0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Формирование государственной границы КР: история, современные проблемы, пути решения

    Формирование государственной границы КР: история, современные проблемы, пути решения
    22 10 2014 11:19

     

     

    Формирование государственной границы Кыргызской Республики: история, современные проблемы, пути решения

     

    Аламанов С. К., заведующий отделом географии ИГ НАН КР,

    президент Географического общества КР, ЧПП КР

     

    Аннотация. Установление и закрепление государственной границы на основе международного права создаёт для государства законные предпосылки для занятия своего места в мировом сообществе, формирования и развития его государственности. В настоящее время Кыргызская Республика занята решением сложной проблемы по определению своей границы с сопредельными государствами. В данной работе характеризуются краткая история формирования государственной границы  Кыргызстана, современное состояние этого вопроса, предлагаются пути решения существующих проблем.

    Ключевые слова: Кыргызская Республика, государственная граница, история, современное состояние, делимитация, демаркация, проблемы, рекомендация путей решения.

    Введение. В конце XX века, Кыргызстан, вступивший на путь независимого субүекта в мировом сообществе, стал участником процесса определения своих международных границ с сопредельными странами. В 1996 году появился первый результат сложных переговоров с Китаем – было подписано соглашение о кыргызско-китайской государственной границе. Преодолев сложные противоречия, существовавшие в течение столетий на пространстве их соприкосновения,  Кыргызская Республика и Китайская Народная Республика уточнили прохождение линии границы, разделяющей их территории, на преобладающей части их смежества и определили её на участках, где у сторон были сильно отличающиеся позиции. За основу были приняты документы о границе Российской и Дайцинской империй, разделившие кыргызов на две части без их согласия. По современному международному праву, не имело значения то, что  во времена раздела территории своего проживания, население современного Кыргызстана, кыргызы, не были субүектом переговоров.

    К августу 1999 года, заключением дополнительного соглашения о кыргызско-китайской государственной границе, двух соглашений о точке стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Китая, была завершена делимитация кыргызско-китайской границы. В этом же году начались переговоры с Казахстаном, в 2000 году – с Узбекистаном, в 2001 году были возобновлены в новом формате переговоры с Таджикистаном, прервавшиеся в 1998 году. В 2000 году была начата демаркация линии кыргызско-китайской государственной границы, завершенная в 2004 году.

    Работа по определению  государственной границы велась согласно правилам, принятым в мировой практике, с соблюдением необходимых внутригосударственных процедур, с привлечением соответствующих государственных структур к разработке позиции страны. Был создан государственный механизм по решению пограничных вопросов страны. Совет безопасности, Правительственная комиссия по пограничным вопросам вели систематическую работу по данной проблеме. Делегации, непосредственно проводящие переговоры  по конкретному прохождению линии границы, состояли из специалистов республиканских, областных и районных ведомств, и включают в себя до 30 человек. Таким образом, были созданы условия для сбалансированного учета  интересов страны и отдельных регионов, и сквозного контроля над ходом работы делегаций.

    Весной 2001 года, в нашей стране было положено начало публичным обсуждениям пограничных вопросов. Апеллируя не к фактам и документам, а к психологии, вводя в заблуждение народ, играя на его патриотизме, отдельные политики затеяли широкое обсуждение пограничной проблемы. Было поставлено под сомнение вопрос о необходимости определения государственной границы с соседями. Ссылаясь на школьные карты, они заявляли о существовании узаконенной границы у нашего государства. А горькая правда заключалась в том, что, ко дню суверенитета, Кыргызстан не имел ни одного метра юридически оформленной международной границы с сопредельными странами. Работы по разграничению и размежеванию, проводившиеся между Россией и Китаем, между союзными республиками СССР, не были доведены до логического завершения, не получили однозначно признаваемого документального подтверждения. На школьных картах других стран рисунок границы имел начертание, не похожее на наши представления о ней. Поэтому, для проведения полнокровной внешней и внутренней политики, наше государство должно было в первую очередь определиться со своими пределами  на современной международно-правовой основе.

    Пограничные вопросы являются одними из чувствительных сторон внешней и внутренней политики. На осознании эмоциональной силы этого фактора и строят свою тактику во всем мире оппоненты власти в странах, которые решают пограничные проблемы. Они выводят людей на границы, провоцируя вооруженные конфликты, в которых погибают люди – жертвы амбиций политиков. По данным на 1999 год, Центра исследования международных границ Даремского университета Великобритании, в  мире имели место 95 вооруженных столкновений, связанных с пограничными вопросами, что составляло  75% всех локальных конфликтов.

    Любое серьёзное дело должно решаться профессионально. Определение и установление государственной границы не составляют исключения. В этих работах высокий профессионализм должен сопрягаться с такой же ответственностью. Профессионализм и ответственность должна присутствовать и в позициях всех, кто включается в обсуждение пограничной проблемы. Абсолютно недопустима политическая спекуляция, подобная той, которая имела место при  официальном обсуждении вопроса, когда отдельные политики задавали вопросы о том,  ставила ли делегация Кыргызстана перед китайцами требование о возврате Пекина, который трижды захватывал Манас? Было ли требование о возвращении народа и территории Кызылсуу-Кыргызской автономной области Китая в Кыргызскую Республику? Согласно нормам международного права, такая постановка вопроса, посягающая на столицу соседней страны и часть её территории, равносильна обүявлению войны.

    Постановка задачи и введение в проблему. Неопределенность линии границы, разделяющей пределы национальных территорий государств, является источником периодических конфликтов, которые в отдельных случаях могут приводить к столкновениям, как приграничного населения, так и представителей пограничных служб. Переговоры  Кыргызской Республики с сопредельными государствами, по установлению линии государственных границ, проводимые после обретения ею суверенитета, находятся на различных стадиях завершенности.

    С Китайской Народной Республикой полностью завершен процесс юридического оформления линии государственной границы – её делимитация и демаркация. Остаётся совершение важной процедуры – подписание соглашения о режиме кыргызско-китайской границы.

    С Республикой Казахстан завершен процесс делимитации, проводится работа по демаркации, после завершения которой, также будет необходимо подписать соглашение о режиме границы.

    В настоящее время идут сложные переговоры по определению и юридическому оформлению линии государственнй границы с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан. Они обременены продолжительной историей незавершившихся согласований в советское время. Поиск взаимоприемлемых решений, начавшийся в начале 2000-х годов, пока не дал положительных результатов.

    Важным аспектом проблемы является её сильная политизированность, связанная с использованием результатов переговоров оппозицией для борьбы за власть. Распространение недостоверной или заведомо ложной информации о продаже или незаконной передаче земель,создаёт в обществе атмосферу недовольства и недоверия к руководству государства. Поэтому, доведение до общественности реальной и очень не простой истории фомирования линии государственной границы, имеет большое просветительское значение и должно послужить одной из основ для стабилизации внутриполитичсекой ситуации в стране.

               

    Анализ существующего положения процесса юридического оформления государтсвенной границы Кыргызской Республики.  

    Установление границы с Китайской Народной Республикой.В ноябре 1860 года в  Пекине был подписан Дополнительный договор об определении русско-китайских границ,  который положил начало беспардонному разделению территории проживания кыргызского народа в пределы двух отнюдь не дружественных в то время государств. Во второй статье этого документа линия раздела кыргызского народа между Российской и Дайцинской империями была обозначена следующим образом: “Граничная черта на западе, доселе неопределенная, отныне должна проходить… от последнего маяка, называемого Шабин –дабага… на юго -запад до озера Цзай-сан, а оттуда до гор проходящих южнее озера Иссык-Куль и называемых Тэнгэри-шань или Киргизнын Алатау, иначе Тяньшаньнаньлу   (южные отроги Небесных гор), и по сим горам до Коканских владений”.            Географическая интерпретация описанной линии границы представляла собой чрезвычайно сложную задачу, практически невыполнимую для целей реального разграничения. В данном тексте,  определяющем линию границы  протяженностью около 1100 км, однозначно понимаемым с точки зрения географии обүектом, было только озеро Иссык-Куль. Горы проходящие южнее этого озера и обозначенные тремя разными названиями – Тэнгери –шань, Киргизнын Алатау, Тяньшаньнаньлу в реальности представляют собой большую и сложную по строению поверхности горную систему, включающую около десятка направленных по широте горных хребтов, каждый из которых можно представить как пограничный в зависимости от  интереса стороны.  На самом востоке, на территории прилегающей к озеру Иссык – Куль, эта система представлена   хребтами ( с севера на юг) Тескей Ала-Тоо, Сары – Жаз, Кан – Тоо, Ат- Жайлоо, Энилчек, Каинды, Кёйкап, Майбаш, Какшаал, которые на запад продолжаются  горами  Кёёлю, Теректи, Эшекарт и т.д.

    В сентябре 1864 года в г. Тарбагатай (Чугучак) «сүехались» лица назначенные для определения  западной части  российско – китайской границы. Участок российско-китайской границы, которая ныне стала кыргызско-китайской государственной границей, в этом протоколе была уточнена следующим образом: “По переводе границы через реку Тэкэс, вести оную по реке Нарын-халга и потом упереть в Тяньшаньский хребет. Отсюда следуя на юго-запад, вести границу по вершинам гор Хан - тэнгери, Савабци, Кукуртлюк (по китайски - Гунгулук ), Какшал ( по китайски - Как-шань) и других гор, находящихся на юге от озера Темурту - нор и известных под общим названием Тяньшаньского хребта, отделяющего Туркестан от кочевьев бурутов, и упереть оную на Цунлинский хребет, который находится на Коканских пределах”.  Здесь озеро Иссык-Куль, четыре года назад, в Пекинском договоре обозначавшийся своим именем, назван Темурту-нором, а Нарын-халга означает Нарынкол,  буруты – кыргызы, Цунлинский (Луковый) хребет – Памирские горы. Географическая интерпретация данного текста для практического разграничения  не менее сложна, чем анализ текста Пекинского  Дополнительного Договора.

    Результаты документов по российско – китайскому разграничению, в китайском учебнике 1986 года «Общие сведения о Советском Союзе», получили  резко негативную оценку. В нем сказано, что царская Россия «заставила цинское правительство подписать неравноправные «Китайско – русский Айгуньский договор» (1958) и «Китайско – русский Пекинский договор» (1860), отторгнув более 1 млн. кв. км китайской территории», а затем, исходя из неравноправного «Китайско – русского Илийского договора» (1881) и нескольких соглашений о демаркации границы (включая Кашгарский 1882 г и Ново-Маргеланский 1884 г), «отторгла еще более 70 тыс. кв. км территории западной части Китая».

    Ни в одном из этих договорных документов не были приняты во внимание интересы и права разделяемого народа. Напротив, их бесправие было определено словами: “... для избежания споров из-за обитающих  вдоль теперь определенной между двумя Государствами границы народов, сим поставляется принять в основание день размена этим протоколом:  т.е.  где помянутые народы жили до сего дня, там по- прежнему должны оставаться и спокойно жить на прежних местах, пользуясь предоставленными средствами жизни, и к какому Государству отошли места кочевок этих народов, к тому Государству, вместе с землею, отходят и самые люди, и тем Государством управляются”. «Помянутыми народами» были в 3 статье Чугучакского протокола “киргизы” и “буруты (дикокаменные киргизы)”.

    В 1882 году были созданы двусторонние  разграничительные отряды, по итогам полевых работ, которых, были составлены  «Протокол описания государственной границы между Россией и Китаем на участке от верховья р. Нарын-Кол до перевала Бедель, подписанный 25 ноября 1882 года в г. Кашгаре» и «Протокол описания государственной границы между Россией и Китаем на участке от перевала Бедель до перевала Уз-Бель, подписанный 22 мая 1884 года в Новом Маргелане

    Однако, во второй половине XIX века, когда устанавливались границы, вышеуказанные договора, протоколы и приложенные к ним карты,  характеризовались низким качеством, из-за незнания их авторами и разграничительными отрядами реального строения поверхности земли, действительного местоположения вершин, горных хребтов, рек и их направлений. Недостатком этих документов явилось упрощенное описание линии границы.

    Около века после составления Кашгарского и Ново-Маргеланского протоколов о российско-китайской границе совместная проверка границы не проводилась. Переговорный процесс по пограничному урегулированию между СССР и КНР, который начался в феврале  1964 года в Пекине, назывался советско-китайскими консультациями по пограничным вопросам. В ходе консультаций, длившихся, практически непрерывно, до августа, стороны обменялись картами масштаба 1:500 000, на которых были отражены  версии советской и китайской сторон о линии границы по русско-китайским документам.   

    Сверка карт,  выявила 25 участков, на которых представления сторон о договорной линии советско-китайской границы не совпадали, в том числе 5 - на кыргызской части границы. Эти участки, в общем, занимали площадь более 33 тыс. км², при этом на кыргызско-китайской части государственной границы оспаривалась площадь около 3750  км².

    Первый оспариваемый участок площадью около 450  км² охватывал территорию, прилегающую к пикам Хан-Тенгри и Победы. Второй участок площадью более 180 км². располагался  к югу от хребта Майбаштоо и включал водосбор реки Аксуу. Третий участок площадью более 2840 км², охватывал бассейн реки Узенгю-Кууш. Четвертый участок (около 20  км²) находился в верховьях реки Тепши и Бозайгыр, отсекая их истоки длиной 1-2 км от основного русла. Пятый участок площадью более 250  км², включающий село Нура, находился в районе урочища Эркештам.

    Эти участки, прохождение линии границы на которых стали основным предметом дальнейших переговоров, явились следствием несовершенства ранее принятых договоров, а также смещением охраняемой границы вследствие хозяйственной и иной деятельности на протяжении длительного времени.

    В переговорный процесс Кыргызская Республика включилась в 1992 году, в формате Совместной делегации Правительств Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. За период с 1992 по 1996 годы были достигнуты договоренности по прохождению линии границы на 4-х из 5-ти «спорных участков».

    После 1996 года основным предметом переговоров между Кыргызстаном и Китаем, стал вопрос о прохождении линии государственной границы на участке "западнее перевала Бедел", на котором расположен  водосбор реки Узенгю-Кууш,.

    Правовой основой делимитации участка кыргызско-китайской государственной границы, расположенного западнее перевала Бедел и охватывающего водосбор реки Узенгю-Кууш, являются Чугучакский и Новомаргеланский протоколы, подписанные между Российской и Китайской империями в 1864 и 1884 годах.

    В Чугучакском протоколе 1864 года предписано «вести границу по вершинам гор Хан-Тенгри, Савабци, Кукуртлюк (по китайски Гунгулук), Какшаал (по китайски Как-Шань) и других гор, находящихся на юге озера Темурту–нор и известных под общим именем Тянь-Шаньского хребта …». Как видно, какой либо информации, дающей географические ориентиры для  однозначного разграничения на рассматриваемом участке нет.  

    По Ново-Маргеланскому протоколу: «Начиная от перевала Бедель, на котором в прошлом году Комиссарами обоих государств поставлены граничные знаки, граничная межа направляется на запад по хребту Какшаал, не имеющему в себе никаких горных проходов, затем поворачивает по главному Тянь-Шаньскому хребту на юг через перевал Когарт …», и далее идет перечисление пограничных перевалов.

    Между ключевыми для этого участка географическими обүектами протокола, перевалами Бедел и Когарт, расстояние по прямой между которыми составляет 140 км, лежит бассейн реки Узенгю-Кууш, охваченный двумя горными хребтами – Какшаал и Борколдой. Как видно, в тексте, определяющем  линию между перевалами, нет ссылки ни на один точечный географический обүект – перевал, пик, вершину, гору, седловину, пересечение с рекой, через которые проходила бы граница, что не позволило однозначно толковать положения протокола для данного участка.

    На этом участке кыргызская делегация отстаивала линию государственной границы, изображавшуюся на советских картах, т.е. проходящую по гребню хребта Какшаал. Китайская делегация настаивала на прохождении линии границы по гребням хребта Борколдой, изображая его на своих картах под названием Какшаалтоо.

    На многочисленных встречах, состоявшихся с 1996 по 1999 годы, стороны не признали доводы друг друга убедительными, отвечающими положениям протоколов и решили вопрос «несогласованного участка» на основе компромисса. Компромиссная линия разделила спорную территорию в пропорции 70% -Кыргызстану, 30% - Китаю.

    В результате  работ по демаркации, которая завершилась в 2004 году, с достаточно большой точностью было установлено, что протяжённость кыргызско-китайской границы составляет 1084,348 км, в том числе, на суше - 1039,341 км, на реках Узенгю-Кууш, Чон-Тёёкуйрук, Малтабар - 45,007 км.  288 км линии границы покрыто ледниками.  

    Установление границы с Республикой Казахстан. В соответствии с Меморандумом о делимитации государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан, подписанным 17 июля 1998 года Президентами двух стран, распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 14 октября 1998 года образована Правительственная делегация Кыргызской Республики по делимитации государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан. В этом же году  были начаты работы по юридическому оформлению кыргызско-казахстанской государственной границы на основе существующего административно-территориального разграничения. За основу было принято Постановление ВЦИК от 1930 года «О границах между Казахской и Киргизской АССР», единственный легитимный документ по вопросу о границе. По итогам работы делегаций сторон  был составлен договор о кыргызско-казахстанской государственной границе, первый полнокровный договор о границе с соседом, с которыми мы долго были субүектами одной державы. Договор подписан Президентами Кыргызстана и Казахстана 15 декабря 2001 года, ратифицирован Жогорку Кенешем 11 апреля 2008 года. Совместно с соглашениями о точке стыка с границами Китая и Узбекистана этот документ завершил делимитацию кыргызско-казахстанской государственной границы. В результате делимитации установлено, что кыргызско-казахстанская государственная граница имеет протяженность 1241 км 580 м. Из них 852 км проходят по суше, по гребням хребтов Сарыжаз, Ашуутёр, Тескей Алатоо, Кюнгёй Алатоо, Кыргызский, Таласский Алатоо и их межгорным долинам. 364 км 400 м проходят по середине русел рек Каркыра, Кылчыкбай, Талдыбулак, Чу, Кайындысай, Аспара, Ашуутёр, Тетинсай, Алмалысай,  Талас, Асса, Кюркюрё, Кёксай. Особенностью этой государственной границы является то, что 24 км 300 м её линии проходит по искусственным гидротехническим сооружениям – арыкам,  каналам и коллекторам. Оледенение лежит на более чем 170 км линии границы, занимая высокие межгорные долины и гребни хребтов.  

    Уже, после прохождения всех процедур по подписанию договора, определенными кругами были подняты вопросы по прохождению границы на участках Каркыра в Ысык-Кёлской области. Суть вопроса заключается в следующем. К северо-востоку от перевала Санташ в северном направлении стекают речки Талдыбулак и Кылчыкбай, притоки, при слиянии образующие реку Ийри-Суу, впадающую слева в Каркыру. 1136,6 га земель, расположенные выше слияния этих притоков, несмотря на то что они принадлежали казахам, всегда использовались кыргызскими крестьянами. Так как, доступ к этому участку со стороны Казахстана был достаточно трудным, казахстанцы не обращали внимание на это обстоятельство. В ходе переговоров по определению границы, при обсуждении прохождения линии границы по урочищу Каркыра, по предложению представителя Тюпского района перед Казахстанской делегацией был поставлен вопрос о возможности передачи этого участка Кыргызстану. После почти годичного обсуждения, они заявили о возможном положительном решении вопроса на условиях взаимного обмена земельными участками. По предложению местных специалистов, мы предложили для обмена участок площадью 625 га, расположенный  около тракта идущего от перевала Санташ на Каркыринскую ярмарку. Проведя внутренние процедуры обсуждения и  согласования они приняли наши предложения. Таким образом, за 625 га земель мы получили 1136,6 га земель.

    Проблемы кыргызско-узбекской и кыргызско-таджикской государственных границ.

    Основа проблем в процессе юридического оформления линии границы Узбекистана и Таджикистана с Кыргызстаном общая и связана с национально-территориальным размежеванием 1924-1927 годов, когда Таджикская автономная республика находилась в составе Узбекской ССР.

    Вопрос о размежевании республик Средней Азии широко обсуждался 10 марта 1924 г. на обүединенном совещании Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Туркестана, Президиума Центрального Исполнительного Комитета Туркестана, членов Среднеазиатского Бюро и партийно-советских работников. Была создана специальная комиссия для детального изучения вопросов о размежевании Туркестана.

    27 октября 1924 г. 2-я сессия ЦИК СССР приняла окончательное решение по вопросу о национально-государственном размежевании среднеазиатских народов. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской социалистических советских республик были образованы: Узбекская и Туркменская советские социалистические республики (27 октября 1924 г.); Таджикская АССР (14 октября 1924 г.) в составе Узбекской ССР; Кара-Калпакская автономная область (11 мая 1925 г.) в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская автономная область (14 октября 1924 г.) в составе РСФСР.

    В основу принципов установления границ между ними были положены предложения, подготовленные партийным бюро Узбекской ССР. В них преобладало отношение к разграничению границ, не как к процессу, определяющему дальнейшие судьбы народов, а как к процессу административно-территориального районирования единой страны с целью облегчения управления Средней Азией.

    В чем же суть этих принципов, и каковы последствия их применения для Кыргызстана?

    1. Принцип определения границы по национальному признаку - принадлежность территории определяется по признаку преобладания на ней численности той или иной этнической группы. В условиях Средней Азии тех лет применение данного принципа требовало учета специфики образа жизни кочевых народов, которые, составляя подавляющее большинство населения местности в одно время года, оказывались меньшинством среди оседлых – в другое. Однако в годы национально-государственного размежевания эти моменты учитывались не всегда. И поэтому некоторые чисто кыргызские волости (Аимская, Курган-Тепинская, Джалал-Курдукская) вокруг Андижана были включены в состав Узбекистана. Также поступили в отношении Кошой–Коргонской и Тойтюбинской волостей Ташкентского уезда.

    2. Принцип фактического пользования местностью на момент размежевания - принадлежность населенных пунктов, представляющих собой экономический или торговый центр, определяется по признаку притяжения к ним этнической группы, проживающей в зоне их влияния. Главным и решающим признаком фактического землепользования тогда считалось лишь оседлое орошаемое земледелие. В связи с этим, в первую очередь, пострадали территориальные интересы тех кочевников, которые отдавали часть своих земель в аренду на время. Иными словами, уже в советское время в правовом плане узаконивались последствия колониальной политики бухаро-кокандского и царского режимов.

    3. Принцип экономической целесообразности- границы не должны нарушать сложившиеся водохозяйственные системы. Больше всего пострадали интересы кыргызов в реализации данного принципа. В то время, когда главным лозунгом страны был лозунг о «ликвидации хлопковой зависимости СССР», а хлопководством в основном занимались узбеки и таджики, при равных условиях земельный спор всегда решался в их пользу. (Считалось экономически целесообразным для народного хозяйства СССР передавать земли земледельцам, которые будут выращивать и получать высокие урожаи хлопка, а не животноводам, не имеющим опыта земледелия).

    4. Принцип недопущения чрезмерных чересполосиц, кривых линий в границах и вкраплений в чужие территории - при установлении линии границы следует избегать излишней извилистости. Однако принцип этот в жизнь проводился однобоко и в ущерб интересам кыргызов и Кыргызстана. Ни одна республика Средней Азии, кроме Кыргызстана, ныне не имеет внутри себя чужих анклавов, хотя регионы компактного проживания кыргызов имелись и в Узбекистане (в Бухарской, Джизакской, Ташкентской, Наманганской, Андижанской, Ферганской областях), и в Таджикистане (Мургабский, Джергетальский районы).

    Простой анализ рисунка границы и национальной структуры населения приграничных районов, сложившихся при размежевании национально-территориальных границ, показывает что принципы, за исключением имеющего отношение к водохозяйственным системам, не были выдержаны. В итоге работы Комиссии, пленум СредАзЛиквидкома 17 марта 1925 года установил линию границы между государственными образованиями Средней Азии, в соответствии с которой, на границе Кыргызстана в Ферганской долине образовались более двадцати вклиниваний и включений протяженностью в десятки километров, грубо нарушающих цельность его территории.

    Эти вклинивания и стали основными причинами формирования анклавов в Ферганской долине.

    Краткая история формирования кыргызско-узбекской государственной границы. Переговорный процесс по вопросам делимитации и демаркации кыргызско-узбекской государственной границы  начался в феврале 2000 года в соответствии с Договором о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года.

    Несмотря на усилия сторон по ускорению процесса правового оформления наших границ, пограничные вопросы, накопившиеся за годы совместного пребывания в составе единого государства, создали на этом пути ряд трудностей юридического характера. Поскольку переговорный процесс не завершен, и ещё имеется достаточное количество не решённых вопросов, считаем целесообразным, проследить историю формирования линии границы между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. 

    13 июня 1924 года Президиум ЦИК СССР образовал Комиссию по районированию Союза ССР и назначил ее председателем С.М. Тер-Габриеляна.

    Вопросами уточнения границ Среднеазиатских Республик занималась Комиссия Уполномоченного Совета Труда и Обороны СССР в Средней Азии под председательством Красновского. 10 декабря состоялось первое заседание комиссии, на котором Красновский оглашает её задачи и состав. В составе нет представителя от Кара-Киргизской АО.  В протоколе этого заседания представляет интерес решение: «Отнести так называемый русский Памир, т. е. Памирскую Киргизскую кочевую волость к Бадахшанскому округу (так называемый бухарский Памир), входящую в состав Автономной Таджикской Республики». На нем, также было принято решение о правилах нанесения на 10-вёрстную карту границ  новых государственных образований: «2. При нанесении на карту в спорных местностях придерживаться естественных границ – рек, крупных арыков и водоразделов. 3. В случае, если границы проходят по площадям общего пользования и по пустынным местностям делить территорию пополам, впредь до результатов работ разграничительных комиссий, которые должны установить границы в натуре». Но главное, сразу же, по результатам работы этой комиссии возник ряд пограничных спорных вопросов, ставший зародышем вечно обсуждаемой в Средней Азии проблемы границ. Как не пытались потом завуалировать идеологи создания единого народа СССР, эти проблемы под «земельные вопросы», «водно-земельные вопросы», их сущность, заключавшаяся в «спорах о границах»  все больше усугублялась.  22 декабря, на заседании Пленума СредАзЛиквидкома,  о работе комиссии докладывает Магидович, в качестве её председателя. Для разрешения возникших спорных вопросов Пленум создает три подкомиссии.

    Пленум Средне-Азиатского Ликвидационного Комитета, который  состоялся 17 марта 1925 года, занимает особое место в процессе национально-территориального размежевания в Средней Азии. На нем был заслушан итоговый доклад Комиссии по уточнению границ и, впервые в истории среднеазиатских народов, было принято правовое решение по границам их национальных территорий, оформленным в письменном виде. Пленум Постановлением обязал представителей республик подтвердить, уже своими постановлениями, границы национальных государственных образований Средней Азии, нанесенные на карты ВТО 10-верстного масштаба. Отметив целый ряд нерешенных вопросов по принадлежности территорий отдельных волостей и уездов, Пленум делает первую попытку вовлечения местных органов советской власти к решению своих пограничных вопросов:«6. Дальнейшие спорные вопросы по установлению границ и их изменению прорабатывать в центральных исполнительных комитетах советов национальных государственных образований в Средней Азии и в случае невозможности согласовать возникающие вопросы между заинтересованными сторонами таковые переносить через УПОЛСТО на решение ЦИК Союза ССР». Пленум принял решение считать землями общего пользования населения  Киргизской ССР и Кара-Киргизской Автономной Области пастбища Суусамыр, Каркыра, Кёкойрок и Чон- Кемин.

    На основании представленных материалов Средне-Азиатского Ликвидационного Комитета, Комиссия ЦИК Союза ССР составила описание границ между РСФСР и Узбекской ССР, РСФСР и Туркменской ССР. Этот документ 16 апреля 1925 года был направлен в Президиум ВЦИК с запросом мнения об указанных границах.

    Проект границы практически не удовлетворил ни одну из Союзных Республик, Автономных Республик и Автономных Областей. От заинтересованных Правительств поступили в центральные органы СССР около 50 заявок на отдельные селения, волости или районы, включенные в состав соседних государственных образований.

    Например, уже после постановления Президиума ВЦИК от 4 мая 1925 г. об утверждении границ между РСФСР и УзССР восточнее Ташкентского уезда, Киргизская Республика (тогда ещё автономная область) предүявила целый ряд территориальных претензий в районах волостей Баски-Себергенской, Исфанейской, Чапкулугской, Чаткальской, Курган-Тюпинской, Джеляль-Абадской, Сохской, Исфаринской и др.

    Узбекистан, в свою очередь, претендует на часть территории Киргизской Республики, а именно южную часть Аимской волости, г. Ош и Ошскую волость, Ляйлякскую и Найгут-Кипчакскую волости Ферганской Области».

    Для рассмотрения претензий 29 января 1926 года ЦИКом СССР была образована Паритетная Комиссия под руководством Петровского Д.И.

    Предложения комиссии Петровского не удовлетворили интересы Киргизской Автономной Области. В связи с этим, в мае 1926 года Председатель Исполкома Советов Киргизской АО Тойчинов И. направил письмо в ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР, в котором заявил о том, что Киргизия не может считать решения Паритетной Комиссии Петровского правильными, так как, «одна из заинтересованных сторон – Киргизия не могла принять участие в её работах, в виду непредставления ей решающего права голоса. Представитель в Паритетной Комиссии от РСФСР тов. Мурза Галиев, долженствующий быть защитником интересов РСФСР и тем самым Киргизии, не мог быть в её работе беспристрастным, ибо Казакская АССР, официальным представителем которой при ВЦИКе является Мурза Галиев, имела ряд спорных пограничных участков с Узбекистаном, при чем разрешение этих споров было задачей этой же самой Паритетной Комиссии.

    В результате, в виду неудачного выбора представителя от РСФСР, интересы Киргизии при  принятии решения по уточнению границ были явно нарушены, и Областной Исполнительный Комитет заявляет протест на состав Паритетной Комиссии и опротестовывает ее решения».

    Облисполком Киргизской АО указывал, также, на то, что «и сама Комиссия, в спорных пунктах не считала нужным искать киргиз - кочевников и регистрировала в базарных пунктах наличие узбекских купцов». 

    Тем не менее, 10 сентября 1926 года Президиум ЦИК СССР постановлением утверждает решения комиссии Петровского. 21 декабря 1926 года Секретариат ЦИК СССР постановил «в виду вновь возникших споров между РСФСР и УзССР, постановление Президиума ЦИК Союза ССР от 10 сентября 1926 года … - проведением в жизнь приостановить» и создает еще одну Паритетную Комиссию под руководством Кульбешерова Б. 31 декабря Президиум ЦИК СССР утверждает постановление своего Секретариата.

    Данная Паритетная Комиссия снимает часть вопросов киргизской стороны, хотя большинство из них остались нерешенными. Из 13 спорных вопросов рассмотренных комиссией, только 5 были решены в пользу Киргизской АССР. В докладе комиссии Кульбешерова об этом сказано следующим образом: «Что же касается сел. Уч-Курган (Аувальской вол.), Араванской и Сохской волостей, а также копей Сулюкта Бакса-Исфанейской волости, то комиссия пришла к выводам противоположным тем, к которым пришла комиссия т. Петровского и постановила указанные пункты и территории закрепить в границах Киргизии.

    Кроме того, в связи с передачей Сохской волости Киргизстану, Комиссия сочла необходимым поставить вопрос о присоединении к Кир. АССР тех частей б. Найгут-Кипчакской и Яукесек-Бостонской волостей, которые окружают с севера Сохскую волость, причем постановила передать эту территорию Киргизии, за исключением обнаруженных на этой территории нефтяных источников».

    3 мая 1927 года Президиум ВЦИК РСФСР рассмотрел решение Паритетной Комиссии Кульбешерова, и, несмотря на мотивированные протесты киргизских представителей против передачи Узбекистану Аимской волости и отказа в присоединении Киргизии селения Заркент, постановил: «выделить из УзССР и присоединить к РСФСР Сохскую волость, угольные копи Сулюкта (Бакса-Исфанейской вол.), территорию северных частей б. волостей Яукесек-Бостонской и Найгут-Кипчакской (за исключением обнаруженных на территории двух последних волостей нефтяных источников) и селение Уч-Курган, Аувальской волости».. Это заставило киргизских представителей снять свои разногласия с постановлениями Комиссии.

    Председательствовал на заседании т. Калинин М. И.

    4 мая 1927 года, то есть на следующий день, Президиум ЦИК СССР, при рассмотрении этого вопроса, 2 пункта из 5 решенных в пользу Киргизской АССР, а именно, о Сохской волости и копях Сулюкта, перерешил в пользу Узбекской ССР.

    Председательствовал на заседании т. Калинин М. И.

    При этом он утвердил постановление Паритетной Комиссии в части оставляющем в составе Узбекистана ряда селений и передаче ему левобережной части Аимской волости Киргизской АССР, как согласованные с обеими сторонами. В то же время, изменил это постановление в части, где было решено передать в состав Киргизской АССР Сохскую волость и угольные копи Сулюкта, не принимая во внимание их согласованность на Паритетной Комиссии и утверждение Президиумом ВЦИК РСФСР.

    Руководство Киргизской АССР выразило мнение о том, что такое решение «можно обүяснить только случайным голосованием после поспешного обсуждения игнорирующего политическую и хозяйственную стороны вопроса». В письме Сталину от 7 мая 1927 года, через 3 дня после состоявшегося решения ЦИК СССР, Председатель Совнаркома Киргизской АССР Ж. Абдрахманов заявляет, что «по этому постановлению Президиум ЦИК Союза отклонил целый ряд справедливых требований Киргизстана на определенные пункты (территории) не считаясь с тем, что Комиссия ЦИК Союза, которая работала по этому вопросу и посетила спорные места высказывалась за передачу некоторых пунктов Киргизстану и это было подтверждено Президиумом ВЦИК РСФСР».

    По сути, решение от 4 мая 1927 года было принято волевым путем, без выполнения необходимых процедур. Оно не учитывало результаты работы и положения постановления специально созданной 21 декабря 1927 года Паритетной Комиссии. Президиум ЦИК СССР не принял во внимание также постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 3 мая 1927 года и вынес решение по территориальному вопросу, без соблюдения конституционного требования об его согласовании с заинтересованными субүектами.

    Впоследствии решение ЦИК СССР от 4 мая 1927 года не было закреплено ни законодательными актами сторон и ни двусторонними документами. При этом, споры между республиками по уточнению границ на местности продолжались. До 1955 года они заключались в отстаивании прав на землепользование отдельных земельных обществ и хозяйств и велись на уровне землеустроительных служб. Граница между Киргизской ССР и Узбекской ССР формировалась естественным путем, на основе фактического расселения национальных групп и образования коллективных хозяйствующих субүектов - землепользователей по национальному признаку.

    Для решения продолжающихся земельных споров, в 1955 году Правительства Киргизской ССР и Узбекской ССР образовали Межреспубликанскую комиссию, которая рассмотрела все спорные вопросы между Ошской и Джалал-Абадской областями Киргизской ССР и Андижанской, Ферганской и Наманганской областями Узбекской ССР. Эта комиссия пришла к согласованным решениям по установлению межреспубликанской границы на всей ее протяженности на основе сложившегося на тот момент времени фактического землепользования. Протокол Межреспубликанской комиссии был утвержден Правительством Узбекской ССР 3 августа 1955 года Постановлением № 534, и Правительством Киргизской ССР 22 октября 1955 года Постановлением  № 497. К сожалению, эти результаты не были утверждены Верховными Советами республик и не получили юридической силы.

    Результаты работы этой комиссии были наиболее исчерпывающими по охвату спорных вопросов, наиболее согласованными по их разрешению, наиболее обоснованными картографическими и землеустроительными документами. Они были согласованно утверждены на самом высоком уровне за всю историю установления границ и развития земельных отношений республик - их Правительствами. При последующих взаимоотношениях республик по земельным вопросам эти результаты использовались как рациональная основа для работы.

    Исходя из этих обстоятельств, оптимальное решение вопроса по делимитации государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан,  можно было бы получить на основе работы, выполненной Межправительственной Паритетной комиссией 1955 года, с учетом последующих согласованных изменений. В 1963 и 1989 годах были предприняты очередные попытки решить пограничные вопросы, результаты которых подтвердили правильность итогов переговоров 1955 года. Но они также не были утверждены в соответствии с законодательствами сторон.

    Краткая история юридического оформления кыргызско-таджикской государственной границы. В ноябре 1997 года в рамках работы Межправительственной кыргызско - таджикской комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов в г. Ош Кыргызской Республики были начаты переговоры по юридическому оформлению кыргызско - таджикской государственной границы. Для ведения переговоров были созданы рабочие группы по пограничным вопросам. Вторая встреча этих рабочих групп состоялась в феврале 1998 года в г. Худжанде Республики Таджикистан. На двух состоявшихся встречах стороны обменивались мнениями по правовым основам проведения делимитации кыргызско - таджикской государственной границы. В процессе работы стороны пришли к выводу о том, что переговоры по пограничным вопросам целесообразно выделить из сферы деятельности вышеназванной Межправительственной комиссии. Правительство Кыргызской Республики создало свою делегацию на переговорах по делимитации и демаркации кыргызско – таджикской государственной границы в июне 2000 года.

    Первая встреча делегаций на переговорах по пограничным вопросам состоялась в декабре 2002 года в Бишкеке. С этого времени на переговорах ведется совместный поиск взаимоприемлемых  правовых основ проведения линии кыргызско - таджикской  государственной границы. На содержание переговоров очень серьезное влияние оказывает история национально – территориального размежевания и последовавших за ним хозяйственных разграничений, внесших свой вклад в путаницу и без того сложных пограничных вопросов.

    Как известно, Республика Таджикистан до 5 декабря 1929 года находилась в составе Узбекской ССР в качестве автономной республики. Поэтому, в процессе размежевания и последующего разграничения, до 1929 года её интересы защищала Узбекская ССР. При образовании  Таджикской ССР, к территории автономной республики была присоединена Ленинабадская область вместе с имеющимися нерешенными проблемами на границе с Кыргызстаном.

    В 1930 - х годах, по всему СССР, стали  проявляться недостатки в организации землепользования колхозов. В целях их устранения 7 июля 1935 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР решил провести землеустроительные работы с выдачей колхозам, сельхозартелям и другим землепользователям, государственных актов на право вечного пользования землей. В ходе этих работ были выявлены  факты бесхозяйственного использования земель, черезполосность и мелкоконтурность угодий. Одним из главных недостатков была запутанность линий межхозяйственных границ.

    В землеустроительные комиссии по устранению недостатков в землепользовании стали поступать многочисленные жалобы друг на друга от смежных землепользователей, с претензиями на незаконное использование соседом принадлежащих им  угодий. Установление истины в таких вопросах оказывалось достаточно трудной задачей. Особенно трудно разрешаемыми эти задачи становились тогда, когда колхозные границы со спорными угодьями не совпадали с административными границами республик.

    Такие факты были присущи и административной границе между Киргизской ССР и Таджикской ССР. Учитывая назревание конфликтной ситуации, 28 июня 1949 г. паритетная комиссия от Киргизской ССР и Таджикской ССР рассмотрела обоюдные претензии колхозов «Правда», «Мехнат», «Большевик Таджикистана» Исфаринского района Ленинабадской области Таджикистана и колхозов «Озгёрюш», «Кызыл - Ай» Баткенского района Ошской области Киргизской ССР. Данная комиссия разрешила имеющиеся споры, положа в основу принцип фактического землепользования колхозов, определенный Постановлением Совнаркома СССР от 7 июля 1935 г. В целом, претензии всех колхозов были признаны не обоснованными и они были отклонены. Из-за не прекращающихся споров на границе, в феврале 1958 года была создана 2-я паритетная комиссия Киргизской ССР и Таджикской ССР, которая, с учетом территориальных интересов обеих республик определила границы между Баткенским районом Ошской области и Исфаринским районом Ленинабадской области. Паритетная комиссия пришла к согласованному решению «просить Советы Министров Таджикской и Киргизской ССР войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета Союза ССР об утверждении этой границы».

    В марте 1959г. Советы Министров Таджикской ССР телеграммой за № 99 сообщил Совету Министров Киргизской ССР о том, что он не имеет возражений по Протоколу паритетной комиссии 1958 г.

    17 марта 1959 г. работала 3-я паритетная комиссия, которая рассмотрев вопрос об уточнении республиканской границы между Ляйлякским районом Киргизской ССР и смежными с ним – Канибадамским, Ленинабадским, Пролетарским, Науским и Ганчским районами Таджикской ССР, пришла к единому решению по их границам.

    Данный Протокол утвержден решением Ленинабадского облисполкома от 28 апреля 1959 г. № 110.

    Из-за непрекращающихся взаимных претензий в 1963 г., а также 1968-69, 1974 гг. в двустороннем порядке рассматривались обоюдные земельные споры на отдельных участках. Эти переговоры завершались без достижения согласованного решения из-за того, что позиции сторон по установлению административной границы между Киргизской  и Таджикской ССР сильно отличались.

    Представители Киргизской  ССР предлагали принять за основу линию границы, которая была согласована паритетными комиссиями 1958-1959 годов. Представители Таджикской ССР не приняли данное предложение, мотивируя тем, что решения комиссии не были утверждены Советом Министров и Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР и предложили  принять за основу границу, определенную при национальном размежевании в 1924 – 1927 годах.

    В 1986-1987, 1989 годах создавались паритетные комиссия от Киргизской ССР и Таджикской ССР, которые, после глубокого и всестороннего изучения всех обстоятельств, пришли к единому мнению, что при установлении границы целесообразно принять за основу фактически сложившееся землепользование с учетом ранее передаваемых земель.

    Но, необходимые процедуры по утверждению этих постановлений на республиканских и союзных уровнях не были выполнены. Таким образом, и в этот раз вечно живой пограничный вопрос не получил своего логического разрешения.

    Состояние  юридического оформления государственной границы Кыргызской Республики – основные проблемные вопросы.

    Государственная граница между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой. Полностью завершены процессы делимитации и демаркации. Для создания полнокровного пограничного и приграничного сотрудничества необходимо подписать Соглашение о режиме кыргызско-китайской государственной границы. В ней согласовываются правила пересечения границы гражданами, транспортом с грузами различного назначения, взаимодействия пограничных, таможенных, санитарно-гигиенических, ветеринарных и других служб, имеющих отношение к границе. Работа над таким соглашением была завершена кыргызской стороной в 2010 году и направлена для изучения китайской стороне.

    Государственная граница между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан. Полностью завершена делимитация линии государственной границы. Идет демаркационная работа, которая должна была завершиться в 2012 году. По различным причинам процесс затянулся. После завершения демаркации необходимо подписать Соглашение о режиме кыргызско-казахстанской государственной границы, в котором следует согласовать правила пересечения границы гражданами, транспортом с грузами различного назначения, взаимодействия пограничных, таможенных, санитарно-гигиенических, ветеринарных и других служб, имеющих отношение к границе.

    Государственная граница между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. В Совместном заявлении от 3 октября 2006 года, президенты двух стран (Бакиев и Каримов) подтвердили, что «Стороны, в соответствии с утвержденным Протоколом Совместного заседания правительственных делегаций Кыргызской Республики и Республики Узбекистан от 23 сентября 2006 года согласились, что из общей протяженности линии кыргызско-узбекской государственной границы описано 993,67 км, по которой кыргызские и узбекские стороны не имеют разногласий. По оставшейся части кыргызско-узбекской государственной границы работа будет продолжена».

    На оставшейся части, составляющей 380 км, имеется около 60 участков, на которых позиции сторон по месту прохождения линии государственной границы  не совпадают. Наиболее сложными для решения являются участки, прилегающие к анклавам Сох и Шахимардан, долине реки Гавасай, Кампыр-Абадскому (Андижанскому)  и Керкидонскому водохранилищам, точке стыка государственных границ трёх государств - Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

    Государственная граница между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. По материалам интервью для СМИ руководителей кыргызской делегации на переговорах по пограничным вопросам, на настоящее время согласовано около 50% линии границы. Такое состояние вопроса по согласованию места прохождения линии кыргызско-таджикской государственной границы было достигнуто на начало 2010 года. Совместного установления участков, на которых позиции сторон не совпадают, пока не производилось.

    Наиболее сложными для решения являются участки, прилегающие к долинам Алтын Мазар и Унжу булак, анклаву Ворух, точке стыка государственных границ трёх государств – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

    Рекомендации по решению вопроса юридического оформления линии государственной границы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан. Главным условием снятия напряженности в приграничных отношениях является завершение процесса делимитации и последующей демаркации линии государственных границ. Учитывая сложную структуру и историю формирования спорных участков границы, решение этой задачи будет очень трудным. Принимая во внимание, что в последние годы переговорный процесс по различным причинам усложнился, правительственным делегациям сторон необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров, на основе соблюдения сторонами принципов равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимной уступчивости.

    Стратегия и тактика ведения переговоров должны определяться  их основной задачей:

    - если поставлена цель, все спорные вопросы решить в свою пользу, что маловероятно и чревато продолжением и негативным развитием взаимоотношений в приграничных территориях, необходимо вести переговоры с требованием односторонних уступок, на основе неоднократно озвученных и не воспринимаемых сторонами аргументов;

    - если поставлена цель, разрешить имеющиеся противоречия и установить государственную границу, создав условия для мирного сосуществования приграничного населения, правительственной делегации Кыргызстана рекомендуется выполнить следующие практические действия:

    - исключить из переговорного процесса прямое обсуждение хозяйственных вопросов, изүять из функций делегации и специального отдела Правительства КР вопросы экономического развития приграничных районов, строительство дорог, социальных обүектов, водные вопросы и т.д.;

    -  разработать несколько вариантов проведения линии границы на спорных участках, учитывая баланс взаимных интересов по площади и качеству земель на всей протяженности несогласованных границ и продвигать их на переговорах;

    - разработать для руководства государства памятную записку с комплексной, детальной и обүективной характеристикой истории и современного состояния  пограничных проблем с рекомендациями по проведению переговоров на высшем уровне. Из публичных выступлений отдельных руководителей страны по пограничным вопросам видно, что они не обеспечены обүективной информацией о состоянии проблемы. Это чревато серьезными недоразумениями при обсуждении ими проблемы со своими коллегами;

    - опираясь на опыт и результаты работ паритетных  комиссий 1955, 1958, 1959, 1963, 1989 годов провести делимитацию границ анклавов;

    - проблему взаимоотношений анклавов с окружающим государством  решить путем разработки и принятия соглашения о режиме анклавов, в которое включить вопросы упрощенного пересечения границы гражданским населением, перемещения грузов различного характера,  фитосанитарного и зооветеринарного контроля, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях и т.д.;

    Делимитация и демаркация границ, после их завершения, совокупно с соглашениями о режиме границы и анклавов, которые должны совершиться после договора о кыргызско-узбекской и кыргызско-таджикской государственной границе, автоматически снимут с повестки дня спорные приграничные хозяйственные вопросы и могут существенно смягчить этнотерриториальную конфликтогенность   в Ферганской долине.

     

     

     

    Комментарии

    1. Эркинай 25 04 2015 11:14

      Саламатсыздарбы? Ушул илимий макаланын кыргызча котормосу барбы?

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *