Эксперт: как блокировка Ормузского пролива отразится на Казахстане
Ситуация на Ближнем Востоке имеет серьезные последствия для международной экономики, и транспортная отрасль также не осталась в стороне. В интервью аналитическому обозревателю Kazinform Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики ИМЭП, указала на потенциальные риски для Казахстана и его партнеров.
Она отметила, что международный транспортный коридор "Север - Юг", который связывает Евразийский регион с Глобальным Югом, находится под угрозой. Важно отметить, что до обострения конфликта между Ираном и Израилем в июне 2023 года коридор показал стабильный поток грузов. В 2024 году по железной дороге было перевезено около 13 миллионов тонн, а автоперевозки составили 5,4 миллиона тонн, в то время как морские перевозки достигли 8,5 миллиона тонн, - добавила эксперт.
Основное движение грузов по маршруту сосредоточено на западной ветке, проходящей через Азербайджан, несмотря на отсутствие железнодорожного сегмента на участке Решт-Астара. В апреле текущего года Россия и Иран начали реализацию соглашения о строительстве этого участка. Лидия Пархомчик подчеркнула, что будущее коридора может оказаться под угрозой в свете текущего кризиса на Ближнем Востоке.
По ее мнению, рассчитывать на традиционные переговоры между конфликтующими сторонами маловероятно из-за множества внутренних и внешнеполитических факторов. Вместо этого, она предполагает, что может возникнуть так называемый пул международных посредников, которые будут работать над мирным разрешением конфликта и прекращением активных военных действий.
Эксперт также отметила, что ситуация усложняется, и прогнозирует трудности с транспортировкой грузов.
- Это приведет к логистическим задержкам и потенциальным заторам на границах. Экспедиторы будут вынуждены пересматривать свои маршруты, что, в свою очередь, скажется на ценах и сроках доставки, - подчеркивает она.
Согласно ее словам, маршрут уже сейчас включает так называемую "премию за риск", что увеличивает стоимость транспортировки.
Что касается Казахстана, Л. Пархомчик напомнила, что в прошлом году Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран подписали Дорожную карту по синхронизации развития восточной ветки маршрута на 2024–2025 годы, с целью увеличить пропускную способность коридора до 15 миллионов тонн к 2027 году и до 20 миллионов тонн к 2030 году.
- Стоит отметить, что падение объемов товарооборота по восточной ветке для Казахстана может быть не столь критичным. Даже в самые пиковые годы транспортировка грузов не превышала 2 миллионов тонн, - добавляет эксперт.
При этом, по ее мнению, риски возрастут в случае блокировки Ормузского пролива, поскольку морские порты Ирана играют ключевую роль в транспортировке грузов в Пакистан, Индию и другие южноазиатские страны.
- Блокировка доступа к этим хабам может лишить нас экспортного преимущества на глобальном уровне, - заключает Л. Пархомчик.
Однако этот сценарий в первую очередь вызывает беспокойство у экспортеров энергоносителей: стоимость фрахта судов, проходящих по этому маршруту, значительно возросла, и некоторые компании устанавливают цены до 46 тысяч долларов, что сопоставимо с уровнями во время пандемии, когда наблюдался транспортный коллапс на морских путях.
Обсудим?
Смотрите также: