0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Политико-правовые основы развития Кыргызского общество и государство

    Политико-правовые основы развития Кыргызского  общество и государство
    12 01 2015 10:35

     

    ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

    КЫРГЫЗСКОГО  ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

     

     

    �м�

     

    Борубашов Бекбосун Ишенбекович,

    Доктор  юридических наук,  кандидат исторических наук,

    профессор, заведующий кафедрой Международного права юридического факультета  КРСУ. 

     

     

     

     

     

     

     

     

    Аннотация

    В данной статье рассматривается политико-правовые основы развития кыргызского  общества и государства и проблемы укрепления современного кыргызского государства на основе анализа  основного закона страны, а также политико-правовые механизмы решения проблем.

    Бул макалада кыргыз коому менен мамлекетинин өнүгүшүнүн саясий- укуктук негиздери жана негизги мыйзамды изилдөөнүн негизинде азыркы кыргыз мамлекетинин бекемдөөнүн укуктук көйгөйлөрү каралды жана белгиленген көйгөйлөрдү саясий-укуктук механизмдер менен чечүү  жолдору  көрсөтүлдү.

    Ключевые слова: Демократия,  обычное право, общества, традиционное общество политика, конституция, государственность, суверенитет, идеология, правовая система, избирательная система, реформа, элита.

     

    1.Введение

    Вопросы развитии кыргызского  общества и государства являются проблемами,  широко обсуждаемыми за последние десятилетия. Основная проблема, волнующая кыргызскую общественность – это как вывести страну из системного социального, экономического, политического и правового кризиса, а также проблема поиск путей сохранения и укрепления государственности.

    За последние 23 года верхушка государственного управления грабила общество, построила авторитарный режим, который не несет ответственности перед народом. Авторитарный режим показал свои отрицательные стороны, не оправдал надежды общества. В стране дважды была свергнута система семейного, авторитарного управления, предпринимались попытки перехода на демократический путь развития. К сожалению, ожидания народа в установлении демократического режима, не увенчались успехом.

    Изучая вопросы развитии кыргызского  общества и государства, необходимо сделать исторический анализ и тот опыт, который имеется у народа, нужно использовать в решении проблем сегодняшнего дня. В настоящее время вопрос управления остается актуальным, к великому сожалению, не можем создать эффективное управление, результатом чего является коррупция и безответственность в органах государственной власти и местного самоуправления. На наш взгляд государственное управление должно формироваться на таких принципах, как; открытость, мобильность, ответственность, эффективность, стабильность и дешевизность. В реформирование государственного устройство и  управления необходимо опираться на мировой опыт и историческое прошлое кыргызского народа.

    Сегодня народ Кыргызстана переживает глубокий социально-экономический, политико-правовой  и духовно-культурный кризис.  Для того, что чтобы, выйти из системного кризиса общества нам необходимо выявить его причины и определить пути выхода из кризиса. 

     

    2.Политико-правовые институты традиционного кыргызского общество.

     

    Управление обществом всегда находилось в центре внимания человечества. На территории современного Кыргызстана на различных этапах развития применялись разные формы управления. Были введены древне-тюркские, удельно-лествичные, мусульманизированные, военно-административные,  конфедеративные, военно-народные, советские управления.  Каждая форма управления соответствовала своему периоду и выполняла определенные функции.

    Политическая система кыргызского общества в основном носила демократический характер.  В формировании органа государственной власти  принимали участие взрослая часть населения и решения принимались   путем голосования.  Демократия была основой  организацией кочевой цивилизации, и она была связана способом производства и системой родства.

    В кыргызских каганатах государственная власть защищала интересы населения и решения принимались всеми членами всего общества. Главными критериями Кыргызского государства были социальные справедливости, стабильность в обществе и справедливое управление народом. В управлении кыргызским обществом решающую роль играли политические институты, общества такие как: племенные союзы, органы публичной государственной власти и общественного управления. Это видно на примере  произведений устно-народного творчества, эпосов, ярким примером является эпос «Манас».  В эпосе «Манас» имеются элементы военной демократии.

    До середины XIX века система управления кыргызов  была основана на родоплеменном делении. Каждый род и племя кыргызов  управлялись биями,  манапами, избираемыми  большинством народа.

    Основными политико-правовыми институтами общественно-политической системы  управления  кыргызов  являлись: курултай, топ, жыйын, дубан, манап, бий, волостные управления, аульные старшины и аксакальство.

    Институт народного курултая  имелся во всех кочевых и оседлых народах в различных формах, однако содержание у всех было одинаковое – это народовластие. В управлении кыргызским обществом важную роль сыграли народные курултаи, где обсуждались и принимались наиболее важные вопросы, затрагивающие интересы всего народа,  принимались решения управленческого характера, и население обязано было исполнять. Курултаи,в основном, играли  роль судебного,  совещательного органа  на  местном  уровне.  Курултай,  как правило, собирался в случаях, когда  возникали земельные и имущественные  споры.

    Курултаи проводились в несколько уровней: аильные, волостные, уездные и областные, а также проводились курултаи между кыргызами и казахами. Выборы в курултай проводились по мажоритарной системе и все кибитковладельцы имели право принимать участие на выборах, несмотря на свое общественно-экономическое положение. На курултаях обсуждение проблем и решения биев по судебным вопросам проводились открыто с участием представителей общественности. Например, наиболее актуальными вопросами были связанные с пастбищами в зимовьях, барымта, кунах, договорных обязательствах, брачно-семейных отношениях. На курултае имелись представители всех родов и регионов представляющие интересы своих сородичей.

    Курултаи имелись в двух видах. 1) Для всего населения, где представители народа и власти принимали решения по следующим основным вопросам: избрание хана, решение спорных вопросов, связанные с имуществом, территориальных споров, а также межнациональные и межгосударственные проблемы. 2) Курултай кыргызских биев, на них принимались свод основных норм обычного права кыргызов – эреже. Одной из форм правотворческой деятельности биев были разрабатываемые ими положения - эреже. Эти  эреже вступали в законную силу после окончательного одобрения родоправителей и влиятельных лиц обеих сторон, превращаясь в один из источников права. А также рассматривались вопросы судопроизводства;

    Таким образом, курултай кыргызских биев  выполнял две основные функции: правотворческую и правоприменительную. В целом, в народных курултаях рассматривались такие вопросы как:

     1) принятие норм обычного права в виде эреже;

     2)вопросы  судопроизводства;

     3) регулирование  имущественных и неимущественных отношений;

     4) решение  межгосударственных и межнациональных проблем.

    Подводя итоги можно сказать, что раньше  курултаи проводились регулярно, и они имели различные формы: курултаи всего населения региона; курултаи административных органов общественного самоуправления; курултаи кыргызских биев. Кроме этого по проведению курултаев принимались конкретные документы или решения по итогам курултая, которые служили основным документом по различным вопросам общественной жизни кыргызов.

    Внутреннее управление местным населением по всем делам, не носящим политического характера, предоставлялось выборным из среды самого народа с учетом местных нравов и обычаев.

    Родоплеменная структура кыргызского кочевого общества создала своеобразную политико-правовую систему, основу которой составлял адат, имевший важное значение в жизни кыргызского народа. Традиционное общество кыргызов функционировало на основе обычно-правовых норм, обеспечивавших стабильность и устойчивость общественных отношений. Обычное право кыргызов оставалось основным регулятором общества и государства.

    Для эффективного управления кыргызским обществом власти пыталась систематизировать нормы адата. Основной целью реформирования обычного права кыргызов было обеспечение внешнего контроля над правовыми институтами кочевого общества. Систематизация обычного права кыргызов осуществлялась на чрезвычайных съездах биев, что привело к единообразию в применении обычно-правовых норм и к стабильности правовых отношений.

    В истории кыргызов не было авторитарного режима. Основу национального сознания составляла свобода, а основу политико-правовой системы составляло народовластие и государственные правители, которые выражали волю народа.

    Таким образом, народовластие составляло основу политического строя кыргызского общества. Принципы развития политико-правовой системы народа передавались следующим поколениям, от отца к сыну.  Примером этому могут служить два восстания  против авторитарного режима за последние пять лет. Воспитанные в духе свободы кыргызы, дважды свергли авторитарный режим. Мировое сообщество восхищается героизмом кыргызского народа, увидев, что народ способен сохранить свою свободу. Этот дух свободы остался нам от предков, они тысячу лет восстанавливали демократическую систему, в таком духе воспитывали молодое поколение. Таким образом, народные восстания за свободу 2005 и 2010 годов  можно считать как логическое продолжение великого демократического и свободолюбивого наследия наших предков.

     

    3.   Народовластие-  основа конституционного строя 

     

    В ст.2. п.1. Конституция Кыргызской Республики гласит, что  народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике. Основа народного суверенитета является воля народа, который принимает конституция страны и путем проведения выборов формирует органы государственной власти и местного самоуправления. По воле народа Кыргызстана установлена республиканская форма правления,  при которой глава государства является выборным лицом и республика исключает наследственный или иной невыборный способ передачи власти.  Народовластие является основой конституционного строя.

    Правовая система, как часть общесоциальной системы, оказывает воздействие на все общественные отношения. Государство с помощью правовой системы оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Государственно-правовое регулирование общественных отношений определяет пути развития общества и государства.

    В соответствии с п.2 ст.52 Конституции Кыргызской Республики  по вопросам имеющим государственное и общественное значение рекомендуется  практиковать проведение народных курултаев. Решение Народного курултая носит рекомендательный характер и  направляется в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Для этого предлагается разработать положение «О формах и принципах работы народного курултая» на основе норм Конституции и обычного права  в целях повышения ответственности и эффективности работы местных органов государственной власти,  предлагается регулярное  слушанье их отчетов  на народном курултае.

    В настоящее время в кыргызском  обществе повсеместно и  регулярно обсуждается    вопрос о необходимости введения института народного курултая с контрольными функциями в положения Конституции Кыргызской Республики. Такая постановка вопроса связана с тем, что во-первых органы государственной власти и местного самоуправления не справляются поставленными задачами и проблемы социально-экономического развития страны не решаются, во-вторых за последние более 20 лет органы государственной власти и должностные лица не несут ответственность перед обществом за развал экономики и за растрачивание государственной собственности в результате процветает коррупция, в-третьих политико-правовая система не удовлетворяет общество, вместо семейно-клановой системы создана партийно-вотчинная система, что противоречит принципу народовластия.  

    Таким образом, органы государственной власти, местного самоуправление не справляются со своими функциональными обязанностями, проблемы на местах не решаются и народ видит в курултае решение своих проблем.

    Кыргызское общество видит в народном курултае путь спасения страны, однако о статусе и полномочиях Народного курултая нет единого мнения. В некоторых проектах  Конституции Кыргызской Республики и законопроекте «О Народном курултае»  предлагается противоположные мнения о статусе народного курултая. Одни предлагают, что Народный курултай был контролирующим органом имеющий огромные полномочия связанный с избранием на курултае Президента страны, депутатов Жогорку Кенеша  и формирующиеся другие ветви государственной власти, а также в год один заслушивая отчет вышеназванные органы государственной власти, имеющие полномочия отправить в отставку. По идее представителей этого направления страной будет управлять не перед кем не несущий ответственность, имеющий огромную власть и полномочия верховный орган народного курултая – торкенеш.

    По мнению представителей другого направления, курултай должен быть верхней палатой  Жогорку  Кенеша и тем самым обладать  контрольными функциями. Те силы, которые хотят,  чтобы курултай был только контролирующим органом, тем самым хотят взять под свой контроль государственную власть, их не интересует совершенствование политико-правовой системы, экономические, духовные и социальные основы общества и государства.

    Представители третьего направления  предлагают, чтобы народный курултай был органом общественного контроля, имел свое влияние во все ветви государственной власти местного самоуправления. Принимал активное участие в формировании представительных органов власти, имел право на законодательную инициативу и участвовал в разработке концепции развития общества и государства, а также нес определенную ответственность перед обществом.

    Народный курултай Кыргызской Республики должен стать совещательно-консультативным органом. Его основными функциями станут взаимодействие граждан Кыргызской Республики  с Президентом Кыргызской Республики, органами государственной власти и местного самоуправления, а также учет потребностей и интересов граждан, защита прав и свобод граждан и всего населения при выработке концепций путей развития общества и контроль над ним.

    Наряду с вышеуказанным, Народный курултай должен стать институтом, который осуществляет  рассмотрение и учет мнений, предложений, поступивших от населения и различных его общностей.

    В Народном курултае могут обсуждаться вопросы, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, а также важнейшие вопросы, связанные с концепциями развития и совершенствования общества как в социально-культурном, так и в политико-правовом и экономическом сферах.

    В работе Народного курултая могут участвовать представители территориальных, профессиональных, этнокультурных, общественно-политических и конфессиональных сообществ.

    В Кыргызстане институт Народного курултая - как одной из форм представительной демократии изучается различными научными кругами, представителями академических сообществ и в этом отношении особенно следует отметить работу культурно-исследовательского центра «Айгине» где проводится комплексное исследование с участием представителей двух вышеназванных направлений, которые обсуждают свои видения по вопросам  Народного курултая. Здесь следует отметить, что отдельные представители общественного движения «Элдик курултай» ссылаясь на исторический опыт кыргызского народа не учитывая особенность нынешней эпохи, предлагает передать большую властную полномочие народным курултаям, а также следует отметить, что у них отсутствует  правовой  механизм  регулирования  деятельности  народного  курултая.

    Курултай не должен быть органом государственной власти. Он как форма народовластия должен работать на общественных началах и должен выполнять не только контрольную функцию,  но он должен разработать концепцию развития кыргызского общества, основу национальной идеологии, но и вместе с тем должен заниматься определением внутренней и внешней политики, но и выступать гарантом конституции.

     

    4.      Идеологические основы политико- правовой системы Кыргызской Республики

     

    Идеология- это система взглядов и идей по социально-экономическим, политико-правовым и духовным основам общества и она определяет направления развития общества и государства.

    Сегодня в разработке национальной идеологии не учитываются социально-экономические и общественно-политические изменения, которые происходили в обществе, что делает безрезультатными усилия государственных органов по преобразованию общественной жизни.

    Либеральная идеология, навязанная внешними силами не приживается, так как кыргызское общество формировалось на принципах народовластия и справедливости. 

    Необдуманные реформы в Кыргызстане привели к обстоятельствам, препятствующим формированию национальной идеологии:

    1. Приватизация государственной собственности , проведенная не в пользу населения, а в интересах небольшой группы людей. В результате этого произошло социальное расслоение населения, что привело к обнищанию больших групп людей и нарастанию социальной напряженности в обществе;

    2. Развитие трайбализма и регионализма отдельными политиками в корыстных целях, а также недоверие между представителями различных наций побудило противостояние регионов и этносов ;

    3. Попустительство со стороны органов государственной власти дало возможность распространению различных религиозных течений, сепаратизму и радикализму;

    4. Избирательный подход защиты прав человека противоречит принципу народовластия. Такой путь “демократического” развития не способствует объединению всех слоев общества. Экономическая, политическая и правовая системы общества не могут привести к консолидации населения страны.

    5. Государственная власть работает для удовлетворения интересов небольшой группы людей.  “Политическая элита” полностью обанкротилась, так как не в состоянии решить проблемы общества и государства. Состояние нынешней политической элиты - это результат избирательной системы и избирательного законодательства, где регулярно нарушались  политические права граждан Кыргызской Республики.

    В первую очередь необходимо разработать государственную идеологию, основанную на национальной идеологии, а также перенимать положительный опыт других стран. На наш взгляд это связано со следующими факторами: во-первых, в Кыргызской Республике проживают представители многих народов, которые имеют различный менталитет; во-вторых, государство как основа политической системы общества имеет возможность регулировать общественные отношения и определять модель государственного развития; в-третьих, в условиях глобализации необходимо учесть опыт мирового сообщества, так как развитие человеческого общества подчиняется  общемировым законом.

    Основы государственной идеологии составляет конституция, так как в ней определены основы конституционного строя, формы собственности, дается правовая характеристика государства и основные направления развития внутренней и внешей политики.

    Идеологические основы политико-правовой системы Кыргызской Республики составляют: народовластие, социальная справедливость и ответственность субъектов права. Нарушение вышеперечисленных идеологических основ правовой системы привело к разрушению правовой культуры и политической системы общества.

     

    5.Причины общественно-политического кризиса в Кыргызстане

     

    Развал Советского Союза предоставил возможность Кыргызстану, как и многим другим республикам бывшего Союза, определить свой суверенный путь развития. Первые годы самостоятельного развития Кыргызстана были результативными на фоне других республик бывшего Союза, и это вселяло определенную уверенность народа в завтрашнем дне. Но с развитием демократии в Кыргызстане зарождалась новая политическая элита в основе, которой были бывшие коррумпированные политические чиновники и их приближенные. Именно эта политическая элита разграбила и «прихватизировала», то государственное достояние и имущество, которое по праву принадлежало народу.

    Последняя время с появлением неконституционных органов государственной власти, с ведением различных придуманных форм демократии, которые противоречат республиканской форме правления и принципам народовластия, нарушается основа конституционного строя  Кыргызской Республики.

    Социально–экономическая основа общества работает в интересах отдельных личностей, а не целого общества.  Материальное богатство находится  в руках небольшого количества людей. Реальная  экономика не может удовлетворить запросы людей. Зарплата ниже прожиточного минимума, по официальным источникам, каждый третий житель Кыргызской Республики  живет за чертой  бедности и  не решаются социальные проблемы.   В обществе отсутствуют социальная справедливость, происходит сильное социальное расслоение населения.

    Ликвидирование государственной собственности, изменение ее форм является причиной отделения государства от экономической базы, развала страны, зависимости государства от  внутренних и внешних структур. Согласно указанию МВФ, Всемирного Банка и других проектов, государственные предприятия высшего и среднего звена были обанкрочены  и распроданы по дешевым ценам.

    Некоторые крупные машиностроительные предприятия были варварски разгромлены и разворованы и при этом дорогостоящие промышленные станки и оборудования были распроданы по цене металлолома и вывезены в соседние государства (Китай, Иран, Россию).

    С развалом советской  колхозной системы, увеличилось колличество приезжих людей в городе в поисках работ и увеличился уровень безработицы. Безработица привела людей к совершению преступлений, к увеличении наркомании и способоствовала появлению деструктивных, религиозных и экстремистких групп.

    Политическая элита Кыргызстана превратилась в самую богатейшую прослойку общества, которая решала только свои меркантильные интересы, направленные на собственное обогащение, а народ превратился в самую бедную и ничтожную массу. Во властных структурах государства закрепилась богатая политическая элита, которая покупала всё и вся, не говоря даже о голосах избирателей. К началу нового столетия демократия в Кыргызстане начала приобретать четко выраженные негативные криминальные и коррупционные оттенки,  которые в конечном результате привели к глубокому экономическому кризису.

    За это время выросло новое молодое поколение, среди которых тоже существует социальное расслоение на богатых и бедных. Основная часть молодежи из бедных слоев вынуждена в поисках работы уезжать из страны в соседние государства (Россию и Казахстан). Также в поисках работы и лучшей жизни, страну покинули и продолжают выезжать лучшие специалисты (врачи, учителя, ученые, строители и т.д.) не только из числа русскоязычного населения, но и сами этнические кыргызы.

    Основной причиной сложившейся ситуации в Кыргызстане стало то, что вся система управления государством строилась на главенстве политики, а не экономики.

    Объемы «теневой» экономики в Кыргызстане имеют разрушительные масштабы, что в свою очередь позволило криминалу создать устойчивую финансовую схему по отмывке «грязных» денег полученных от продажи наркотиков, проституции и контрабанды товаров. Весь теневой бизнес находится под контролем политической элиты и криминальных структур страны, что позволяет им манипулировать всеми политическими процессами в стране и обеспечивать тем самым незаконное обогащение. Взятки, подкупы должностных лиц, незаконные поборы, вымогательство, рэкет, рейдерские захваты, шантаж, угрозы - это все является арсеналом управления государством.

    Идет открытый передел собственности, когда та или иная правящая партия расставляет своих людей на ключевые посты с целью материального обогащения. Коалиция партийного большинства в парламенте, которая обязана иметь единую социально-политическую программу развития страны, на деле занимается внутренними интригами и дележкой «портфелей», и ни о каком командном подходе говорить не приходиться. Это еще раз доказывает, что политическая система Кыргызстана оказалась не готовой к парламентской форме правления государством. Низкий уровень благосостояния простого народа, как при прежних режимах  может грозить чередой антиправительственных выступлений.

    Политическая система не может выполнить свою основную функцию в обществе. Нынешняя политическая система опровергает  принципы народовластия, народный суверенитет нарушаются органами государственной власти.

    Политической основой авторитарного режима стала коррумпированная бюрократия и криминальные элементы. Идеологической базой режима – разнузданная демагогия и официальная ложь. В результате всего этого наступил духовный кризис. Народ не доверяет  органам государственной власти. Государственная власть стала источником богатства и благополучия и  чиновники не несут никакой ответственности.

    Кыргызстан находится в числе самых коррумпированных стран. Коррупция угрожает национальной безопасности, является основной причиной возникновения значительного неравенства доходов, препятствует работе национальной экономики, блокирует положительный инвестиционный климат. Коррупционная система высших эшалонах государственной власти хорошо видно в разработке месторождения Кумтор.

    Коррупция является показателем несостоятельности политико-правовой  системы и слабости органов государственной власти. Главным врагом государственного строя является коррупционная система, которая очень развита в Кыргызстане. В стране образовалась новая политическая элита во главе с коррупционными чиновниками. Эта политическая элита, разворовала  казну и приватизировала государственную собственность.

    Политическая и системная коррупция в Кыргызстане продолжается уже в течение 20 лет, развиваясь с каждым годом.  Сегодняшняя политико-правововая система открывает дорогу всех форм коррупции. Пришедшие к власти политические партии начали деятельность, непредусмотренные статьями 4, 5 Конституции Кыргызской Республики, разделив между собой государственную и муниципальную власть, и продав места на политических выборах. По этой причине государства не может решить проблемы общества.

    Причины появления коррупции в государстве это: 1) формирование политико-правовой системы, позволяющей развития коррупцию в стране; 2) отделение государственной власти от народа, отсутствие общественного контроля над властью; 3) безотвественность органов государственной власти, местного самоуправления  и их  должностных  лиц.

    Нет гарантии на общественную безопасность в стране, где наблюдается беспомощность государственной власти в решениях проблем на местах.  С нарушениями государственной границы в Кыргызстана люди были взяты в плен и убиты, была повреждена их собственность и нарушены личные права .

    Государство не в состояние сохранит территориальной целостности государства (Узонгу-Кууш, Каркыра), наблюдается межнациональные конфликты (Искра, Петровка, Кок-Жангак,  Маевка, Жалал-Абад, Ош), безопасности общество, государство и личности  конституционных гарантий не имеет.

    Анализ событий 2005 и 2010 годов в Кыргызстане ярко показал истинное лицо политической элиты страны, которая извратила и свела на нет принципы прошедших народных волнений, и тем самым предала свой собственный народ, который желал кардинальных изменений в стране.  События 2005 и 2010 годов сводились к смене руководства страны и Конституции, а система управления государством и чиновничий аппарат из той же прежней колоды политической элиты оставался неизменным.

    Готовность руководства страны, не задумываясь отдаться за большие деньги любому западному донору и при этом с легкостью отказаться от ранее принятых обязательств, показывает ничтожность существующей политической системы и это наглядно видно на примерах принятых решений по вопросам  месторождение Кумтор.

    Остановимся на некоторые проблемы кыргызского парламентаризма и слабость партийной системы. После апрельских событий 2010 года была принята новая Конституция, которая определила парламентскую форму правления в Кыргызстане. Кыргызстане завершен процесс фактического создания парламентской модели республики, где вся власть оказалась, сосредоточена в руках единоличного лидера партии. И если до этого в стране существовала семейно-клановая форма правления, то сейчас возрождается партийно-вотчинная форма правления, которая, по сути, и содержанию оказывается более губительной для страны.   

    Согласно Конституции 2010 года, в политической системе, партии вышли на второй план после государственных органов, у них появилось много прав и возможностей.

    Так правящие партии,  распределив между собой сферы влияния в органах государственной власти, раскроили страну по своим партийно-клановым интересам, где интересы государства ушли на последний план.

    Остановимся на формирующейся партийной системе страны. Есть два пути объединения в политическую партию, опирающиеся на основы научной теории и мировой практики. Первый, это  единство идейных взглядов, объединение вокруг одной идеологии и ее реализация на политическом поле. Победившие на выборах партии придут к власти со своими программами для их реализации.  Согласно второму пути, на этом политическом поле объединяются в устойчивую политическую организацию, партийный орган, формируют аппарат.

    К сожалению во многих партиях люди объединяются не по идейным взглядам, а  вокруг знаменитых личностей по роду деятельности, родственным отношениям, землячеству, с зависимым служебным положением от партийных лидеров. Роль, деятельность, место таких партий тесно связаны с характером и судьбой их лидеров. В их программах имеют место всеобщие лозунги и призывы, нет четких идейных взглядов. Поэтому народ идентифицирует не по идейно-политическому направлению, а через руководителя. Главная цель таких партий – во что бы то ни стало, прийти к власти. Некоторые «видные» политические деятели не в состоянии разработать цели и задачи политической партии и вынуждены использовать идеи и программы других политических партий, то есть занимаются плагиатством.

    Сегодня партии превратились в значимую политическую силу, они избираются в парламент, органы местного самоуправление, формируют правительство, судебную систему, а также все остальные вопросы решаются посредством партий. Властных полномочий спикера Жогорку Кенеша, руководителя фракции стало больше, чем у Президента,  в то же время в Конституции не предусмотрено деятельность партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях.

    Поэтому они при подготовке к выборам собирают огромные денежные средства, покупают новых членов в партию, во время выборов используют административный и финансовый ресурсы К сожалению, в обществе стало много безыдейных партий и их вклад в кризисе политической системы очень велик. Задачами партии являются не строительство культурно-бытовых, спортивных объектов, дорог и мостов, а формирование политической системы, отвечающей интересам общества.

    В установлении народовластия решающую роль играет избирательная система.  В настоящее время в Кыргызстане имеются следующие способы получения голосов избирателей:

    1) применения  административных  ресурсов;

    2) привлечение финансовых ресурсов;

    3) использование родственных отношений;

    4) на идеологической основе – разработка предвыборной программы и платформы, учитывающей специфические интересы различных категорий избирателей.

    Среди всех этих способов больше вреда приносит обществу использование административного ресурса, что является доказательством того, что органы государственной власти и должностные лица  являются главными нарушителями конституционных прав граждан.

    За последние 20 лет избирательная система деформирована и не пользуется доверием у народа. Этому есть несколько причин:

    Во-первых, использование административного ресурса, итоги выборов решаются только в пользу власти имущих.

    Во-вторых, чтобы стать кандидатом, необходимо вступить в партию, выполнять выставленные требования партийного руководителя. Для тех, кто не согласен с этими требованиями, нет возможности быть избранным и назначенным во властные органы.

    При  проведении выборов по партийным спискам избирательные права реализуют интересы только малой части населения и членов политических партий. Основная часть населения не реализовывает свое пассивное избирательное право, что является нарушением демократических принципов конституционного строя.

    В-третьих, в избирательный кодекс введены имущественные ограничения,  что является нарушением политических прав граждан. Согласно законодательству о выборах кандидаты создают избирательный фонд, вносят избирательный залог, необходимо финансирование множества расходов, предусмотренных в избирательном процессе. Согласно этой норме только богатые люди имеют возможность быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

    На государственное управление имеют доступ только состоятельные люди, потому что в законах есть такие антидемократические  нормы. Например, пассивное избирательное право имеют только те люди, кто в состоянии заплатить определенную сумму денег в виде избирательного залога, а также нужны большие деньги для проведения предвыборной компании. Таким образом, в избирательное законодательство страны  введены имущественные ограничения,  что является нарушением политических права граждан.  Депутатский корпус состоит из бизнесменов, что формирует основные черты олигархического государства. Места в парламенте на последних выборах стоили более 200 тысяч долларов и при нынешней системе у большего количества политических сил есть доступ к ресурсам, так утверждает шведский политолог Йохан Энгвалль в своей недавно опубликованной книге.

    Действующая правовая система работает в интересах небольших групп людей.  Органами государственной властью нарушается положение Конституции, Конституция Кыргызской Республики  2010 года носит декларативный характер и ее  отдельные нормы и  положения противоречат друг другу, органы государственной власти Кыргызской Республики как гарант Конституции не может обеспечить ее сохранности.  Нарушаются личные, политические, социально-экономические права  общество и  граждан  Кыргызской Республики.  

    Таким образом, общество и государство находится в глубоком системном кризисе.  Для того, чтобы изменить положение в обществе нужен комплексный системный подход, а именно необходимо реформировать все стороны общественной жизни.

    Подводя краткий анализ общей политической ситуации в Кыргызстане можно охарактеризовать следующими факторами:

    ·      высокий уровень сращивания криминала и бизнеса с государственной властью;

    ·      семейно-клановые и партийно-вотчинные методы управления в органах государственной власти;

    ·      рост благосостояния богатых за счет обнищания бедных;

    ·      высокая доля теневой экономики;

    ·      постоянный рост государственного внешнего долга;

    ·      высокий уровень безработицы;

    ·      высокий уровень преступности и при этом низкий уровень раскрываемости;

    ·      безнаказанность руководителей госорганов и госпредприятий за развал и хищение государственной собственности;

    ·      недоверие народа к органам судебной власти и правоохранительным органам;

    ·      укоренившая паутина коррупционных схем в системе государственного управления;

    ·      неконтролируемая внутренняя и внешняя миграция;

    ·      низкий уровень заработной платы госслужащих;

    ·      огромный отток высококлассных специалистов из страны;

    ·      низкий профессиональный уровень госчиновников;

    ·      рост национализма и межнациональных конфликтов;

     

    1. Политико-правовые проблемы укрепления кыргызской государственности

     

    Правовую основу укрепления кыргызской государственности составляют: Конституция Кыргызской Республики 2010 года, нормативно-правовые акты действующего кыргызского законодательства.

    В Указе Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева “Об объявления 2014 года годом укрепления государственности” правильно отмечено то, что источником угрозы государственности является состояние политической элиты, серьезной проблемой остается неэффективная система государственного  устройства и управления, в которой имеются недостатки правовой системы государства.  Соглашаясь с положениями указа Президента нам необходимо выявить основные причины системного кризиса общества и государства, а также показать пути выхода из кризиса.

    Рассмотрение кыргызской государственности в её многочисленных связях и аспектах с точки зрения преемственного развития поможет сформировать целостный взгляд на кыргызскую действительность, с более широких позиций подойти к установлению дальнейшего пути развития государственности Кыргызстана, обозначить актуальные вопросы, требующие проведения дальнейших научных исследований. Актуальность рассматриваемой проблемы в правовом аспекте обусловливается отсутствием её глубокого анализа в юридической литературе.

    Сегодня перед нами стоят вопросы, по какому пути дальше идти Кыргызстану, какова цель её существования, можно ли говорить о едином, непрерывном развитии кыргызской государственности, нужен ли нам веками накопленный опыт государственно-правового строительства, уместно ли использовать такой опыт для реформирования современного Кыргызстана?

    На наш взгляд,     государственная власть необходимо для того, чтобы создать систему управления обществом и регулировать общественных отношений. Государственность обладает следующими свойствами динамизмом, конкретностью, системностью и  целостностью. Данные свойства,  подчёркивая уникальность государственности как формы организации общества, помогают расширить представления о государственности и понять её значимость для общественного развития.

    За годы суверенитета принимались различные документы программного характера, а также несколько раз  меняли Конституцию Кыргызской Республики для усовершенствования общественно-политической ситуации в стране, однако ожидаемых результатов не получили,  пути развития общества и государства отвечающим интересам народа еще не найдены.

    В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики 2013-2017гг, правильно отмечено, что правовая система Кыргызстана  не отвечает всем вызовам и требованиям современности.  Правовая система стала отвечать интересам авторитарного режима. Имеет место быть политическому волюнтаризму. Как пример является в спешке проведенная конституционная реформа, основанная на интересах политической верхушки, но не отвечающая потребностям общества.

    Конституция Кыргызской Республики определяет основы экономических, социальных, духовных и политических отношений в обществе и определяет пути построения нового общества, формирует конституционный  строй, основой которого является народовластие. Таким образом, Конституция выполняет идеологическую функцию. Следовательно, Конституция Кыргызской Республики выступает основным документом, определяющим государственную идеологию, однако государственная идеология, которая отражена в Конституции Кыргызской Республики, свою роль не выполняет, так как она оторвана от реальной жизни и не отвечает интересам общества.

    В связи с тем, что народовластие является основой конституционного строя, необходимо постоянно совершенствовать основной закон. Конституция Кыргызской Республики, принятая в 1993 году, реформированная 9 раз, соответствует требованиям третьего поколения мирового конституционализма,  в настоящее время человечество разрабатывает и принимает Конституции пятого поколения. 

    «Кыргызский  парламентаризм» расходится с социальными ожиданиями народа, и именно обращение к конституционному тексту, во многих случаях, помогает оценить ситуацию и найти выход из затруднений.

    Принятая 27 июня 2010 года Конституция является новой редакцией основного закона 1993 года, разработанного с учетом личных взглядов, интересов некоторых правящих политиков. Необходимо отметить, что в нормах Конституции имеют место внутренние противоречия, она являлась вариантом,  не отвечающим требованиям времени.  Итак, мы остановимся на некоторых недостатках Конституции  Кыргызской  Республики.

    Во-первых, никто не несет ответственности за защиту и охрану Конституции. Раньше эту обязанность исполнял Президент страны. Специальный орган по охране Конституции – Конституционный суд ликвидирован и вместо него создана  Конституционная палата в составе Верховного суда.

    Во-вторых, в новой Конституции не указан орган власти, определяющий внутреннюю и внешнюю политику государства. Как известно, осуществление внутренней и внешней политики являются главными функциями государства. Государство, как политическая организация общества, должно определять основные направления внешней и внутренней  политики - это его главная функция. Если орган государственной власти  не выполняет основную функцию, то оно как политическая организация общество не воспринимается. Укрепление государственности необходимо начинать решением данной проблемы, так как в Конституции Кыргызской Республики не обозначен орган власти,  определяющий внутреннюю и внешнюю политику государства.

    В-третьих, в Конституции ограничены права человека, таким образом, Президент получает свой мандат от народа на всеобщих выборах, является представителем народа, выполняет его волю, отстаивает его интересы, однако право на законодательную инициативу он не имеет. Ограничение полномочий Президента как представителя народа считается ограничением власти народа. Правительство Кыргызской Республики наделено большими полномочиями, хотя по своей природе стоит на втором месте после Президента, что является нарушением теории и практики конституционного права.

    Начиная с апреля 2010 года, семейно-клановое управление перешло в партийно-вотчинное управление, на местах к власти пришли члены некоторых политических партий, однако они не могут обеспечить безопасность страны и решить другие проблемные вопросы.

    В-четвертых, в проектах Конституции  2010 года общественности были предложены идеи внесения норм о политико-правовой ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, политических партий, но они не были приняты.

    В-пятых, в настоящее время нам  необходимо сохранение безопасности страны, недопущение беспорядков, ведение переговоров, построение отношений с другими государствами, международными организациями по вопросам безопасности. Нам всем известно, что основной деятельностью любого государства является сохранение национальной безопасности, для чего и специально создается Совет безопасности. Вопросы безопасности включают в себя: экономику, экологию, продовольствие, здоровье всего населения и другие проблемы. Для этого необходимо создание государственного конституционного органа и  его функционирование.

    В принятой в июне 2010 года Конституции, этот государственный орган был упразднен, вместо него, был создан Совет обороны. Упразднение Совета безопасности может оказать негативное влияние и на международные отношения Кыргызской Республики. К примеру, согласно Устава ОДКБ, в рамках этой организации действует институт секретарей Совета безопасности государств, входящих в нее. Получается, что Кыргызская Республика, являясь членом ОДКБ, не выполняет свои обязанности в формате этой организации.

    В-шестых, не принят институт Народного курултая, обладающий правом общественного контроля. Издревле Народный курултай служил обществу и являлся одной из форм народовластия. На курултаях решались политические и административные вопросы, регулировались международные отношения, решались внутренние хозяйственные дела и разрешались споры, также принимались эреже.

    В-седьмых, Президент и Парламент получают мандат от народа, но по статусу и полномочиям эти органы оказались на разных уровнях, что впоследствии может привести к разногласиям между высшими органами государственной власти.

    В-восьмых, согласно статье 4 закона Кыргызской Республики «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» запрещено внесение изменений в Конституцию Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года. В случае если эксперимент будет неудачным, что делать народу? Невозможно только запретами обеспечить видимую конституционную устойчивость. Только на основе общей воли и интересов народа основной закон может урегулировать общественные отношения.

    Признание политического многообразия и многопартийности является важнейшим элементом демократического государства. Тем самым в Кыргызской Республике создаются равные правовые и политические условия для всех общественно-политических сил. 

    Статья 4 Конституции Кыргызской Республики посвящена деятельности политических партий и других общественных объединений. По норме пп. 1 пункта 4 статьи 4.  Конституции Кыргызской Республики запрещается «слияние государственных, муниципальных и партийных институтов; образование и деятельность партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется  вне служебной деятельности».

    Запрет на слияние государственных и партийных институтов обусловлен тем, чтобы государственная власть не оказалась в руках определенной группы людей, преследующих свои политические цели. В частности в статье 5 Конституции провозглашается, что государство и его органы должны служить всему обществу, а не какой-то его части.  Следовательно, императивная норма, запрещает образование и деятельность партийных организаций  в государственных учреждениях и организациях, ограничивает осуществление госслужащими партийной деятельности, военнослужащие, работники правоохранительных и судебных органов должны быть вне партийной деятельности, что дает возможность защиты конституционного строя.

    Защита  конституционного строя является главной задачей государства, и она имеется в нормах Конституции Кыргызской Республики, а также в Уголовном  кодексе Кыргызской  Республики ст.2. и в главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности  государства».  После введения таких запретов, как можно обеспечить работу членов партии в  Жогорку Кенеше  и в  других государственных,  муниципальных органах?

    Как отмечено в Указе Президента система государственного управления у нас остается неэффективной. Неэффективность государственного управления прямо зависит от бесконтрольности со стороны  общества. Народ не может осуществлять контроль над действиями  или бездействиями власти, так как в Конституции и других законах не предусмотрена ответственность органов государственной власти перед народом, а также нет меры наказания за нарушение норм Конституции. Это, прежде всего, связано с особенностью Конституции, так как в ней не предусмотрено санкций. Такая проблема существует и в других странах, но они выходят из этого состояния различными способами. Большинство принимают закон о конституционной ответственности.

    Проблемы Конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и местного самоуправления не рассмотрены. Политические партии, а также их члены работают в  органах власти с нарушением основного закона страны.

    Кроме вышеназванных недостатков,  имеется очень много противоречий в самой Конституции, например основные положения статей 4, 70 и 2, 61, 79 статьи противоречат друг другу.  Положение 20 статьи Конституции  повторяется в последующих двенадцати статьях.

    В Конституции Кыргызской Республики  нарушен баланс между государством и гражданским обществом. Нарушение права народа произошло в ходе проведения  экономических, социальных, политических реформ, что привело к глубокому социально-экономическому кризису общества.  Решения проблем конституционным путем стало невозможно, поэтому народ прибегает к революционным методам отстранения  чиновников от власти.

    Вряд ли сегодня можно сказать, что Конституция  2010 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной  и  отсутствие должной стабильности.

     

    7.        Пути развития общества и государства.

     

    Цель прогрессивных сил страны разработать концепцию  развития общества и государство в интересах граждан Кыргызской Республики, проведение  социальных реформ, обеспечивающих  всестороннее развитие страны, а также учитывая историческое прошлое народа Кыргызстана и реалии  сегодняшнего  дня, способствовать выработке национальной идеологии, отвечающей интересам общества.  Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    1) В экономике;  все  формы собственность должны быть  равны перед законом и охраняться государством. Собственность не должна использоваться во вред обществу, а напротив, служить общему благу. Необходимо поставить заслон незаконному обогащению. Вести кредитование реальной экономики, всемерно развивать производственную  кооперацию  сельхоз производителей. Развивать и рационально использовать  водно-энергетические ресурсы страны. Разработать  концепцию  развития общество и государство  на ближайшие будущее и социально-экономическую программу  развития регионов страны.

     Развития финансовых инструментов малого и среднего бизнеса и создание устойчивой финансовой и банковской системы.

    2) В политике; установление народовластия, реформировать  политическую систему общества, сформировать систему органов государственной власти на основе принципов народовластия и обуздание коррупции.  Где народный курултай Кыргызской Республики является совещательно-консультативным и надзорным органом, обеспечивающим взаимодействие граждан Кыргызской Республики с органами государственной власти и местного самоуправления, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав, свобод граждан и народа при выработке концепций развития общества, основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Проведение административно-территориальных реформ, формирование эффективной системы управления, повышения роли местного самоуправления.  Реформирование избирательной системы и развитие института партий. Привлечение к преобразованиям общественных отношений, политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов  и всего гражданского сектора  путем проведения встреч и консультаций.

    3) В социальной сфере –это прежде всего установление принципов социальной справедливости, совершенствование системы образования и медицинского обеспечения населения, системы выплат заработной платы, социальных пособий и пенсий, улучшить условия труда.  Социальная основа общества и государства предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.  Кыргызская Республика обеспечивает прожиточный минимум человеку в соответствии  социально-экономическими условиями и возможностями страны. 

    Интересы народа должны быть выше интересов личности. Соблюдение правил и норм общественного поведения, уважительное отношение к интересам общества, есть обязанность каждого человека. 

    4) В правовой системе; необходимо произвести хорошо продуманную конституционную реформу, учитывая историческое прошлое кыргызского общество, положительный опыт мирового сообщества и интересы граждан Кыргызской Республики, создать истинно демократический конституционный строй.      А так же для укрепления  современного кыргызского государства  необходимо провести ревизию законодательство Кыргызской Республики регулирующий политическую систему, а именно избирательное законодательство, о политических партиях  и  о депутатов всех уровней.

    Законодательная деятельность государства должна быть направлена на принятие законов, которая адекватна текущей ситуации и направлена на разрешение социально-экономических проблем в стране. А также  заключение межгосударственных соглашений, направленных на защиту социально-экономических, политико-правовых  и духовно-культурных интересов народа Кыргызстана. 

    Для того что бы улучшить состояние политической элиты считаем необходимым принятие законов о люстрации и политико-правовой ответственности органов государственной власти местного самоуправления их должностных лиц и политических партий.

    5) В духовно-культурной сфере; учитывая  интересы общества Кыргызская Республика способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию личности. Государство стремится к обеспечению межэтнической и межконфессиональной толерантности и развивает диалог между различными диаспорами и религиями для обеспечения мира и согласия  в обществе.

    6) Для укрепления общественной  безопасности необходимо урегулировать продовольственную безопасность, общественный порядок, информационную политику,  предотвращение межэтнических конфликтов, снижение внешних и внутренних миграционных настроений, военную угрозу и  экологическую безопасность.

    7) Внешняя политика должна быть направлена на сохранение целостности территории  Кыргызстана, защиту интересов страны, установление добросовестных отношений с другими государствами в соответствии с основными принципами международного права.

    Одним из приоритетных направлений внешней политики Кыргызской Республики является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества в рамках различных международных форумов по национальной безопасности.

    Вышеназванные центральные ключевые, базисные положение должны стоять в основе новой концепции развития  кыргызского общество и государство. Исходя из интересов общества и государство, мы считаем, что крайне важным является  проведение всесторонней научно-обоснованной реформы во всех сферах жизни общества, восстановить институты подлинного народовластия, демократическое управление, принять прогрессивную избирательную систему, обеспечить реальную независимости  и ответственности судов, что дает гражданам гарантированные конституционные права.         

     

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *