Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Научные статьи
Этно-динамичный колорит или национальная архитектура и градостроительство
ЭТНО-ДИНАМИЧНЫЙ КОЛОРИТ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНАЯ
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Искендеров Уланбек Жолдошбекович
Аспирант, преподаватель и научный сотрудник кафедры
«Архитектуры и дизайна» Кыргызского Государственного
Университета Строительства, Транспорта и Архитектуры им. Н.Исанова
« Долг каждой нации – выразить себя перед миром. Если же ей нечего сказать другим, это следует понимать как национальное преступление, это хуже смерти и не прощается человеческой историей. Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у неё».
Рабиндранат Тагор
Введение
Кыргызстан 31 августа 1991 году обрел суверенность и стал на путь построения демократического общества и правового государства. С тех пор произошли радикальные изменения в политической, экономической, социально-культурной жизни республики. Противоречия переходного времени, а также первые результаты проводимых страной полномасштабных реформ отражаются во всех сферах производства, науки, культуры, образования, в том числе в архитектуре и градостроительстве. В начале 1993 году состоялся съезд союза архитекторов республики, который наметил стратегическую цель по возрождению национальной архитектуры и определил комплекс мероприятий по преобразованию городов и населенных мест в условиях рыночной экономики.
Как известно, кыргызы являются одним из древних этносов Центральной Азии. Несмотря на многочисленные перипетии истории, они развили и сохранили свою самобытность до сегодняшнего дня и смогли творчески наследовать элементы эпохальных, региональных, локальных соседних культур. Это видно в традиционной и современной духовно-материальной культуре, об этом же красноречиво свидетельствует многовековая история архитектуры и градостроительства Кыргызстана.
Прошло более 20 лет с начала этого этапа развития архитектуры суверенного Кыргызстана, поэтому уже можно оценить достигнутое, проанализировать некоторые допущенные ошибки, а также попытаться заглянуть в будущее. Можно однозначно констатировать, что в целом архитектура Кыргызстана за эти годы сделала крутой поворот в своей эволюции. Развитие отечественного зодчества происходило под знаком интенсивного поиска новых направлений в индивидуальном жилищном строительстве, в архитектуре торгово-коммерческих, коммунально-транспортных сооружений, в дизайне городской среды, в особенности в монументальной архитектуре и в перепрофилировании существующих или недостроенных еще со времен советской эпохи общественных, производственных и жилых зданий.
Это свидетельствует о том, что наметились новации в общей направленности и методологии творчества архитекторов Кыргызстана. Возрождаются поиски национального своеобразия в архитектуре республики. Следует отметить, что решающее влияние на развитие национальной архитектуры оказали крупные культурно-политические события, такие как празднование 1000-летия эпоса «Манас» (1995 г.), 3000-летия основания города Ош (2000 г.), Года гор (2002 г.), 2200-летия образования государственности (2003 г.), а также придания государственного статуса кыргызскому языку, восстановления исторического названия столицы Бишкек и других городов, сел.
На настоящем историческом этапе в сохранении и в дальнейшем развитии этнокультурной самобытности, а также, в целом, в повышении общего уровня современной архитектуры Кыргызстана на старшее и молодое поколение зодчих возложена ответственная миссия идеологического, эстетического, социально-экономического, строительного, технического плана.
Вместе с тем, научное исследование более чем трехтысячелетней истории и многогранной современной архитектуры и градостроительства Кыргызстана как комплексной темы, имеющей важное познавательное, этнокультурное и социально-идеологическое значение для нынешнего этапа, по сути дела, находится только на начальной стадии. Так, например, еще не созданы учебники по современной архитектуре, свод или атлас архитектурных памятников Кыргызстана, что свидетельствует о недостаточном систематическом изучении архитектурно-исторического наследия.
Переосмысление пройденного пути, дополнение и расширение исторического знания всегда связаны с актуальными теоретическими проблемами современной и будущей архитектуры. Среди многочисленных теоретических проблем закономерности архитектурной формы (АФ) и пространства (АП), а также тесно связанные с ними такие понятия, как «анализ», «интерпретация», «динамичность», «функция» на протяжении последнего века оставались в центре внимания творческих откровений мастеров зарубежной архитектуры, научно-теоретических и прикладных разработок учебных научно-исследовательских центров. Нередко оригинальные идеи формы и пространства выносились на международные конкурсы, вставки, конгрессы Международного союза архитекторов для демонстрации новых возможностей и направлений.
Выразительные и запоминающиеся образы, рационально-функциональные решения отдельных зданий и городов Кыргызстана также возникли в результате творческого поиска и критического подхода архитекторов и инженеров-строителей к проблемам архитектурной формы и пространства. Характерной чертой творческого мышления и практической деятельности кыргызских архитекторов в конце XX века стало тяготение к концептуализации профессионального знания в рассматриваемом отношении.
В середине 80-х годов в западной архитектуре утвердились новые концепции АФ и АП постмодернизма, вытеснившие на периферию уже ставшие стереотипными образцы модернистской архитектуры. Архитекторы Кыргызстана в эти годы, активно изучая и перерабатывая западный и советский опыт в моделировании АФ и АП, смогли подняться на новую ступень в проектировании индивидуальных жилых, уникальных общественных зданий Бишкека, некоторых сельских населенных мест и, в частности, Ысык-Кёльской курортно-оздоровительной зоны. Кыргызская архитектурная школа обогатилась собственными идеями АФ и АП. В 80-е годы, т.е. в финальной стадии развития советской архитектуры в Кыргызстане, впервые наметились тенденции, направленные на комплексное отражение этнокультурных ценностей и самобытных мотивов на языке современной АФ и концепциях АП.
Однако к началу нового тысячелетия общетеоретические положения о природе АФ и АП, несмотря на имеющуюся обширную литературу, в узловых позициях устарели и далеки от соответствия современному уровню развития науки и строительной практики. Интуитивный, образнометафорический подход в проектировании становится господствующим в сфере проектностроительного бизнеса. Архитекторы Кыргызстана испытывают недостаток теоретических исследований фундаментальных проблем архитектуры, среди которых определенное место занимают вопросы изучения потенциала АП и нераскрытых резервов АФ, в частности этнокультурных объектов.
Сегодня одним из главных направлений улучшения сложившейся городской застройки стало использование малых архитектурных форм, внедрение возможностей средового подхода (дизайн окружающей среды и ландшафта). Отрадно, что в рамках направления возникает новая типология общественных и жилых зданий. Особенно много построено в городе Бишкек объектов финансового, торгово-коммерческого бизнеса. Остро динамичные формы банков, супермаркетов, кафе, ресторанов во многом изменили облик центральной части города, оживили городскую жизнь. Броская, порою вычурная трактовка внешнего облика и объемно-пространственной структуры, дизайнерское оформление интерьеров в архитектуре торговых зданий становятся важной составляющей рентабельности и конкурентоспособности «торговой точки».
Резюмируя, можно сказать, что ядро идейно-теоретической платформы этноархитектуры составляют содержательные и формообразующие истоки, связанные с историей, философией, культурой и современной жизнью. Гибкое сочетание, скорее даже синтез ценностей народно-исторического наследия и достижений современной теории и практики архитектуры должны стать методологической платформой полноценного этнокультурного направления.
рис. 1 « Современная школа»
Архитектура Кыргызстана на фоне глобальной картины современности
То, что научная методология изучения архитектуры одной страны сегодня не может замыкаться в пределах ее границы, можно считать не просто велением нового времени. Необходимость расширения угла обозрения на панораму архитектуры Кыргызстана вполне объяснима. Если нас раньше причисляли к периферийным участкам советской архитектуры (мы сами понимали удаленность от центра и, может быть, поэтому были избавлены (самоотстранены) от мучительного поиска своего «пути»), то теперь, оказавшись на равных со всеми странами мирового сообщества, невольно должны проходить перед их взорами как значимый субъект истории. У нас появился главный критерий - «мировой стандарт». Значит, пришло время пристально смотреть по сторонам (странам) и «себя показывать».
Таким образом, проблемы социально-культурной, экономической, эстетической переориентации архитектуры Кыргызстана в аспекте самобытности и идентичности еще не достаточно решены. Необходима новая типология зданий и сооружений, отражающая многообразные ценности, отвечающая возросшим духовным потребностям современных жителей республики, не уступающая по эстетическим и строительно-техническим качествам зарубежным образцам.
Этническая концепция пространства и формы в архитектуре Кыргызстана
Между этническими представлениями о пространстве и образами традиционной архитектурной среды народа существует некая связь. Такие ученые, как О.Шпенглер, Г.Гачев, А.Байбурин, И.Вейнберг считали, что каждый исторический тип, культуры внутри себя вырабатывает присущую ему концепцию пространства и. Более того, изменение этой концепции наиболее точно отражает существенные и глубинные метаморфозы исторических этнокультурных процессов. Поэтому для понимания сути традиционной архитектуры этноса необходимо изучение его концепции пространства, а также наряду с последним этнические представления о динамичной формы, символики и т.п.
Это открывает путь или, по крайней мере, создает предпосылки к постижению духовности национальной архитектуры и искусства кыргызов.
Невероятно, но факт, что так называемое «универсальное пространство» модернистской архитектуры, везде и всюду преподносящееся как вненациональное или планетарное явление, при тщательной разборке обнаруживает свое адресное национальное происхождение, т.е. несет в себе этнокультурные образы пространства и времени европейских народов - французов, немцев, англичан, итальянцев...
Этнический оттенок реально-исторического пространства, который ощущается, например, в интерьере юрты, показывает пустоту, безжизненность и абстрактность геометрического пространства. Математическая точность и пустота, выраженная линиями и точками, характеризуют образ геометрического пространства, где нет людей, природы, пластики, тем более архитектурно-художественных образов. Это говорит о том, что понять этническое пространство гораздо сложнее, чем составить обобщенное геометрическое представление о нем. Есть предположение ученых, что существовало и существует столько этнических представлений о пространстве и времени, сколько языков и народов существует в мире. Они друг друга дополняют, и там они близки, где имеется единство языка, культуры, территории, истории.
Процесс формирования этнического представления о структуре пространства имеет длительную историю. Обобщенный и одновременно аналитический взгляд на историю кыргызского народа, его государственность, а также на эволюцию материальной и духовной культуры (в том числе архитектуры и искусства) позволяет проследить на этом фоне метаморфозу процесса функционирования кыргызской этнической концепции пространства и формы.
Следует отметить, что возникновению этнического представления предшествуют три концепции пространства древнейшего мира: архаическая, мифорелигиозная и социально-бытовая.
Этническое представление кыргызов об идеальном (правильном) пространственном обустройстве своего мира получило конкретно-историческое отражение в общественном сознании, в мировоззренческом, социальном, географическом, предметно-эстетическом, архитектурном и другом плане.
На материале истории архитектуры в Кыргызстане попытаемся конкретизировать узловые моменты генезиса этнической концепции пространства и формы.
Прежде всего, отметим следующее: опираясь на изученные в рамках темы материалы, мы пришли к убеждению о том, что этническая концепция пространства и формы в своем развитии прошла, по крайней мере, пять этапов: 1) стадию генезиса; 2) длительный путь формирования; 3) стадию прочного утверждения и застоя (закрепленная в виде относительно обособленной системы); 4) эпоху распада и трансформации; 5) время возрождения (т.е. возврат к истокам в современной интерпретации).
Проблемы национального в современной архитектуре
Национальное (этническое) в культуре, это своеобразный подход народа к миру, который формируется выработанной для себя особого образа мира, характера мышления, чувства, восприятия жизни, в результате всего имеет свой «космо-психо-логос». Например, в национальное жилище - юрту, или в бытовой предмет - шырдак и другие виды искусства кыргызы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, и поэтому вполне справедливо, что «искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их мудрости и религии» Гегель.
Идейно-теоретический базис и дальнейшая судьба современного этнокультурного направления в архитектуре тесно связаны с содержанием таких понятий, как «история народа», «национальная идея», «истоки», «менталитет архитектора», «возрождение», «объекты этноархитектуры» и, естественно, еще с многими другими аспектами проблемы (целью, задачами, методологией, результатами практической деятельности).
Попытаемся кратко обозначить свою позицию по отдельным моментам вышеназванных вопросов. Так, история и культура нашего народа наиболее развернуто изучаются этнографией или, точнее, учеными-культурологами республики. Дефиниция «культура» часто стоит в ряду таких понятий, как «общество», «природа», «история», «цивилизация», «человек». Поскольку культура (хотя в корне слова лежит культ, почитание) является философским или предельно широким понятием, в нее вкладывают порою различные взаимопротиворечивые содержания. Существуют даже диагонально противоположные теории понимания культур.
Архитектура выступает при этом как элемент этнокультуры, т.е. культура и архитектура находятся в отношении как общее и частное. Будучи элементом этнокультуры, архитектура несет в себе характерные черты других составных элементов искусства этноса. Этим обеспечивается органичность этнокультуры.
Общие свойства и закономерности этнокультуры обладают наибольшей ценностью в познании (т.е. в воспроизведении, репрезентации современной культуры).
Культура, независимо от того, рассматриваем ли мы ее динамически или статически, всегда есть результат истории этноса. Любая культура, как по виду, так и по уровню существует в своем пространстве и времени, образуя некий мир, космос.
Реально существующее, функционирующая и развивающаяся целостность, может служить сильным инструментом для понимания человеческой сущности и истории. Прежде всего, культура результат человеческой истории, материально и духовно оформленный след. Архитектура - также результат, но и постоянно развивающийся процесс. Однако архитектура по отношению к культуре и истории этноса, взятая изнутри, является следствием.
В этом смысле архитектура служит как бы своеобразным языком понимания этнокультуры. с тем, для восприятия языка архитектуры необходимо знание причины, т.е. имманентных за- и норм культуры. Из вышесказанного не следует, что для архитектуры этническое ядро является единственным. Есть архитектура и другого плана, - например, региональная или «религиозная», ядром архитектуры является не этнос, а межэтнические, территориальные феномены культуры история мировых религий.
Культура одного народа выглядит интереснее, когда видны отличия ее архитектуры от архитектуры другого народа. Однако не это главное. Способность одного народа осваивать лучшие достижения другого является главным показателем уровня развития архитектуры и в целом жизнеспособности культуры.
Архитектура становится составным элементом этнокультуры тогда, когда она органически состоит из материальных и духовных субстанций этноса. Этнокультура и архитектура в таком смысле делятся в соотношении как причина и следствие. Пути к пониманию сущности национальной архитектуры Кыргызстана можно искать в философ- взглядах народа. Ведь философия каждой нации тесно взаимосвязана как с культурой, условиями и, историей, так и с ее архитектурой и градостроительством. Каждый из этих компонентов показывает и раскрывает своеобразие национального феномена. Каждый из них дополняет друг друга, наше представление, каждому из них отводится определенная роль в создании «кыргызского »мира и пространства.
Этноархитектуру народа, если она у нее есть, нельзя объяснить, например, только через функциональные параметры его жилища или на основе природно-климатических, шире экологических, условий, где он обитал. Когда народная архитектура объясняется таким «материалистическим» образом, создается твердое впечатление, что главной причиной возникновения (и уровнем достижения результатов) ее архитектуры всегда было приспособление к окружающей среде. Экологическое приспособление, адаптация к природным условиям этноса объясняют лишь внешние стороны эволюции его архитектуры.
Этнокультурный подход, излагаемый здесь, дистанцируется от сложившейся постсоветской методологии объяснения сущности архитектуры, считая ее механистической, поскольку она фетишизирует главным образом функционально-практические стороны архитектурных объектов, при этом принижая духовные, культурно-исторические и иные факторы (причины). Последние в этнокультурной архитектуре могут выступать в качестве первичных субстанций.
Таким образом, внутренними источниками этноархитектуры являются природные, материальные, социальные условия и духовный мир этноса, внешними - архитектура соседних этносов и «эпохальные» силы. Своеобразие этноархитектуры обуславливается уникальностью образующих истоков философии, религии, психологии, предметного мира, природы и т.п. Внутренние источники неисчерпаемы, бесценны и разнообразны.
По всей видимости, поэтому «национальная идея» имеет прямое отношение к развитию этноархитектуры.
В национальной идее осмысливается исторический путь нации, ее будущее и место в мировом сообществе. Как видно из историко-философских рассуждений, в национальной идее народов всегда имеется их «золотой век», «обетованная земля-родина», «культурные герои» и еще другие важнейшие категории этноса. Вспомним хотя бы кыргызскую державу VIII века, Энесай, Ала-Тоо, Алтай и Манаса.
Национальная идея стремится к «общему идеалу», о котором когда-то говорил Л.Н.Толстой. О литературе, он - суть целостности национального искусства, ее внутренний двигатель, которая находит полноту выражения в воссоздании родовой сущности, но каждый раз в новом историческом контексте культуры. «Воплощая «общий идеал», воссоздаваемый на новых уровнях с новыми качествами, и проявляя в этом национальный характер, культура раскрывает творческие возможности этноса, вносит свой вклад в мировые достижения».
Считается, что национальная идея - как бы «особая судьба-дорога» (Н.Бердяев), предначертанная богом для данного народа или государства. По мнению одних она - спонтанная пульсирующая воля народа, это как бы ее заветное желание (например, стремление к свободе, равенству, в крайнем случае, даже к этноцентризму).
Рис. 2 « Туристический комплекс с национальным уклоном»
Об истоках нашей культуры мы говорили выше. Создавая новые произведения архитектуры кыргызские архитекторы, так или иначе, будут возвращаться к истокам как формообразующим, идейным установкам. Поскольку настоящее это мостик, один конец которого соединен с прошлым, другой с будущим, то архитектурное творчество не будет современным без решения этой узловой проблемы.
Истоки возникновения кыргызского национального зодчества в целом лежат в тех же основах, на чем зиждутся отечественная культура и искусство. В этом случае можно говорить об объективных и субъективных предпосылках, которые обуславливают формирование национальной архитектуры. В наиболее общем виде к таким предпосылкам относятся социальные, культурно-исторические, этнографические, географические, градостроительные и другие истоки. И, конечно же, самое существенное влияние на архитектуру оказывают в настоящее время новые факторы - современная общественно-культурная среда, реальное положение дел в республике и в мире.
Анализ работ, выполненных в этнокультурном направлении, показывает, что истоки служат для архитектора некими внутренними импульсами творческого переосмысления типичной проектной задачи, поэтому они существенно отличаются от объективных внешних факторов, которые в процессе архитектурного мышления, естественно, необходимо тщательно учитывать.
Поиск типологического многообразия и этнокультурных особенностей жилой архитектуры
Облик страны, ее мироощущение тем интереснее и богаче, чем полнее и разнообразнее представлена в ней история и современная культура, запечатленная в образах архитектуры жилища. Этнокультурное направление прочно завоюет себе место под солнцем лишь тогда, когда оно воплотится в современной жилой застройке городов и сел Кыргызстана. Поэтому в этом отношении надо творчески и гибко использовать исторические источники, народные традиции, богатый опыт зарубежных стран.
Таким образом, поиск и воплощение новой архитектурной концепции формы и пространства жилых зданий является одной из первостепенных и сложных творческих задач, поставленных самим временем перед архитекторами Кыргызстана.
рис. 3. «Музей»
Базисные положения этнокультурного подхода
Современная этноархитектура Кыргызстана - это вполне самостоятельное идейно-стилевое и концептуальное направление, которое может быть охарактеризовано следующими позициями: 1) глубокими историческими корнями и многообразными компонентами; 2) своеобразными формообразующими истоками; 3) мозаичной идейно-теоретической платформой; 4) этноархитектурной концепцией пространства и художественной формы; 5) привлекательным эстетическим идеалом и уникальной целью; 6) особой палитрой (типологией) этнокультурных объектов; 7) концептуальнымпроблемным методом проектирования; 8) внутренними противоречивыми тенденциями развития; 9) обособленной группой архитекторов и теоретиков, имеющих индивидуальную творческую концепцию; 10) избирательной социально-культурологической ориентированностью и сферой реализации;
- степенью воплощения, влиянием на других и т.п.
Каждая из вышеназванных позиций заслуживает конкретного изучения и теоретического осмысления в содержательном плане. Без углубленного теоретико-концептуального аппарата представляется невозможным достичь высокого современного уровня отечественной архитектуры и открыть ее широкие перспективы. Еще раз, подчеркивая необходимость проведения специальных исторических, теоретических и экспериментально-практических работ, резюмируем некоторые принципы этноархитектуры Кыргызстана.
Как мы уже установили, объективно истоками возникновения современной этноархитектуры в целом являются: 1) история (памятники) национальной архитектуры и традиции (методы, стили) народного зодчества; 2) духовная и материальная культура этноса; 3) идеологическая ориентация общества, социально-экономические условия, природные, строительно-технические и другие региональные факторы.
Идейно-теоретическая и методологическая платформа. Этноархитектура Кыргызстана для обеспечения современного уровня и принципов преемственности в своем развитии опирается на определенную идейно-теоретическую платформу. Современный уровень в архитектуре Кыргызстана может быть достигнут при творческом использовании опыта достижений зарубежных стран и их критическом переосмыслении. Адаптация и переработка идейно-теоретической платформы архитектуры зарубежных соседних стран является непременным условием разработки современной концепции эт- ноархитектуры. Правда, не все лучшее, что достигнуто в зарубежной практике, может использоваться в полном объеме или стать объектом тотального заимствования. Естественно, без творческого и критического подхода здесь не обойтись. Особенно требуется селекция и продуманная позиция по отношению к принципиальным вопросам, таким как отношение к традиционному наследию, духовной культуре, эстетическому идеалу, современной технике, экологии, технологии, целям проектирования и др. При этом необходимо учитывать достигнутый уровень и возможности роста научно- технического, материального развития Кыргызстана по отношению к другим странам, при этом стремясь к самому высокому мировому уровню.
Рис. 4 « Мобильный Кыргызский город на 50. 000 жителей»
Ядром идейно-теоретической платформы этноархитектуры являются содержательные и формообразующие истоки, связанные с историей, философией, культурой и современной жизнью Кыргызстана.
Системный анализ и творческая интерпретация духовной и материальной культуры, а также многовековой истории архитектуры и градостроительства Кыргызстана являются исходным пунктом идейно-теоретического обоснования этнокультурного направления. Современное этнокультурное направление сторонится узкого и прямолинейного отношения к традиционным формообразующим истокам нужно создать на базе национальной культуры привлекательные для иностранных туристов экзотические заведения.
Все это свидетельствует о том, что проблемы социально-культурной, экономической, эстетической переориентации архитектуры и строительства Кыргызстана в аспекте самобытности и идентичности еще не решены и требуют повышенного внимания со стороны архитектурно-градостроительной науки, строительно-проектной практики и органов государственного управления.
Прежде всего, требуется переработка типологии жилых, общественных зданий, учитывающих этнокультурные запросы населения, новые эстетические идеалы, даже международный престиж республики.
Далее необходима новая типология зданий и сооружений, специально разработанных на подлинно этнокультурных ценностях, отвечающих возросшим духовным потребностям современных жителей республики, не уступающих по архитектурным и строительно-техническим качествам зарубежным образцам.
В рамках этнокультурного направления гипотетично обозначено стремление к такому эстетическому идеалу, который бы удовлетворил возрастающие, современные, духовно-культурные запросы кыргызского народа в самобытном системно-стилевом выражении. Яркое ощущение и глубокое осознание эстетического идеала, отвечающего разнообразным вкусам современным людей, является наисложнейшей, но необходимой поисковой задачей архитектурного творчества. Никакая духовная сила не способна рационально расшифровать структуру эстетического идеала национальной архитектуры, тем более это не по плечу архитектурной науке. Это целиком прерогатива невидимого внутреннего мира человеческого познания, т.е. область творческой интуиции. Однако сегодня никто не станет оспаривать, что в умах людей витает некий дух нового эстетического идеала. Вопрос здесь лишь в том, чтобы тонко уловить искомый этнокультурный оттенок, образ Красоты. В красоте родной природы, в мелодичных ритмах и звуках «кюю» - комуза, красочном убранстве юрты, непосредственной улыбке кыргызской девушки - во всем этом ярко отражаются чарующие лучи эстетического идеала этноса, т.е. незыблемая основа все же есть. Совсем другое дело, если эстетический идеал воплощен в образах традиционного искусства, в исторических шедеврах архитектуры, как, например, в Тадж-Махале или в современном храмовом дворце Шихонда японского архитектора. Однако таких бесспорных образцов в кыргызской архитектуре, к великому сожалению, нет. Как известно, эстетический идеал является обязательным составляющим архитектурного стиля и художественного сознания. На него возложена некая направляющая сила в творчестве. Любое архитектурно-стилевое направление как бы чует и стремится к впереди маячащим образам эстетического идеала. В благоприятном исходе истории иногда эстетический идеал воплощается в отдельных шедеврах архитектуры. С угасанием силы художественно-эстетического течения незаметно улетучиваются контуры и образы идеала. В этом смысле эстетический идеал служит как целеполагающий ориентир. Современный эстетический идеал красоты является, на наш взгляд, художественно-духовным Синтезом традиционной красоты пластических форм, цветосочетания, силуэта и других компонентов, содержащихся в произведениях народно-прикладного искусства, архитектуры, а также красоты родной природы и современных мотива Времени трудно поддающихся рациональной классификации. Желание здесь простое, чтобы каким-то образом эстетический идеал кыргызов возобладал над западными, постсоветскими и другими элементами, обильно заполнившими пространство современной архитектуры Кыргызстана.
Мир кыргызской архитектуры находится на стадии формирования и становления.
Возрождение архитектуры Кыргызстана произойдет лишь тогда, когда будут достигнуты неоспоримые результаты в следующем:
- В переориентации всей системы проектирования, обучения, строительства, управления, науки, пропаганды, профессиональной организации, т.е. всей архитектурно-градостроительной деятельности на язык этнокультурной архитектуры.
- В переориентации профессионального сознания на новый язык и содержание кыргызской архитектуры.
- В проведении ряда поисковых конкурсов, экспериментальных работ научных исследований и при получении очевидных результатов на практике.
- В формировании нового поколения архитекторов, способных воплотить новый стиль кыргызской архитектуры на всей территории Кыргызстана, а не только в Бишкеке.
- В изменении общественного мнения в пользу этноархитектуры в интеллектуальной управленческой, молодежной среде, в целом в многонациональном обществе.
Только тогда изначальные идеи, принципы национальной архитектуры со временем станут нормой нашей архитектуры, она будет признана обществом и другими государствами.
Заключение
Развитие национальной архитектуры в условиях активного наступления доктрины глобализма, поиск собственной духовной идентификации становятся труднейшей проблемой архитекторов Кыргызстана.
Особенно актуально углубленное изучение и переосмысление отечественной истории архитектуры, глубокое понимание созидательной силы истоков, традиционных связей с культурой народов Центральной Азии, так как и древняя, и средневековая, а также новейшая история развиваются в тесном взаимодействии. Перед архитекторами республики стоит задача вскрыть живые корни, закономерности и специфическую природу пространственно-пластического языка этнической архитектуры.
Одним из важных факторов возрождения архитектуры Кыргызстана должно стать повышенное внимание к охране и сохранению памятников и популяризации богатого исторического наследия. Тем более, нам есть чем гордиться: Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиль, кюмбёз Манаса, минарет Бурана, Саймалы-Таш входят в сокровищницу мировой культуры. Вместе с тем существует еще много архитектурных памятников (Таш-Рабат, Ак-Бешим, Сулайман-Тоо), которые надо после научно обоснованной реконструкции превратить в достопримечательные места нашей республики.
Многие малые города, в особенности поселки и села, созданные в относительно короткие сроки постсоветским утилитаризмом, требуют огромных материальных и духовных усилий для приближения их облика к такому качеству, которое было свойственно историческим городам, таким как Ош и Узген.
Существующая духовно-культурная аура и реальные технико-экономические возможности нашего общества, по сути, предопределяют дальнейшую судьбу архитектуры и, в частности, монументального искусства. Здесь мы хотим обратить внимание только на одну проблему - на взаимообусловленность перспектив национальной культуры с тенденциями развития современной архитектуры.
Архитектуру можно рассматривать как элемент нашей этнокультуры. так как в целом культура и архитектура находятся в соотношении как общее и частное. Будучи элементом культуры, архитектура несет в себе характерные черты других составных элементов искусства этноса (музыки, танца, поэзии). Этим обеспечивается органичность культуры вообще. Специфические свойства и закономерности этнокультуры обладают наибольшей ценностью в воспроизведении, познании и моделировании, а также в репрезентации устойчивых традиций современной жизни, нового образа времени и пространства.
Рис. 5. Национальный кинотеатр»
Рис. 6. « Многоэтажный жилой дом»
Архитектурно-градостроительные примеры с национальным уклоном.