0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Региональная продовольственная безопасность в кризисные периоды в экономике

    Региональная продовольственная безопасность в кризисные периоды в экономике
    22 10 2014 10:32

    РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЭКОНОМИКЕ

     

    Абдурашитов А., кандидат экономических наук, доцент кафедры

    «Национальная экономика и региональное развитие»,

    Кыргызско-Российский Славянский университет

     

    Аннотация

    Из теории цикличности экономики известно, что кризисы в экономике неотвратимы. Для любой суверенной страны в этот период на первый план выходит обеспечение продуктами питания своего населения. Обеспечить продовольственной безопасности многим странам мира не удается. Например, в Кыргызской Республике обеспечение население страны основными продуктами питания собственного производства остается на  низком уровне.

    В данной статье на основе анализа производства базовых продуктов питания в Кыргызской Республике обосновывается необходимость достижения продовольственной безопасности на региональном уровне. Таким крупным регионом в краткосрочной перспективе может стать, по мнению автора статьи, Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан, дополненный Арменией, Кыргызстаном и другими странами, с последующим преобразованием его в крупный континентальный макрорегион - Евразийское экономическое пространство.

    Подобная региональная экономическая интеграция стран позволила бы решить не только проблему обеспечения продовольственной безопасности стран входящих в единое экономическое пространство, но и гарантировать продовольственную безопасность региона в целом в кризисные периоды в экономике.

     

     

    Продовольственная безопасность – это способность государства в необходимой мере удовлетворить потребности населения в продуктах питания в том объеме, ассортименте и количестве, которые соответствуют общепринятым стандартам и нормам. Любая форма импортной зависимости страны, особенна продовольствен­ной, создает потенциальную угрозу националь­ной безопасности, ее суверенитету. Усиле­ние продовольственной зависи­мости в условиях глобализации мировой экономики усугубляет национальную безопасность, опас­ность завоевания ее внутренне­го рынка иностранными товаро­производителями Данная задача усиливается цикличностью экономики – периодически повторяющимися на протяжении ряда лет подъемами и спадами в экономике. Эти колебания неблагоприятно влияют, прежде всего, на население страны, которое выступает в роли потребителей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы через свои денежно-кредитные и бюджетно-налоговые инструменты сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко. В стабилизационных программах важно, насколько защищена страна в фазе спада и депрессии.

    Известно, что глобальный экономический кризис в тридцатых годах прошлого столетия, получивший название «Великая депрессия», стал толчком к возникновению новой науки – макроэкономики. По ее постулатам кризисные периоды неотвратимы, кризис как одна из фаз экономического цикла имеет закономерный характер.

    Возникший в 2008 г. мировой финансовый кризис, затем переросший в глобальный экономический кризис, который получил название – «Великая рецессия», по оценкам Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития в 2013 году подошел к своему «дну» и ожидается улучшение и восстановление докризисного уровня начиная с 2014 г. Также в августе 2013 года было объявлено об окончании экономического спада в Еврозоне.

    Сказать, что нынешний кризис наступил неожиданно нельзя, потому что подобные кризисные периоды могут наступить в любое время, если будут нарушены незыблемые законы рыночной экономики. Данное явление в теории экономических циклов классифицируется как «политический деловой цикл», когда правительства государств совершают ошибки в кредитно-денежной или налогово-бюджетной политике.

    Причиной же нынешнего мирового финансового кризиса явилась ошибочная кредитно-денежная политика ведущих стран мира из-за необоснованных популистских решений, прежде всего, банковских структур.

    В макроэкономике известно еще много других причин, которые приводят к циклическим кризисным периодам в экономике – экспансия или сжатие денежной массы в обращении, влияния технических нововведений, шоки, вызванные новыми технологиями, действия эффектов мультипликатора акселератора.

    Поэтому, экономика любой суверенной страны подвергаются эндогенным и экзогенным кризисным явлениям и всегда должна быть готовой, и адаптирована к их преодолению. Она должна быть максимально независимой от влияния экзогенных факторов по ключевым, жизненно важным для ее населения позициям в экономике. К ней, в первую очередь, относится обеспечение населения основными продуктами питания, т.е. обеспечение продовольственной безопасности страны.

    В национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики (КР) на период 2013-2017 годы отмечено, что «Кыргызстан не имеет достаточного уровня самообеспеченности основными видами продовольствия, что приводит к зависимости от импорта. Кроме того, мировой рынок продовольствия в последние годы характеризуется неустойчивостью. Некоторые страны для насыщения собственного рынка используют мораторий на экспорт продовольственных товаров. Указанные негативные процессы и явления обозначили необходимость принятия дополнительных мер обеспечения продовольственной безопасности». В данном документе продовольственная стратегия страны в среднесрочной перспективе ориентирована на обеспечение, прежде всего продовольственной безопасности страны.

    Продовольственная безопасность как одна из основных составляющих национальной безопасности любой суверенной страны является незыблемым условием обеспечения его независимости и развития. Без собственного продовольствия все остальные составляющие национальной безопасности утрачивают свою значимость. 

    Рассмотрение продовольственной безопасности КР необходимо в контексте общей экономической безопасности, так как оценивается состояние внутреннего продовольственного рынка, определяется степень вовлеченности и зависимости национальной экономики от мирового рынка продовольствия, используется механизм государственной стратегии с учетом внутренних и внешних факторов развития страны.

    В КР этот важнейший вопрос наконец-то приобрел правовой статус. Закон «О продовольственной безопасности» принят в 2008 г.Законом определены правовые, экономические и организационные основы деятельности государства, направленные на защиту национальных интересов и гарантирование в Кыргызстане продовольственной безопасности от внешних и внутренних угроз и установлена ответственность государства за надлежащий уровень питания населения. Он разработан с учетом имеющегося мирового опыта по данной проблеме. Даны классические определения ключевых понятий данного вопроса. Из закона вытекает важнейшая задача для страны - обеспечение продовольственной независимости страны. В остальном же данный закон имеет декларативный характер, неучтены особенности страны, почти копирует законы других соседних стран в ухудшенном варианте и поэтому, на наш взгляд, он не работает.

    В этом можно убедиться, проведя сравнительный анализ с действующими законами других стран.

    Во многих странах мира для расчета потребности продуктов питания берется физиологическая норма потребления. В нашем же законе установленная Жогорку Кенешем КР 9 июня 2006 г. - минимальная норма потребления.

    В подобных законах других стран мира обозначены базовые продукты питания и  определены пороговые значения самообеспеченности ими. Обычно это зерно, мясо, молоко, сахар и растительное масло. И все планы и устремления правительства направляются для выполнения обозначенных значений. В нашем же законе они отсутствуют.

    Критерием продовольствен­ной безопасности страны является про­изводство 75-80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей. Так, в Модельном законе «О продовольственной безопасности», принятом на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 16 октября 1999 года № 14-10) установлено, что продовольственная независимость считается не обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в государстве составляет  менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах  продуктов  питания  в соответствии с физиологическими нормами питания.

    В преимущественной части стран мира продовольственная независимость считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее 80% годовых потребностей населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания. При этом надо исходить из специфики национального производства продуктов питания с учетом особенностей проживания, численности населения и его социально-демографической структуры. Так, Россия для себя установила следующие пороговые значения: по зерну – 90%, мясу и мясопродуктам – 80, молоку и молокопродуктам – 80, растительному маслу – 70%.

    Ведущие страны мира поддерживают высокий уровень самообеспечения продуктами питания – США и Франция – на 100%, Германия – более 90 %, Италия около 80%. Отдельные страны, не имеющие соответствующих ресурсов, особенно земельных угодий, для производства основных продуктов питания, защищают себя наличием других постоянных производств, которые позволяют взамен гарантированно  закупать импортной высококачественной продукции. Например, Япония, имея ограниченные земельные угодья, других ресурсов производит половину своих потребностей в продуктах питания, а другая половина гарантированно закупается из-за рубежа взамен на автомобили, аудио- видеотехнику и др.

    Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства и инвестирования в сферу производства продовольствия. Расчет данного потенциала включает следующих показателей:

    • численность населения;
    • земельные угодья для производства продуктов питания;
    • качественные параметры (урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных).

    КР располагает достаточными трудовыми, земельными, водными ресурсами, и способна в полном объеме обеспечить собственные потребности в основных продуктах питания.

    Во исполнение Закона «О продовольственной безопасности КР» Правительством принято постановление «Об утверждении физиологических норм потребления основных продуктов питания для населения КР», где обозначены девять основных продуктов питания хлебопродукты, мясо, молоко, яйцо, сахар, растительное масло, овощи, плоды и ягоды, картофель. Анализируя опыт ведущих стран мира и сложившиеся реалии в аграрном секторе страны можно сделать вывод, что такой расширенный «правительственный» перечень, когда перечисляются практически почти все продукты питания, является не верным. Другим не менее важным составляющим продовольственной безопасности является установление пороговых значений производства указанных продуктов отечественными производителями.

    В перечень базовых продуктов продовольственной безопасности для КР, считаем необходимым, включить пять продуктов - хлебопродукты, мясо, молоко, сахар и растительное масло, три четверти, которых должна производиться у себя. Данные две нормы – перечень и пороговые значения должны быть включены в действующий закон, чтобы была соответствующая ответственность госструктур.  

    Каково состояние обеспеченности базовыми продуктами питания населения страны видно из данных за прошлый год (табл. 1).

    Таблица 1

    Обеспеченность населения Кыргызской Республики

    основными продуктами питания за 2013 г.

    (среднегодовая численность населения– 5350 тыс. чел.)

     

    Наименование показателей

    Ед. изм.

    Пшеница и продукты ее переработки

     

    Мясо

     

    Молоко

    Сахар

    Масло

    растительное

    Минимальная норма потребления на душу населения

    кг/год

    89,2

    39,1

    184,8

    21,7

    9,6

    Физиологическая  норма потребления на душу населения

    кг/год

    118,1

    65,6

    296,9

    29,7

    11,8

    Произведено

    тыс. т

    820

    195

    1408

    25

     

    14

    Расходы  (семена,

    естественные потери, корм скоту)

    тыс. т

    312

    -

    100

    -

    -

    Экспорт

    тыс. т

    16

    72

    154

    -

    -

    Объем внутреннего рынка

    тыс. т

    457

    123

    1154

    25

    14

    Объем внутреннего потребления на душу населения

    кг/год

    85,4

    23,0

    215,7

    4,6

    2,6

    Обеспеченность  по минимальной норме

    %

    95,7

    58,8

    116,7

    21,2

    27,1

    Обеспеченность  по физиологической норме

    %

    72,3

    35,1

    72,7

    15,5

    22,0

     

    В 2013 г. обеспеченность указанными продуктами питания за счет собственного производства по минимальной норме потребления составила: по хлебопродуктам - 96%, по молоку — 117%, по мясу — 59%, по, маслу растительному — 22%, сахару — 27%. Т.е. из базовых продуктов питания самообеспеченность по минимуму достигнута только по молоке.

    Известный кыргызский ученый-экономист Ш.Мусакожоев к числу угроз и отрицательных тенденций в обеспечении продовольственной независимости Кыргызстана отнес высокую степень импортной зависимости страны в отдельных видах продовольствия – зерна, сахара, растительного масла, мяса. В 2013 год импортировано пищевых продуктов на сумму 642,2 млн. сомов, что составляет 10,6% от общего объема импорта. Было импортировано 624 тыс. тонн хлебопродуктов, т.е. более половины их потребности, 88,8 тыс. тонн - сахара и кондитерских изделий, т.е. более 80% их потребности, 44,4 тыс. тонн - растительного масла, т.е. более 70% его потребности. 

    Известно по Кейнсу, если импорт превышает 20%, то уже прекращается эффект кумуляции, т.е. отрасль не в состоянии воздействовать на остальную экономику в сторону поддержания ее роста.

    Проанализируем нынешнее состояние обеспечения населения страны базовыми продуктами питания, на примере зерновой пшеницы.

    В мире сейчас нет кризиса в продовольственной пшенице, так как в сезоне 2012-2013 гг. в преимущественной части стран-производителей пшеницы получен хороший урожай. Начало нынешнего мирового финансового кризиса также совпало с благоприятным сезоном 2008-2009 гг. в мировом производстве пшеницы. Мировое производство пшеницы составил 677 млн. тонн. Общемировое потребление зерна пшеницы составляет около 655 млн. тонн.

    Из общего объема производства пшеницы 147 млн. тонн или 22% приходится странам Евросоюза, 114 млн. тонн или 17 % Китаю,  79 млн. тонн или 12 % Индии, 67 млн. тонн или 10% США, 60 млн. тонн или 9 % России.  Благоприятные погодные условия позволили резко увеличить объем производства пшеницы основным экспортирующим пшеницу странам – странам Евросоюза на 24%, США на 20%, России на 22%, Канаде на 25%, Украине на 76%, Австралии на 69%. Из-за засушливой погоды основные производители пшеницы в азиатском регионе Китай и Индия лишь незначительно увеличили их производство на 3%, а в Пакистане снижение составило 8%, а в Казахстане допущено большое снижение на 23%. Казахстан – главный экспортер зерна пшеницы в Кыргызстан, несмотря на снижение его производства с 17 млн. тонн до 13 млн. тонн, имеет излишки в обеспеченности зерновой пшеницей, и будет экспортировать более 5 млн. тонн.

    Кыргызстан, имея все условия обеспечить себя зерном пшеницы, в последние годы, в основном из-за ошибочной аграрной политики, превратился в чистого импортера главного базового продукта питания.

     

    Таблица 2

    Производство пшеницы в Кыргызской Республике за 1991-2003 гг.,тыс. тонн.

     

    Год

    Производство

    Импорт

    Экспорт

    1991

    434

    480

    -

    1996

    964

    103

    100

    2001

    1191

    191

    25

    2006

    890

    333

    25

    2011

    800

    300

    25

    2013

    820

    584

    16

     

    В последние десять лет ежегодно импортировалось по 300-350 тыс. тонн пшеницы, а в 2013 г. был поставлен «рекорд» - 584 тыс. тонн (табл. 2). Это составляет по нынешним ценам (1т = 320 долл.) около 187 млн. долл.

    О возможностях производить зерна пшеницы в объемах, достаточных для полного обеспечения потребностей своего населения говорить тот факт, что, новые хозяйствующие субъекты, в преобладающей части это фермеры, за 1997-2004 гг.  производили 1 – 1,3 млн. тонн пшеницы и страна выходила на уровень самообеспеченности.

    Сложившееся же положение, за последние годы, начиная с 2005 г. с самообеспечением населения хлебопродуктами не отвечает требованиям закона о продовольственной безопасности и в случае продовольственного, в особенности зернового кризисе в  странах-импортерах, могут возникнуть серьезные проблемы с закупкой недостающего объема зерновой пшеницы.   

    Еще хуже обстоит дело с состоянием обеспеченности населения  сахаром. Имея самые благоприятные почвенно-климатические условия в мире по выращиванию и производству семян сахарной свеклы, опытных свекловодов, сахарных заводов КР стала чистым импортером сахара. Причину найти, почему крестьяне перестали выращивать сахарную свеклу, невозможно. Это просто грубейшая ошибка и непрофессионализм в работе высоких чиновников, занимающихся данной проблемой, как в правительстве, так и в Минсельхозе и госадминистрации Чуйской области.

    Кыргызстан может и должен обеспечить себя сахаром. Если взглянуть в историю возделывания фабричной сахарной свеклы и производства сахара в стране, то самый высокий уровень производства корней сахарной свеклы приходится на 1975 г., когда был собран урожай в объеме 1,8 млн. тонн и выработано 206 тыс. тонн сахара-песка, что превышало потребность страны в нем почти в 2 раза. Есть более свежие примеры, после возобновления возделывания фабричной сахарной свеклы после десятилетнего перерыва с 1983 г. по 1992г. Так, в 2003 г. фермеры произвели 813 тыс. тонн корней сахарной свеклы и в 2004 г. было выработано 88 тыс. тонн сахара-песка, т.е. 80% к его потребности.

    Аналогичная ситуация сложилась с выращиванием масличных культур и производством растительного масла. Работа на уровне правительства не проводится. Из-за отсутствия действенной правительственной программы развития данной отрасли, фермеры и сельские предприниматели занимаются ею стихийно. Произведенные в частных цехах растительные масла не отвечают качественным требованиям его стандартной очистки. В полном отсутствии работы правительства в этом вопросе, посредники заполняют эту нишу и стихийно вывозят их в страны ближнего зарубежья.  

    С другой стороны, обеспечение продовольственной безопасности страны непосредственно связано с общим состоянием экономики и уровнем жизни населения. Поэтому важным является достижение «экономической доступности» продуктов питания. Это - возможность приобретения населением, в том числе его социально уязвимыми слоями, продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания при существующей структуре потребления, уровне доходов, социальных пособиях. Высокий уровень бедности и низкая покупательская способность населения страны не позволяют бедным слоям населения обеспечить себя основными продуктами питания даже на уровне минимальных норм потребления.

    Продовольственная безопасность предусматривает также обеспечение качества и безопасности производимых и ввозимых продовольственных товаров. Они должны соответствовать требованиям, предъявляемым соответствующими техническими регламентами, санитарными, ветеринарными, фитосанитарными нормами и правилами. Случаи, с поставкой из-за границы некачественной муки, фруктов, других продуктов говорит о том, что не на должном уровне осуществляется государственный надзор за безопасностью и качеством пищевой продукции. Согласно закону пищевая продукция, производимая, ввозимая и реализуемая на территории КР, подлежит обязательной сертификации соответствия по показателям безопасности в аккредитованных в установленном порядке органах.

    Важная составляющая продовольственной безопасности страны – внешнеэкономическая деятельность государства и субъектов экономики, так как одной из ее целей является наполнение внутреннего продовольственного рынка. При этом кыргызская экономика должна быть ориентирована на продовольственное самообеспечение, а участие в международном разделении труда должно существенную роль как в периоды роста и пика, так и в периоды рецессии и депрессии экономики. Может быть использована модель международной кооперации и интеграции производства и торговли продовольствием, с одной стороны, и создания механизма внутреннего и внешнего протекционизма в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов и стимулирования экспорта избыточного продовольствия и импорта жизненно необходимых продуктов, с другой.

    Для этих целей Кыргызстану как члену ВТО и будущему члену Таможенного союза (ТС), а в последующем и Евразийского экономического пространства (ЕЭП), необходимо найти механизмы осуществлять тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций с учетом состояния внутреннего рынка по каждому отдельному виду продуктов питания. Весьма выгодной сферой сотрудничества является переход от импорта продовольствия и сырья для его производства к закупкам средств его производства, прогрессивных технологий и лицензий.

    В теории современной регионалистики признано, что мировой регионализм является одним из этапов глобализации или ее противоположная тенденция. Глобализация сопровождается регионализацией международных экономических отношений. Анализируя геоэкономическую ситуацию в мире, русско-украинский ученый по современной регионалистике В.Дергачев отмечает, что сейчас наметился переход от глобализации к регионализации рынков сбыта и ресурсов [7, С.23]. По примеру Европейского Союза (ЕС) создаются многочисленные региональные группировки. Многие развивающиеся страны видят в региональной интеграции попытку противостоять глобальной конкуренции.

    Подобная попытка была предпринята и странами Центральной Азии, куда кроме Кыргызстана входят Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Общность истории, культуры, языка и религии народов, населяющих эти страны, является благоприятным условием для развития межгосударственных отношений в рамках данного региона. Учитывая это обстоятельство в 1994 г. и был создан союз по экономическому сотрудничеству из трех стран – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан (Центральноазиатский Союз). В 1998 г. присоединился Таджикистан, а в 2004 г. на десятилетнем юбилее союза присоединилась и Россия, в последующем переросший в ЕврАзЭС.

    Региональная консолидация стран Центральной Азии должно было произойти путем эффективного взаимовыгодного использования имеющегося ресурсного потенциала – водных, сырьевых, энергетических и др. Прежде всего, должна была господствовать межгосударственная открытость экономики  между субъектами внутри региона. Особенно в производственной, торговой, банковской и инвестиционной сферах. Но этого на деле не произошло, все осталась на бумаге.

    Положительные примеры в мире имеются. Например, страны Евросоюза, страны Юго-Восточной  Азии, где новые достижения любой из стран - новые открытия, новые разработки  тут же становится достоянием всех других стран региона. Они не тратят времени на уже достигнутое партнерами по региону, а открывают все новое совместными усилиями.

    Наиболее перспективным в этом плане является вхождение КР в ТС, а в последующем в ЕЭП. Данная региональная интеграция по всем характеристикам обещает быть наиболее эффективным макрорегионом, как географически и исторически, так и по экономическому потенциалу. В ближайшей перспективе это страны Европы – Россия, Беларусь, Армения и Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Единственное требование будущему экономическому пространству – это незыблемое соблюдение правил игры подобных союзов. Тогда будущий ЕЭП станет наравне с Евросоюзом, и будет обеспечена конкуренция по вхождению в их состав. Если ЕЭП заработает эффективно, в среднесрочной перспективе можно было бы прогнозировать вхождение в него Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана и вполне возможно и Китая. Как отмечают отечественные экономисты «Кыргызстан и Россия заинтересованы в евразийской интеграции, выходящей за пределы постсоветского пространства».

    Действующий ТС из трех стран Беларусь – Казахстан – Россия, созданный в 2010 г. является одной из форм региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве. В условиях глобализации в мире появление подобных региональных экономических группировок является вполне закономерным явлением. Однако из-за создания ТС «тройки» главным образом пострадали две страны – Кыргызстан и Таджикистан, которые вместе с этой «тройкой» находились долгое время (с 2001 г.) в одном региональном экономическом союзе – Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Практически ЕврАзЭС было упразднено в связи с созданием ТС. Но об этом было объявлено только 24 октября 2013 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, как организация, во многом дублирующая функции ТС.

    Создание Таможенного союза «тройки» сильно повлияло на экономику  КР. Вследствие введения им новых соглашений и правил экспорт КР в эти страны стал высокозатратным. В результате ее экспорт в страны ТC снизился в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 22%. В основном за счет сокращения экспорта молочных продуктов, электроэнергии, одежды и хлопка волокна. Резкое сокращение наблюдается в объеме реэкспорта товаров. Происходит снижение импорта товаров, традиционно поставляемых на крупнейшие, на постсоветском пространстве рынки «Дордой» и «Кара-Суу». Так, импорт товаров из Китая в 2013 году сократился по сравнению с 2012 годом почти на четверть. В текущем году (2014 г.) продолжается дальнейшее ухудшение ситуации.

    Поэтому на сегодня самым обсуждаемым вопросом, не только у экономистов, но и  среди населения КР является вопрос ТС «тройки» и перспективы экономического развития КР в условиях присоединения к нему. И очень важно, как эффективно данное интеграционное объединение будет работать, каких условий, правил и принципов будет придерживаться, будут ли последние беспрекословно выполняться всеми его членами?

    Примерно такие вопросы возникают у всех кыргызстанцев, плюсы и минусы ТС очень активно обсуждается в СМИ. Это и понятно, так как принимается судьбоносное для страны решение с одной стороны, а с другой  – кыргызстанцы осведомлены, что имеющиеся в мире таможенные союзы пока еще не показали пример высокой эффективности подобных интеграционных формирований. Так, по данным ВТО в мире существует 13 межгосударственных объединений, действующих на основе соглашений о таможенном союзе, куда входит и ЕС, созданный в 1957 г., другие союзы, включая ТС России, Беларуси и Казахстана. Все они, за исключением ЕС, не достигли своей цели ускорения экономического развития. Главная причина – все они были созданы без учета объективных предпосылок и достаточной проработки механизмов их функционирования. Часто подобные союзы формируются из конъюнктуры международных отношений.

    Поэтому очень важно безошибочно спрогнозировать, как отразится вхождение в ТС на долгосрочном развитии реального сектора экономики страны. Ведь главный смысл подобной межгосударственной интеграции заключается в том, что она, в конечном счете, будет способствовать устойчивому экономическому развитию.

                Какие проблемы могут быть у КР в случае ее вступления в ТС, а в последующем и в ЕЭП?

    Абстрагируясь от политических составляющих данной проблемы, связанной разными формами правления государствами, очевидно, что более важным для Кыргызстана является экономическое составляющее будущего ЕЭП.

    ТС негативно будет влиять на торговлю с третьими странами, в особенности Кыргызстана с КНР. Как известно, ТС изолирует этот единый рынок от остальных рынков по отношению к третьим странам, повышая импортные налоги, введя квоты и лицензии на импорт, чтобы защитить отечественных товаропроизводителей от внешней конкуренции. Поэтому таможенный союз можно рассматривать как форму протекционизма. Кыргызстан остро ощутил это на себе после создания ТС в торговых отношениях с Казахстаном. Подобное теперь случится с товарами из КНР, так как будут задействованы повышенные импортные тарифы.

    Сейчас с Россией мы торгуем по правилам ВТО. Кыргызстан, как член ЕврАзЭС, находясь в зоне свободной торговли, до создания ТС союза свои товары Казахстану продавал без применения таможенных тарифов. Все осложнилось после его создания. Поэтому необходимость присоединения к ТС возникает по торговле только с Казахстаном. Товарооборот же с Беларусь занимает незначительный удельный вес в общем товарообороте Кыргызской Республики  – в 2013г. составил всего лишь 2,3%.

    Казахстан активно ведет переговоры с членами ВТО о присоединении к этой организации. По некоторым данным, Казахстан находится на стадии их завершения, и он также скоро может стать членом ВТО. Казахстану сложно будет договориться с членами ВТО на уровень тарифов, который сумела Россия. В результате тарифы таможенного союза поменяются как минимум еще раз, и членам таможенного союза придется принять таможенные тарифы той страны, которая договорилась с ВТО на наименьших их значениях или сконструировать из наименьших значений таможенных тарифов стран.

    С вступлением России в ВТО доступ к ее рынку для Кыргызстана стал более надежным и гарантийным. Это очень важно, так как Россия и Беларусь, Россия и Казахстан, несмотря на то, что они являлись членами ЕврАзЭС, вели друг с другом «торговые войны», которые временами становились ожесточенными. Казахстан часто в одностороннем порядке запрещал наш экспорт. Так было с экспортом цемента, молочных продуктов, овощей и других товаров, когда Казахстан под предлогом демпинга, а также используя санитарные и технические торговые барьеры без проведения специальных разбирательств, отказывался пропускать их в свою территорию. Хорошо, если это прекратится в новом союзе.

    Что положительного можно прогнозировать  в случае вхождения КР в ТС?

    Будут создаваться благоприятные условия для развития таких секторов экономики, как сельское хозяйство, легкая промышленность, торговля, туризм. Около 80% экспорта сельскохозяйственной продукции приходится на Россию и Казахстан. Причем зачастую она поступала до конечного потребителя через посредников. С вхождением в союз предоставляется возможность сельским товаропроизводителям заключать прямые контракты на поставку своей продукции потребителям этих стран.

    Кыргызстан с самого начала создания ТС ощущает все негативное воздействие от его работы. В первую очередь он повлиял на сокращение экспорта товаров в страны ТС из-за барьеров на границе. Для предпринимателей республики стали намного жестче процедуры контроля товаров на границе, продолжает действовать запрет на ввоз животноводческой продукции, а также остаются высокими затраты на получение документов о качестве продукции. Данные проблемы могут быть решены исключительно после вступления Кыргызстана в ТС и отмены любого таможенного контроля на границах стран его членов.

    Благоприятные последствия ожидаются и по импорту товаров. В настоящее время Кыргызстан завозит из стран ТС стратегически важные товары: ГСМ, зерно, лесоматериалы, металл. Для экономики весьма значимо будет то, что их можно будет ввозить беспошлинно.

    По прогнозам экспертов, Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие. Эти сектора только выиграют от вступления в ТС, повыситься их конкурентоспособность, будут открыты рынки сбыта. Проведение работ по модернизации испытательных лабораторий в соответствие с требованиями ТС напрямую повлияет на увеличение нашего экспорта и не только в страны ТС, а также и страны дальнего зарубежья.

    При вхождении Кыргызстана в ТС ожидается достаточно жесткая конкуренция, но если ее выдержит экономика страны, то у наших товаропроизводителей появятся новые возможности.

    Конечно, есть несомненные преимущества ТС для Кыргызстана, ибо он поставил нашу страну перед выбором – жить и строить новую структуру экономики без «серых зон», определиться со своей ролью и местом на постсоветском пространстве, легализовать теневые потоки финансовых средств или попытаться вступить в ТС и выполнять все его требования.

    ТС предъявляет качественно новые для КР требования в интегрированной экономике. Придется внести изменения в сфере таможенного администрирования, технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, транспорта и инфраструктуры, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, статистики, торговой и финансовой политики,  развития инфраструктуры. Привести законодательства в соответствие с соглашениями ТС, разработать механизм зачисления и распределения между государствами-членами ТС сумм ввозных таможенных пошлин.

    Необходимо будет решать давней проблемы по отсутствию современной инфраструктуры проверки качества товаров. Предстоит большая работа по модернизации лабораторий анализа и оценки качества товаров и сертификации, обновлению пунктов контроля. Прогнозируется, что все это должно оказать содействие развитию экономики страны на качественно новом цивилизованном уровне.

    Кроме строгого соблюдения регламентированных стандартными правилами игры условий подобных союзов, нам думается, необходимо провести большую работу по межгосударственной специализации стран ТС. Основой ее развития выступают конкурентные преимущества, которые формируются под воздействием особых характеристик местоположения. Ученые-регионалисты предлагают применять термин «географическое разделение труда» и дают ему определение – специализация различных районов и стран на производстве определенной продукции с достижением наивысшей эффективности при последующем обменен этой продукцией. Прежде всего, это можно было бы начать со скоординированной работы по надежному и гарантированному обеспечению продовольственной безопасности стран ЕЭП, путем специализации стран на производстве отдельных видов продуктов питания. Данная работа не требует особых усилий, так как специализация стран давно определена. Просто необходимо внести коррективы с учетом сложившихся реалий в аграрном секторе, и восстановить самые эффективные производства может быть даже с советских времен. Ведь при плановой экономике она учитывала все преимущества специализации экономики по теории Хекшера-Олина – специализация во внешней торговле на таких товарах, при производстве которых наибольшие затраты приходятся на те ресурсы, которыми в наибольшей степени наделен регион. Так КР еще до вхождения в ТС импортирует базовые продукты питания из перечня продовольственной безопасности. Если до вхождения в ТС стояла задача обеспечить, как уже было отмечено выше, минимум 75-80 % потребности в производстве основных продуктов питания, то при вхождении в ТС ее необходимо менять, так как задачу надо ориентировать на макрорегион, т.е. обеспечивать этот минимум на уровне макрорегиона.

    КР в этих условиях, нет необходимости, стремится обеспечивать себя выокозатратным и низким содержанием клейковины продовольственной пшеницей, растительным маслом, возможно и сахаром. Аграрной наукой отмечено, благоприятные почвенно-климатические условия КР для выращивания и производства семян сахарной свеклы и многолетних трав. Рыночное хозяйствование фермеров определило высокую эффективность производства картофеля, бобовых культур, прежде всего фасоли, плоды и овощи в свежем и консервированном виде, молочных продуктов, меда. Это не полный перечень продуктов, на производство которых при вхождении КР в ТС будет специализироваться вместо, производства зерновых, растительного масла, сахара. Аналогично можно специализировать другие страны ТС с экономической выгодой для каждой страны. Создание ЕЭП позволит странам, входящим в него перейти от продовольственной безопасности на мезорегиональном уровне, т.е. на уровне обособленной страны, к продовольственной безопасности на макрорегиональном уровне, т.е. на экономическом пространстве будущего ЕЭП.

     

     

     

     

     

     

    Комментарии

    1. . 13 11 2014 03:02

      Здрaвcтвyйте! Bac интepеcуют клиeнтcкиe бaзы данныx? . http://_._/

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *