0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Реформа финансирования Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве КР

    Реформа финансирования Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве КР
    22 10 2014 11:02

    Проект исследования: «Реформа финансирования Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики»

     

    Акматова Алтынай Даировна

     

     

    Как известно физическая активность и спорт являются немаловажными факторами для улучшения качества жизни населения и увеличение продолжительности жизни. Научно доказано, что здоровье зависит от здравоохранения  на 13-15%, остальное зависит от других факторов, от образа жизни. Развитие массового спорта сегодня является одним из главных приоритетов политики многих государств в сфере физической культуры и спорта. Это не случайно, поскольку массовый спорт выполняет ряд важных социальных функций. Он является важной составляющей процесса полноценного развития человека и его воспитания, действенным средством профилактики заболеваний, подготовки, к высокопродуктивному труду, защите Родины, обеспечения творческого долголетия, организации содержательного досуга, предотвращения антиобщественных проявлений.Актуальной проблемой и необходимым условием развития массового спорта является его финансовое обеспечение. В Европе, например, активные действий относительно финансирования массового спорта были осуществлены в 1990-е годы. В Европейской спортивной хартии, принятой в 1992 году на конференции министров по спорту государств Европы, было указано на необходимость сделать доступными средства из государственных бюджетов с целью решения проблем развития спорта (статья 12)

     

    Основной идеей моей аналитической записки заключается в том, чтобы привлечь внимание к процессу принятия политического решения все заинтересованные группы в разрешении конкретной проблемы.

    В настоящее время на отрасль физической культуры и спорта из республиканского бюджета направляется порядка 460,0 млн. сомов, половина этой суммы направляется на служебные поездки и прочие услуги, связанные с подготовкой спортивно-массовых мероприятий, однако обе эти статьи являются незащищенными, это значит, что они финансируется не в первую очередь. В связи с ограниченностью бюджетных средств, недопоступлением доходной части бюджета это нормальная схема, когда бюджетным организациям открываются в первую очередь защищенные статьи, однако работа Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики специфически связана с участием наших спортсменов в международных турнирах и соревнованиях.

    Финансирование спортивно-массовых соревнований и тренировочных мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных Госагентству физической культуры и спорта при ПКР на указанные цели законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, в соответствии с  календарным планом основных республиканских и международных соревнований

    Ежегодно, в связи с несвоевременным финансированием спортсмены и тренеры Кыргызской Республики вынуждены изыскивать заемные средства для оплаты расходов на участие в международных спортивно-массовых мероприятиях, что естественно отрицательно сказывается на морально-психологическом климате спортсменов и влечет ухудшение результативности выступлений. Кроме того, из-за несвоевременного финансирования государство ежегодно терпит убытки в связи с приобретением авиабилетов по завышенным ценам. Цена авиабилета увеличивается ежедневно, разница в цене доходит до 500 долларов США. Необходимо разработать для Госагентства механизм своевременного финансирования основных статей расходов: это «Расходы на служебные поездки» и «Приобретение прочих услуг».

    Деятельность учреждений физической культуры и спорта в основном связана с организацией подготовки подрастающего поколения по различным видам спорта. Рост спортивного мастерства молодых спорт­сменов невозможен без их участия в соревнованиях разного уровня. В свою очередь, участие в соревнованиях невозможно без организации поездок. При направлении спортсменов и их тренеров на такие мероприятия учреждение несет определенные расходы.

    Симптомы проблемной ситуации:

    • Согласно нормам на одного спортсмена фармакологическими восстановительными средствами составляет 120 сом, витаминами и белково-глюкозными препаратами 145 сом, итого 265 сом. По рекомендации врача спортивной медицины, ежегодно, только на основной состав сборных команд необходимо затрачивать 17895,5 тыс. сом на 2013 год на медикаменты Госагентству физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики было предусмотрено 5600,0 тыс. сомов, что в 3 раза меньше,
    • "утечка" перспективных спортсменов и тренеров,
    • массовость физической культуры и спорта достигает всего 6-7%, что ниже порогового уровня безопасности генофонда нации (15%),
    • неэффективная система пропаганды здорового образа жизни и физической культуры и спорта,
    • единичный характер демонстрации высоких спортивных результатов на международной арене,
    • неудовлетворительное состояние материально-технической базы физической культуры и спорта.
    • достижения спортсменов Кыргызстана на Олимпийских и Азиатских играх, имеют историческое значение для страны
    • размер суточных для одного спортсмена  на время учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным соревнованиям составляет 250 сомов, тренера 210 сомов (для сравнения обед в недорогом кафе на одного человека будет составлять больше),
    • Остаточный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта. К примеру, Международный опыт финансирования физической культуры и спорта развитых стран  составляют порядка от 2 до 8 % всех бюджетных расходов, у нас это 0,5 %. Финансирование сферы физической культуры и спорта в Кыргызской Республики из республиканского бюджета  в 2013 году составило 443,2 млн. сомов в период с 2011 года они увеличились почти на 20%.

    �м�

    Система доказательств и научная аргументация

    В нашей стране органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере физической культуры и спорта явлется Государственное агентство физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики. Целью Госагентства является развитие физической культуры и спорта в Кыргызской Республике.

    Ниже представленные нормативные документы, на мой взгляд, отражают, что нам необходимо отнестись по внимательнее к проблемам финансирования спорта в нашей стране:

    Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,…

    убежденная в том, что эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможностей каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован,…

    подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей,…

    подчеркивая значение сотрудничества между международными правительственными и неправительственными организациями, ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы между народами,…

    провозглашает настоящую международную Хартию с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогресса человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею и распространять её и применять.

    Статья 1

    Занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека.

    1.1. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни.

    1.2. Каждый человек, в соответствии со спортивными традициями своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.

    1.3. Особые условия необходимо представлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.

    Статья 3

    Программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества.

    3.1. Программы физического воспитания и спорта должны разрабатываться в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны. Приоритет должен предоставляться тем группам общества, которые находятся в неблагоприятном положении.

     Согласно статьи 45 Конституции Кыргызской Республики:

    • 5. Государство создает условия для развития физической культуры и спорта.

    Согласно Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы:

    Стратегические цели развития физической культуры и спорта - это создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности кыргызского спорта.

    - разработка программы разделения видов спорта на различные категории с целью более эффективного финансирования и успешного развития.

    При этом квалифицировать виды спорта на следующие:

    - приоритетные виды спорта, которые могут дать реальные результаты на Олимпийских играх с обеспечением государственного финансирования, а также дополнительного привлечения финансирования на условиях государственно-частного партнерства для полноценного выполнения программ подготовки спортсменов;

    - перспективные виды спорта, которые могут успешно развиваться в нашей стране, учитывая природно-климатические условия и другие факторы;

    - популярные виды спорта, имеющие популярность среди населения (могут успешно развиваться на самоокупаемости);

    - массовые виды спорта (финансирование которых возможно из местных бюджетов). 

    Программа по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы гласит:

    Физическая культура и спорт активно развиваются в последние годы, на что указывают успешные выступления спортсменов Кыргызстана на мировой спортивной арене, привлекающие молодежь к занятиям физической культурой и спортом. На сегодняшний момент в стране функционирует около 100 учреждений физической культуры и спорта, в которых занимается около 50 тыс. человек. При этом, массовость занятий физической культурой и спортом составляет только 6-7%. По данным Всемирной организации здравоохранения при массовости занятий физической культурой и спортом менее 15% наступает угроза генофонду нации.

    В течение 20 лет за счет средств государственного бюджета не построено ни одного стандартного спортивного объекта, выделяется недостаточно средств для приобретения спортивного инвентаря. Обеспеченность общеобразовательных школ спортивными залами, составляет - 48,3%, стадионами и простейшими плоскостными сооружениями - 91,3%; состояние 37% спортивных объектов, оценивается, как неудовлетворительное; в 70% школ инвентарь и оборудование не обновлялись в течение 15-20 лет; обеспеченность населения спортивными сооружениями составляет не более 16%.

    В среднем в стране работает 1500 тренеров, при этом численность населения в возрасте до 21 года составляет 1,6 млн. человек, что указывает на острую недостаточность тренерско-преподавательского состава. Неэффективно построена система переподготовки молодых кадров. Около половины тренерско-преподавательского состава не имеют специального образования. Другой проблемой является отсутствие современной спортивной базы. Не в полной мере используется потенциал Иссык-Кульской области, где идеальные условия для проведения учебно-тренировочного процесса.

    Отрасль физической культуры и спорта остро нуждается в профессиональных кадрах спортивной медицины.

    Учитывая эти проблемы, приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике будут:

    (i) развитие физической культуры и массового спорта;

    (ii) развитие спорта высших достижений.

    По первому приоритетному направлению отрасли необходимо решить следующие задачи:

    (i) повысить качество физической подготовки школьников: Для этого будут разработаны и внедрены в общеобразовательных школах республики нормативные основы физического воспитания. Будут разработаны минимальные стандарты обеспеченности спортивным инвентарем;

    (ii) повысить эффективность использования бюджетных средств, затрачиваемых на отрасль физической культуры и спорта: Для этого будет разработан реестр видов спорта, определяющий приоритетные виды спорта, по которым отечественные спортсмены реально могут завоевывать медали на международной спортивной арене. Реестром необходимо установить профессиональные виды спорта, которые будут развиваться за счет собственных средств, и массовые виды спорта, которые государство будет развивать в целях оздоровления нации;

    (iii) привлечь население республики, особенно в регионах к занятиям физической культурой и спортом: Для этого будут проводиться крупные спортивно-массовые зрелищные мероприятия. Намечено построить в каждом областном центре по одному энергоэффективному физкультурно-оздоровительному комплексу.

    За период независимости Государственное агентство физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики несколько раз подвергалась структурным изменениям в периоды смены кабинета министров. Основными задачами Агентства согласно Положения « О Государственном агентстве физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики»:

    Ø  создание и дальнейшее совершенствование условий для занятий физической культурой и спортом для населения страны;

    Ø  формирование и укрепление международного спортивного имиджа страны;

    Ø  пропаганда здорового образа жизни.

    Анализ существующих подходов к решению данной проблемы

    Так как этой проблеме в течение длительного времени не  уделяется большое внимание  хочется предложить несколько альтернативных вариантов решения сложившейся проблемы:

    1)    Самый распространённый способ решения любых проблем в нашей стране это ничего не делать, да действительно рынок сам корректирует и решает свои проблемы, иногда государство тоже ничегонеделанием делает больше и полезнее, в сравнении с вмешательством и полным разрушением какой-то сферы.

    2)   Второй, и,  на мой взгляд, действенный вариант выхода из данной проблемной ситуации является разработка механизма преобразования  важнейших незащищенных статьей расходы на служебные поездки, приобретение прочих услуг и пошив форменной одежды для спортсменов в защищенные статьи только для Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики.

     Из-за несвоевременного финансирования поездок на международные соревнования, республиканский бюджет теряет значительные средства. Могу привести самый маленький пример: Поездка в Чехию спортсменов на Всемирную олимпиаду по Тогуз коргоолу наглядно демонстрирует потерю финансовых средств. Стоимость Авиабилетов в обе стороны стояли 800 долларов США. Однако из-за задержки в  финансировании они были закуплены по 950 долларов США. Сферхзатраты на 5 спортсменов составили 150*5=750 долларов США. Почти  тысяча долларов было затрачена впустую, хотя на эти средства можно было закупить инвентарь или отправить на соревнования дополнительных спортсменов и тем самым, с мотивировать их к победе и поднятию нашего флага в чужой стране. Однако это одно из спортивных мероприятий, ниже я представляю список только некоторых спортивных соревнований за январь-июль 2014 года, где также могли произойти казусы с закупом авиабилетов:

    Ø   Чемпионат Азии по боксу (Таиланд)

    Ø   Чемпионат Азии по художественной гимнастике среди юниоров (Малайзия)

    Ø   Чемпионат Азии по спортивной гимнастике среди юниоров (Узбекистан)

    Ø   Международный турнир по теннису (Турция)

    Ø   Первенство Азии по тяжелой атлетике (Таиланд)

    Ø   Международный турнир по таэквандо  среди юниоров (КНР)

    Ø   Чемпионат мира по боксу среди юниоров (Болгария)

    Ø   Чемпионат Европы по греко-римской борьбе (Финляндия)

    Ø   Чемпионат по вольной борьбе (Турция)

    3) Еще один вариант решения данной проблемы это образовать своего рода фонд при Государственном агентстве физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики  для поддержки спортсменов и оплаты их командировочных расходов на время опоздания финансирования из республиканского бюджета. Нужно вспомнить Закон Меценатстве и благотворительной деятельности №119 от 6 ноября 1999 года, возможно, найдутся спонсоры, которых заинтересует помощь национальному спорту.

    Выводы

    Вышеупомянутые нормативные правовые документы указывают на проблемы в спорте, которые необходимо решать. В целом по республике отрасль физической культуры и спорта финансируется на остаточном принципе. Выделяемые средства не могут покрыть даже половины необходимой потребности для развития физической культуры и спорта, однако даже предусмотренных Госагентству бюджетные средства выделяются не в полной мере. На 30  июня текущего года  по статье расходы на служебные поездки  профинансировано  только 20,1 млн. сомов  или 26,1 % общего бюджета Госагентства. Прошло полгода, а половина предусмотренных финансовых средств еще не перечислено Государственному агентству физической культуры и спорта при ПКР это значит, что они многие спортивные мероприятия проводят в долг, также необходимо учесть, что практически все соревнования обычно проходят т.е. завершаются до начала октября, это говорит о том что к данному периоду времени профинансировано по статьям связанным с подготовкой и проведением спортивных состязаний  должно быть по крайней мере 70 % всех расходов агентства.

     


     

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *