Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Политика
Ноу-хау от парламента: премьер с мандатом депутата
Совсем недавно лидер парламентской коалиции большинства Феликс Кулов озвучил, что совместно с другими лидерами фракций разговаривали с главой государства на тему внесения изменений в Конституцию. Но ряд экспертов увидели в этом скрытый подтекст и попросили тщательно взвесить все за и против, прежде чем вносить изменения.
Мандат премьеру – коррупция?
В своем интервью лидер парламентской фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков пояснил TOPNEWS.KG, что в новой редакции они (лидеры фракций) намерены усилить полномочия премьер-министра, дав ему тот же статус, как и у самих парламентариев.
«Мы хотим, чтобы он на равных говорил со 120 депутатами, чтобы он обладал таким же мандатом. Необходимо, чтобы все знали, что премьер-министр не только глава правительства, которого можно вызывать и требовать отчет, ругать, но и коллега-депутат», - отметил лидер СДПК.
Проще говоря, в премьер-министры будет назначен депутат ЖК КР, который оставит за собой право вернуть свое депутатское кресло в случае отставки правительства.
Политолог Бакыт Бакетаев в комментариях TOPNEWS.KG заявил, что это коррупция чистой воды.
«Это даст большую дорогу коррупции, человек становится безответственным, это очень плохо, ничего хорошего это не даст. А то, что у премьера будет больше полномочий, это хорошо», - отметил политолог.
Эксперимент продолжается
Одни и те же лица уже не раз меняли Конституцию, заявил нашему агентству лидер политической партии «Эркин Эл» Мавлян Аскарбеков.
«Какую бы идеальную Конституцию они не предложили, в нашей стране ничего не изменится, так как ее реализацией всегда занимаются те же Данияр Нарымбаев, Омурбек Текебаев, Феликс Кулов и другие. Народ ведь не подопытные кролики, пора прекращять перекраивание законов под корыстные цели. Ведь они сами наложили мораторий на внесения изменений в этот документ до 2020 года», - сетует молодой политик.
По словам политолога Табылды Акерова, под внесением изменений в Конституцию скрывается усиление полномочий президента.
«Все поправки, на мой взгляд, они неправильны, самая главная цель – возможность второго срока президента Атамбаеву, это носит сугубо политический характер. Если хотят усилить полномочия премьер-министра, то можно принять конституционный закон, как это было с полномочиями президента после апрельских событий 2010 года. Возврат в кресло депутата бывшего премьера практически неприемлемо. Если премьер-министр коррупционер, то он подает в отставку и сразу становится под защитой депутатского иммунитета и избежит ответственности до окончания своего срока», - сказал он.
Эксперт Марс Сариев считает, что проводить референдум в канун выборов в парламент, безусловно, вызовет подозрения у народа.
«Я думаю, многие будут видеть другую подоплеку, ведь предлагается провести референдум совместно с выборами в парламент. В этом случае референдум пройдет автоматом, все это вызывает большие сомнения. Это будет медвежьей услугой президенту», - подчеркнул политолог.
Многострадальная Конституция
Напомним, первая Конституция суверенного Кыргызстана была принята 5 мая 1993 года. Во время правления Аскара Акаева она четыре раза пересматривалась в пользу усиления полномочий президента в 1994, 1996, 1998 и 2003 гг. неконституционным органом "Конституционное Совещание", куда в разное время входили такие политики, как Омурбек Текебаев, Данияр Нарымбаев, Мурат Укушев и ряд других. После редакции 2003 года оппозиция обвинила Акаева в узурпации власти и неконституционности третьего президентского срока.
После прихода к власти после свержения А. Акаева Курманбек Бакиев решил написать новую Конс титуцию. В ноябре и декабре месяце 2006 года оппозиционной группой депутатов были подготовлены два варианта Конституции. Однако 14 сентября 2007 года Конституционный суд Кыргызской Республики отменил действие ноябрьской и декабрьской редакций Конституции.
В действие вновь вступила Конституция в редакции от 18 февраля 2003 года. 21 октября 2007 года, согласно указу президента КР, состоялся всенародный референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, предложенная Бакиевым.
Проект новой Конституции готовился опять же Данияром Нарымбаевым.
После второго переворота 7 апреля 2010 года к управлению государством пришло Временное правительство, осуществлявшее полномочия в соответствии с изданным Декретом № 1. Временное правительство решило написать собственную Конституцию (седьмую по счету), провозгласившую в КР парламентскую форму правления. Референдум по принятию Конституции 2010 года проходил в напряженной обстановке в связи с прошедшими беспорядками на юге республики, в условиях чрезвычайного положения.
Стоит отметить, что Венецианская комиссия Совета Европы заявила, что «проект Конституции КР заслуживает высокой похвалы».
Критике со стороны этой комиссии были подвергнуты решение о роспуске Конституционного суда и запутанная система формирования правительства. Также комиссия рекомендовала обеспечить независимость судебной власти.
Изменения или эксперимент?
Напомним, мораторий на внесения изменений в главный документ страны наложен до 2020 года, но видимо власть имущим дано великое право нарушать свои же запреты по принципу: «я дал слово – я его взял обратно». Непонятно одно – зачем понадобилось лидерам фракций вносить изменения в последние месяцы своего пребывания в Жогорку Кенеше?