательных услуг превышает один триллион долларов США в год. Вдумайтесь только в эти цифры! Многие отрасли даже не могут мечтать о таких объемах.
Львиную долю этого рынка между собой делят США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Австралия. Стремительно в эту сферу врывается наш сосед – Китай. Невольно возникает вопрос: ни этот ли фактор является причиной их высокоразвитой экономики? Ведь это реальные частные инвестиции, причем систематические, на постоянной, из года в год, основе. Это действительно золотая жила, которая отражается на всей экономике, оказывая мультипликативный эффект. Выгода для государства очевидна. И для этого нужно всего-то давать качественное образование и играть по общепринятым правилам.
Каков нынче уровень образования в Кыргызстане? Если честно, то ситуация не радостная. Качество образования падает. Еще свежи в памяти результаты международного исследования PISA в 2009 году, по итогам которого школьники нашей страны оказались на последнем месте. Ниже, как говорят, некуда! И система высшего образования вызывает много нареканий. Государственные и коммерческие структуры, куда попадают выпускники вузов, в один голос утверждают, что новоиспеченных дипломированных специалистов необходимо обучать заново.
Исторически так сложилось, что образование считалось качественным, если ребенок мог воспроизвести совокупность впитанных в школе или вузе знаний и фактов. И для прошлого столетия, когда полученные знания могли использоваться на протяжении нескольких десятилетий, это было вполне справедливо. В наше время знания устаревают в среднем за восемнадцать месяцев.
С появлением интернета XXI век круто и безвозвратно поменял парадигму образования. Недостаточно владеть определенным набором знаний. Доступ к информации открыт и легкодоступен. Достаточно сделать несколько кликов, чтобы получить искомую информацию. Сегодня главное понять, какая именно информация вам нужна для решения той или иной задачи. Надо уметь найти самое необходимое, систематизировать эту информацию, сделать выводы, принять решение и быть способным к продуктивной деятельности, а это уже показатель компетентности.
То есть общество требует компетентности и умения работать с информацией, а система образования продолжает предоставлять определённый набор знаний, не давая порой инструменты, позволяющие пользоваться ими. Мы говорим о формировании компетентностей, а оцениваем ученика по принципу «знает – не знает». Общеизвестно: что будет оцениваться, то и будет предоставляться.
Мы, общество и государство, еще не определили, по каким критериям измерять качественное, хорошее образование. Так, и эксперты отмечают, что, несмотря на целый ряд инструментов измерения на разных уровнях образования, по сей день нет единой страновой системы оценки его качества.
Отсутствие критериев оценки – не единственная проблема. Одна из моих коллег утверждает, что в классе, где учится её дочь, количество учеников достигает почти пятидесяти. Понятно, что учитель не может уделять внимание каждому. Когда-то и учителей в школах не хватало, особенно в регионах, но в настоящее время большинство школ практически полностью укомплектованы. А вот со школьными учебниками проблемы еще остаются. Речь даже не столько о качестве их содержания, а о том, что имеющихся книг не хватает на всех учеников.
Министерство образования пытается найти выход – подключить к интернету 800 школ республики и использовать электронные учебники. Это должно стать хорошим подспорьем для учителей и школьников. И, на мой взгляд, это правильное решение. Правда, Министерство образования и науки КР трижды объявляло тендер на проведение интернета в школах, но ни одно предложение не укладывалось в имеющиеся у министерства на эти цели средства.
Напрашивается вопрос: почему же в таком случае Правительство выделило средств недостаточно? Незнание реальных цен на рынке коммуникационных услуг? Или налицо попытка заработать как можно больше провайдерами интернет-услуг? Вопрос требует ответа, тем более, что одна из компаний – «Кыргызтелеком» принадлежит государству и можно было бы на уровне исполнительной власти утрясти «межведомственные интересы», для успешного решения стратегически важной для страны задачи. Но это возможно только в одном случае, - если государство действительно заинтересовано в реформировании системы образования.
Ко всеобщей радости, Правительство проявило свою заинтересованность под конец уходящего года - вопрос решен, к 1 сентября 2017 года 620 школ республики будут подключены к интернету.
Еще одна проблема, которая часто обсуждается – поборы и коррумпированность в системе образования. Решить ее можно совместными усилиями, когда государство, гражданское общество и образовательные организации придут к единому мнению. Здесь главное уяснить, что основным потребителем образовательных услуг является население. Поэтому важно, чтобы сфера ответственности за образование расширялась, и одним из заказчиков его содержания и качества стало само общество.
Один из механизмов включения гражданского общества в эту работу – через взаимодействие Общественного совета Министерства образования и науки КР. Его задача – усилить открытость и прозрачность в проведении реформы в образовании, стать «рупором» общества и активным участником в таких вопросах, как разработка и проведение политики в области образования и мониторинг ее результатов.
Чтобы усилить возможность Общественного совета играть такую роль, с 2015 года Фонд имени Конрада Аденауэра в партнерстве с ЭД «БИОМ» при поддержке Европейского Союза реализует проект «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызстане». Проект имеет два фокуса – развитие потенциала самого Общественного совета МОН КР, для чего проектом проведена серия мероприятий для повышения потенциала ОС, – и поддержка реформ в секторе образования через анализ ситуации в этой сфере и разработку на этой основе рекомендаций по дальнейшему развитию образования.
Ни одно государство, каким бы богатым оно ни было, не сможет в одиночку решить социальные проблемы общества, не сотрудничая с гражданским сектором и коммерческими структурами. Тем более, если государство не очень богатое, то сама жизнь велела искать пути партнерства. Нужно отметить, что проект создал хорошую площадку, где можно коллегиально обсуждать и принимать решения, получать необходимую информацию, чтобы быть в курсе событий и идти в ногу с общемировыми тенденциями в сфере образования.
И нельзя забывать, что образованность, которое обеспечивает и компетентность человека и развитие его потенциала – главная ценность, без достижения которой нет будущего у государства.
Ислам Жолдошов