"Электронная очередь на границе избавила водителей от многочасовых пробок"
На пресс-конференции, организованной Государственной таможенной службой при Министерстве финансов Кыргызской Республики под руководством Алмаза Салиева, были подведены итоги 100-дневного плана реформ. Глава ведомства сообщил, что в этот период были достигнуты значительные успехи в области цифровизации, включая введение электронной очереди на пунктах пропуска и улучшение инфраструктуры. Эти меры направлены на создание более прозрачных и удобных условий для бизнеса и граждан, а роль таможни смещается от строгого контролера к эффективному сервису, способствующему экономическому росту и укреплению доверия общества.
Какие успехи в системе электронной очереди были достигнуты?
На протяжении этих 100 дней была успешно реализована система, позволяющая сотрудникам таможни работать удалённо, не обязательно находясь в офисе. Это расширяет возможности для выполнения задач в любое время. Система, известная как NextCloud, значительно ускоряет процессы, полностью устраняя бюрократические преграды.
Хотя проблемы всё ещё существуют, с внедрением новых систем мы значительно повысили эффективность работы в рамках нашего краткосрочного плана. Также был запущен пилотный проект “интеллектуальный пункт пропуска”, который позволяет системе принимать решения, минимизируя влияние человеческого фактора на несколько этапов.
На пунктах пропуска внедрены планшеты для сотрудников, что позволяет фиксировать все действия при осмотре и досмотре транспорта. Каждой машине теперь присваивается отдельная карточка перевозки с подробной информацией о действиях сотрудников.
Несколько лет назад на пункте пропуска Кызыл-Кия была серьезная проблема с накоплением пустых автомобилей и постоянным движением, что создавало неблагоприятную атмосферу. Однако с внедрением новой системы эти трудности остались в прошлом.
Электронная очередь теперь регулируется автоматически: водители могут записаться на проезд через мобильный телефон и выбрать удобное время. Это исключает очереди и накопления, и все участники процесса довольны.
Планируется внедрить эту систему и на кыргызско-казахской границе, где, хотя и работают другие службы, наша программа легко адаптируется к существующим условиям. В рамках 100-дневного плана предусмотрены мероприятия, направленные на решение постоянных проблем с въездом грузовиков в Казахстан, чтобы участники внешнеэкономической деятельности заранее знали время своей очереди.
В настоящее время идет трансформация пункта пропуска “Ак-Тилек”, для чего выделено 33 гектара земли. Госпредприятие, ответственное за таможенную инфраструктуру, проводит подготовительные работы на данном участке.
Какие остаются нерешенные проблемы в работе таможенной службы?
Это важный вопрос. Я уже упоминал, что не все запланированные инициативы удалось реализовать. Однако важно, что мы начали эту работу. Не все зависит только от нашего желания или усилий — есть факторы, находящиеся вне нашей зоны ответственности.
К примеру, внедрение электронной очереди на кыргызско-казахской границе связано с процессом выделения и трансформации земельного участка, что требует времени и зависит от других госорганов.
Аналогично, проблемы с инфраструктурными проектами на пунктах пропуска “Иркештам” и “Торугарт” связаны с задержками со стороны подрядчиков и неблагоприятными погодными условиями. Хотя мы не можем решить все задачи одновременно, процесс уже запущен, и мы уверены, что доведём его до конца.
Что касается кадрового потенциала, мы достигли конкретных успехов. Набор сотрудников теперь происходит по новой системе, исключающей трудоустройство по знакомству. Процесс будет прозрачным и доступным для всех, с онлайн-трансляцией на YouTube.
Как таможенная служба справляется с вопросами электронной коммерции?
Сейчас электронная коммерция активно развивается и это непосредственно касается работы Таможенной службы. ОАО “Кыргыз почтасы” как национальный оператор предоставляет информацию о перемещаемых товарах.
Если стоимость и объём товаров не превышают установленные нормы, они проходят без уплаты таможенных платежей. В противном случае соответствующая часть добавляется к общей таможенной стоимости.
Какие этапы включает модернизация пунктов пропуска?
На данный момент масштабная модернизация проходит на кыргызско-китайской границе, включая пункты пропуска “Иркештам” и “Торугарт”. Новый пункт пропуска “Бедель” также готовится к строительству, проектная документация на который уже утверждена и переведена на китайский язык. Несмотря на сложные климатические условия, проект завершён в короткие сроки, и достигнута договорённость о строительстве с китайской стороной, которое должно завершиться к 2027 году.
Также модернизация ожидает пункты пропуска “Кызыл-Бел”, “Кайрагач” и “Кызыл-Кия” на границе с Таджикистаном, которые нуждаются в обновлении.
На “Торугарт” и “Иркештам” строительные работы продлятся до октября этого года, где уже введены в эксплуатацию современные инспекционно-досмотровые комплексы. Эти комплексы позволяют проводить досмотр грузового транспорта в потоке без остановок.
Мы начали установку новых систем на границе с Китаем, так как основное направление грузопотока проходит именно через это направление. Параллельно проходит замена устаревшего оборудования и установка радиационных портальных мониторов. Обновление оборудования таможенного контроля осуществляется постоянно.
Какие меры принимает таможенная служба для борьбы с коррупцией и повышения прозрачности?
Хотя мы не можем гарантировать полную честность всех 1341 сотрудника, работа по борьбе с коррупцией ведётся активно и системно. Исключение коррупционных схем возможно только через цифровизацию. На пунктах пропуска полностью исключены так называемые “барьерные вопросы”.
Цифровые инструменты позволяют отслеживать, сколько времени каждый сотрудник уделяет оформлению участников внешнеэкономической деятельности. Результаты уже заметны: увеличилась пропускная способность и возросли поступления.
Несмотря на то, что иногда встречаются единичные случаи недобросовестных действий, такие ситуации жестко пресекаются. Для уменьшения рисков в последние месяцы была повышена заработная плата сотрудников, что должно снизить мотивацию к коррупционным схемам. Условия труда стали более достойными, и теперь основная задача сотрудников — качественно выполнять свои обязанности.
За первые пять месяцев 2025 года таможенная служба Кыргызстана перевыполнила план по поступлению в бюджет, собрав 53 миллиарда сомов при прогнозе в 52 миллиарда. Подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями выявили ущерб на сумму более 169 миллионов сомов и передали материалы по 160 фактам в правоохранительные органы.
Айзада Халикова, начальник отдела прогнозирования и учёта таможенных платежей ГТС:
В период с января по май 2025 года Министерством финансов Кыргызской Республики установлен план поступления таможенных платежей в размере 52 млрд 169,8 млн сомов, что на 105,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
По итогам пяти месяцев 2025 года таможенная служба собрала 53 млрд 23,3 млн сомов, что на 101,6% превышает прогноз, что составляет перевыполнение на 853,5 млн сомов.
Согласно Закону Кыргызской Республики “О республиканском бюджете” на 2025 год, общий план поступления таможенных платежей утверждён в объёме 128,4 млрд сомов.
Рустам Джамалов, начальник отдела организации по борьбе с таможенными правонарушениями ГТС:
В первой половине 2025 года подразделениями таможенной службы было выявлено ущерба на сумму 169 млн 483,870 тыс. сомов в результате борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
За этот период зарегистрировано 2845 случаев правонарушений, из которых по 2685 фактам составлены протоколы. 160 материалов были переданы по фактам таможенных преступлений.
Судебные решения привели к конфискации 10 автомобилей, ранее задержанных таможенными органами.
Обсудим?
Смотрите также: