Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Общество
Рекомендации омбудсмена по предотвращению насилия над детьми
Сегодня, 31 марта, омбудсмен Кыргызстана Бакыт Аманбаев представил доклад по предотвращению насилия, совершаемого над детьми.
По словам омбудсмена, с каждым годом растет насилие по отношению детей и принимает более жестокий характер.
"Проблема насилия в отношении детей обусловлена рядом социальных, культурных и экономических факторов, поэтому не имеет простых и легких решений. Требуется комплексный и систематический подход, объединяющий усилия государственных органов, общественности и международного сообщества для искоренения причин проблемы. Меры против насилия в отношении детей должны включать изменения в законодательстве, административно-организационные мероприятия и просветительско-воспитательную работу", - сказал он.
По этому поводу омбудсмен рекомендовал внести ряд изменений в законодательство:
· Ужесточить санкцию наказания за насилие детей в УК КР, вплоть до пожизненного лишения свободы.
· Статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики необходимо дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Несовершеннолетнее лицо, признанное в рамках уголовного дела по факту применения насилия потерпевшим, вправе самостоятельно определить кандидатуру, которая подлежит назначению в качестве законного представителя».
· Статью 29 Закона КР «Об образовании» дополнить абзацами следующего содержания: «В случае подтверждения факта применения физического насилия и телесных наказаний в отношении учеников со стороны педагога последний подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности вне зависимости от того, привлекалось ли лицо за совершение этого же деяния к административной или уголовной ответственности.
· В случае повторного подтверждения факта применения насилия этим же педагогом в отношении обучаемых им лиц в течение трех лет со дня совершения первого правонарушения он подлежит освобождению от занимаемой должности без права занятия педагогической деятельностью в течение пяти лет».
Рекомендовать правительству Кыргызской Республики:
· разработать изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, устанавливающие ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по выявлению детей в группе риска насилия и ведения постоянного мониторинга их состояния;
· предусматривать в проекте государственного бюджета Кыргызской Республики финансирование медицинской, правовой, психологической помощи, необходимой для восстановления физического здоровья и психологического благополучия, а также последующую реабилитацию детей, подвергшихся насилию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также мер, применяемых судом по защите несовершеннолетних потерпевших и свидетелей;
· разработать изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, устанавливающие права и обязанности родителей по воспитанию детей до достижения их совершеннолетия и по усилению ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.
Рекомендации по административно-организационным мероприятиям
Рекомендовать Верховному суду Кыргызской Республики:
· разработать руководящие рекомендации судам - руководствоваться в практике применения законодательства и в отправлении правосудия по делам детей и несовершеннолетних с участием детей-жертв и свидетелей преступления строго придерживаться международных норм и принципов.
Рекомендовать Совету судей Кыргызской Республики
· проводить регулярное обучение среди судей по специфике судебных дел в отношении детей.
Рекомендовать правительству Кыргызской Республики:
· открыть государственное финансирование службы горячей линии помощи детям при аппарате акыйкатчи (омбудсмена) Кыргызской Республики в связи с присвоением ей статуса «экстренной оперативной службы Кыргызской Республики», тем самым обеспечив общий доступ к механизму подачи жалоб для несовершеннолетних;
· утвердить Специальный протокол о межведомственном взаимодействии по защите учащихся от насилия в общеобразовательных организациях КР, апробированный в ходе реализации программы «Школа без насилия», инициированный Омбудсменом КР;
· разработать процедуры по экстренному изъятию ребенка из семьи в случае угрозы его жизни и здоровью, определить порядок размещения ребенка вне семьи и прохождения реабилитации в специальных учреждениях для детей;
· разработать процедуры по транспортировке пострадавших детей в регионах в учреждения, где им может быть оказана необходимая помощь, или не имеют в своем распоряжении центров временного размещения для несовершеннолетних.
Обязать Министерство образования и науки:
· разработать план мероприятий по поэтапному внедрению программы «Школа без насилия» в практику работы общеобразовательных организаций, начиная с 2015–2016 учебного года в пилотных регионах, с 2016–2017 года - в регионах с высоким конфликтным потенциалом;
· утвердить «Типовую инструкцию о порядке действий по фактам насилия в общеобразовательном учреждении»;
· утвердить и включить во внутриведомственную статистическую отчетность индикаторы по учету фактов насилия в общеобразовательных организациях, с классификацией данных по степени и уровню насилия на примере Специального протокола, разработанного и утвержденного в ходе пилотирования программы «Школа без насилия».
Обязать Министерство внутренних дел:
· рассмотреть вопрос о включении в учебную программу для инспекторов ИДН спецкурса «Школа без насилия»;
· прекратить практику отвлечения личного состава ИДН на работы, не свойственные их функциональным обязанностям, предусмотреть перевод сотрудников ИДН в другие службы не ранее трех лет работы в подразделении.
Обязать Министерство здравоохранения:
· произвести пересмотр учетных данных о насилии вне семьи и внести изменения и дополнения в отчетные и учетные формы в 2015 году.
Обязать Министерство социального развития:
· рассмотреть вопрос об усилении ответственности территориальных уполномоченных органов по защите детей, социальных работников за выявлением, учетом и социальным сопровождением детей из групп риска насилия.
· разработать методику определения детей в группе риска насилия (дети, оставленные на попечение родственников, дети мигрантов, брошенные дети, сироты и др.).
Обязать Министерство труда, миграции и молодежи:
· разработать и утвердить ежегодный план действий по профилактике насилия и конфликтов в общеобразовательных организациях.
Обязать местные государственные администрации:
· рассмотреть вопрос об открытии Центров помощи детям, пострадавшим от насилия, позволяющим проводить реабилитационные и ре-интеграционные мероприятия в отношении детей, подвергшихся насилию и детей, совершивших насилие
Государственной службе исполнения наказаний Кыргызской Республики:
· Разработать руководящие инструкции по строгому соблюдению ст.69 УИК в отношении осужденных женщин, имеющих детей: в домах ребенка исправительных колоний, также несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, в части предоставления краткосрочного выезда;
· разработать нормативный правовой акт, регулирующий условия содержания детей, находящихся с осужденными матерями;
· взять под контроль подготовку актов гражданского состояния для детей, родившихся в закрытых учреждениях;
· провести служебное расследование по законности применения мер взыскания в виде помещения в штрафной изолятор женщин, имеющих грудных детей.
Рекомендации по просветительско-воспитательной работе
Министерство образования и науки и Министерству здравоохранения:
· разработать и распространять среди родителей методические пособия, буклеты по выявлению симптомов совершенного в отношении детей насилия, инструкций по дальнейшим действиям и процедуре обращения по соответствующим «горячим линиям»;
· разработать и распространять методики позитивных мер воспитания детей.
Министерству культуры, информации и туризма:
· организовать регулярный выпуск на КТРК телепередачи о воспитании детей, пропагандирующей прогрессивные методы воспитания.
· разработать и реализовать национальную информационно-образовательную кампанию посредством видеороликов, плакатов и учебно-наглядных материалов по воспитанию детей без применения насилия.
Справка: По данным Министерства образования и науки, в школах республики на сегодня в общей сложности обучаются 1 млн. 27 тыс. 123 учащихся. Из них 22 672 детей - без родительской опеки, 27 311 - полусирот и 48 403 ребенка из социально-незащищенных семей (это почти 100 тыс. детей).