0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Аналитический обзор

    Плюсы и минусы вступления КР в Таможенный союз

    Плюсы и минусы  вступления КР в Таможенный союз
    15 12 2014 17:11

    Анализируя ситуацию, сложившуюся в ведущих секторах экономики Кыргызстана и учитывая, что Кыргызстан является членом Всемирной торговой организации, можно сделать вывод о том, что вступление Кыргызстана в Таможенный союз не будет легким. Положения членства ВТО допускают вступление стран-участниц в различные объединения, подобные ТС. Но при вступлении Кыргызстана в ТС встанет во весь рост проблема согласования определенных пунктов ВТО с пунктами ТС. Основной проблемой является отсутствие возможности компенсации членам ВТО потери Кыргызстана как рынка (разница в таможенных пошлинах). При  вступлении Кыргызстана в ТС повысятся тарифные ставки для стран - участниц ВТО, что будет противоречить принципам ВТО. 

    Необходимо задаться вопросом – улучшится ли экономическое развитие и благосостояние Кыргызстана за счет тесной интеграции с системой высоких тарифов ТС, основанных на действующей тарифной системе России, или же страна будет лучше развиваться с более низкими тарифными ставками с очень открытой и ориентированной на свободную торговлю системой, принятой в процессе вступления в ВТО в 1998 г. В настоящее время Кыргызстан стоит перед проблемой: чтобы присоединиться к ТС, придется выйти из ВТО, так как обязательства перед ВТО, по существу, не сопоставимы с условиями ТС.

    Кроме того, следует отметить, что  Кыргызстан имеет как двусторонние, так и многосторонние договоренности о зоне свободной торговли (ЗСТ) с членами Таможенного союза. Создание ТС на начальном этапе не должно принципиальным образом менять условия доступа на рынки ТС кыргызской продукции.

    Прежде чем предпринимать какие-то решительные шаги относительно вступления или невступления в ТС Кыргызстана, необходимо рассмотреть возможные риски. Сначала хотели бы рассмотреть риски, которые существуют при вступлении Кыргызстана в ТС.

    С 1 января 2010 года Таможенным союзом были введены единые внешние тарифы ТС (ЕВТ ТС), и гармонизация кыргызского таможенного законодательства, в частности, таможенного тарифа с ЕВТ ТС для Кыргызстана невыгодна, поскольку Кыргызстан все необходимые для производства и потребления товары и материалы импортирует. В настоящее время действующая средняя ставка таможенной пошлины в составляет 5,1 % от таможенной стоимости, средняя ставка по обязательствам перед ВТО – 7,7 %, а средняя ставка ЕВТ государств ТС – 10,6 %. Исходя из этого в случае присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу Кыргызстану необходимо будет более чем в два раза поднять свои таможенные пошлины и производить таможенное оформление товаров по ставкам таможенных пошлин ЕВТ ТС. Надо учесть, что большая часть импорта товаров приходится на Китай, которая совершается физическими лицами (челноками), и таможенное оформление этих товаров проходит в упрощенной форме по единой ставке таможенных пошлин и налогов. В основном эти товары приобретаются казахстанскими, узбекскими, таджикскими физическими лицами для вывоза в свои республики. В результате вступления в ТС вырастут цены на внутреннем рынке на импортируемые товары из стран дальнего зарубежья до уровня цен на российском и казахстанском рынках, что в итоге отрицательно скажется на потребителях и производителях в республике. При присоединении Кыргызстана к ТС таможенные пошлины будут поступать в общий бюджет ТС и оттуда распределяться между участниками ТС согласно определенной сторонами доли.

    Однако при расчете доли распределения доходов от таможенной пошлины существует риск в том, что при определении доли распределения таможенной пошлины могут быть взяты фактические поступления по участникам, а Кыргызстан в общем товарообороте стран ТС составляет 1,9 %, т.е. совсем малую часть, соответственно будет такая же доля при распределении доходов в ТС. Соответственно, существуют и риски при невступлении в ТС. Когда укрепятся таможенные границы по отношению к КР со стороны ТС, снизится торговая активность челноков, и это напрямую повлияет на оптовые рынки.  Кыргызстан, вступая в ТС, также остается участником соглашений ЕврАзЭС и о зоне свободной торговли стран СНГ, которые обеспечивают беспошлинный и беспрепятственный ввоз/вывоз товаров по территории стран СНГ, в том числе и стран ТС.  

     Однако некоторые страны нарушают действия соглашений, введя определенные ограничения, например, как это делали Казахстан и РФ. Также не исключено, что страны ТС будут вводить ограничительные меры и в дальнейшем на экспорт/импорт в/из КР, что сейчас и происходит, и в результате этого будет экономическая зависимость от этих стран. 

    Повлияет ли вступление КР в ТС на сельское хозяйство?

    В настоящее время уровень развития сельского хозяйства Кыргызстана ниже, чем у стран - участниц ТС. Это обусловлено слабой развитостью перерабатывающей промышленности, преобладанием мелких хозяйств, нежели крупных. На данном этапе Кыргызстан выступает на региональном уровне как поставщик сырья, которое поставляется разрозненными партиями. При возможном вступлении в ТС в Кыргызстане развитие перерабатывающей промышленности может замедлиться в связи с тем, что продукция перерабатывающей промышленности Казахстана и России хлынет на отечественный рынок. Присутствие товаров вышеуказанных стран на данный момент высоко, и если открыть границы, то это может привести к давлению на продукцию отечественных переработчиков. При поставке исключительно сырья отечественные производители лишатся возможности получать прибыль с добавленной стоимости, упуская наибольшую долю прибыли. Это не способствует росту благосостояния ни населения, ни государства. Кроме того, большой объем налогов будет оставаться за границей. 

    Как известно, в сельском хозяйстве занято порядка 40 % населения страны. Доля же экспорта сельского хозяйства в общей доле экспорта составляет порядка 20-25 %. При проведении анализа в тройку лидеров по экспортно-импортным операциям Кыргызстана из стран СНГ вошли Россия, Казахстан и Узбекистан. 

    Очень велика разность экономических систем текущих участников Таможенного союза: если Россия и Казахстан развивают свои экономики по относительно либеральным принципам, то Беларусь живет в условиях государственного капитализма, где доля частного сектора весьма мала и свободной торговли практически не наблюдается.

    Экономика Кыргызстана несоизмеримо меньше любой из стран - членов ТС. ВВП на душу населения намного ниже, объемы сельскохозяйственной и международной торговли наиболее важны, а прирост населения выше. Доминирующее положение России очевидно. Учитывая эти различия, можно допустить, что условия ТС, благоприятные для более развитой российской экономики, не будут также благоприятны в условиях особой ситуации в Кыргызстане.

    У всех трех стран ТС уровни промышленного развития намного выше, чем в Кыргызстане, и эти три страны намного меньше зависят от сельского хозяйства. Россия и Казахстан сильно зависят от экспорта товаров. В России и Беларуси есть крупные, но относительно неэффективные промышленные секторы, требующие протекционистских тарифов с целью сохранения международной конкурентоспособности. Россия и Казахстан являются крупными рынками для кыргызской продукции и важными источниками кыргызского импорта, в частности, импорта нефтепродуктов. Товарооборот Кыргызстана с Беларусью незначителен.

    Относительно низкий уровень экспорта сельхозпродукции объясняется множеством факторов, основными из которых являются следующие: отсутствие должной сертификации продукции на международном уровне; мелкие поставки продукции; отсутствие переработки; низкий уровень маркетинга продукции (бренд, упаковка, систематичность поставок и т.д.). 

    Участие же Кыргызстана в ТС, равно как и неучастие, не окажет сильного положительного влияния на сельское хозяйство. При введении в действие в полной мере ТС произойдет повышение таможенных пошлин, что повлечет повышение цен на импортируемые в страны ТС сельскохозяйственную продукцию и технику. Следовательно, данное повышение пошлин в краткосрочной перспективе вызовет определенный шок у отечественных экспортеров, но за счет повышения цен на сельхозпродукцию в странах ТС издержки при экспорте компенсируются.  

    Также необходимо отметить, что введение ТС подразумевает перемещение таможенных границ стран ТС на определенную географическую линию, в нашем случае на границу Кыргызстана и Казахстана. Совместная работа таможенных служб трех стран положительно скажется на выводе из тени огромной доли экспорта и импорта продукции. Не секрет, что большая часть сельхозпродукции «уходит» контрабандой в соседние страны и, в частности, страны ТС.

    Присутствие трех таможенных служб ТС на границе Кыргызстана и Казахстана практически сведет к нулю контрабанду и выведет из тени львиную долю «черного экспорта», что также приведет к увеличению поступлений в бюджет. Объемы экспорта кыргызской сельхозпродукции  существенно возрастут. Рынки стран ТС велики по объемам и нуждаются в продукции Кыргызстана.

    При содействии государства объемы экспорта можно увеличить путем  укрупнения сельскохозяйственных субъектов, создания агрокластеров, проведения грамотной аграрной и таможенной политики. Необходимо усилить работу по получению  предприятиями перерабатывающей промышленности международных стандартов качества. 

    Резюмируя, хотелось сказать, что вступление Кыргызстана в ТС является рискованным шагом по следующим причинам: обязательства Кыргызстана перед ВТО, сравнительно низкий уровень развития сельского хозяйства Кыргызстана по сравнению  со странами ТС. 

    Кроме этого, нужно подчеркнуть, что даже кратковременное закрытие границ между Кыргызстаном и Казахстаном показывает, насколько мы зависим от торговли со странами ТС. Однако анализ показывает, что и Казахстану закрытие границ невыгодно в связи с ростом цен на сельхозпродукцию.

                                                                                                                Тимур Нусупов, независимый эксперт

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *