Бензин по талонам: россияне рискуют столкнуться с масштабным дефицитом топлива
Согласно данным Росстата, с начала года стоимость бензина на заправках возросла на 5,7%, что значительно превышает среднюю инфляцию в 4,2% за тот же период.
В первой неделе августа цены на бензин АИ-92 и АИ-95 несколько раз обновили исторические максимумы, достигнув 70,9 тыс. и 79,9 тыс. рублей за тонну соответственно.
Хотя в России цены на бензин регулируются, тем не менее они уже в течение месяца растут быстрее, чем общие потребительские цены. На конец августа средняя цена на бензин составила 61,7 рубля (67,1 сома) за литр: АИ-92 подорожал до 58,5 рубля (63,53 сома), АИ-95 до 63,9 рубля (69,4), а АИ-98 до 84,7 рубля (91,99 сома) за литр. Дизельное топливо теперь стоит 71,45 рубля (77,6 сома) за литр. Растущие цены на топливо заставляют многих автомобилистов переходить на общественный транспорт.
По мнению экономиста Андрея Лободы, повышение цен на бензин связано с несколькими факторами, включая ограниченное предложение топлива, поскольку значительная часть нефтепродуктов экспортируется. Добывающим компаниям выгодно продавать горючее на внешних рынках, где цены выше, чем на внутреннем. Лишь в конце июля чиновники решили ввести временный запрет на экспорт бензина, который будет действовать как минимум до конца августа, но эффективность этой меры вызывает сомнения.
"Эта мера оказалась запоздалой," - комментирует аналитик Владимир Чернов из Freedom Finance Global. - "Цены уже поднялись, и эффект от ограничения экспорта не смог полностью отразиться на розничном сегменте".Среди причин подорожания нефтепродуктов также следует выделить сезонный рост потребления в летние месяцы из-за сельскохозяйственных работ и отпусков, а также увеличение расходов предприятий, связанное с налогами и логистикой, включая форс-мажоры на НПЗ.
"Такой сценарий был предсказуем: повышенный спрос приводит к резким скачкам цен. Предотвратить это можно было, но чиновники не предприняли оперативных шагов," - добавляет эксперт.Правительство имеет ряд инструментов для регулирования цен на топливо, включая экспортные ограничения и поддержку нефтяников через демпферные выплаты. Формально эти механизмы используются, и, возможно, запрет на экспорт будет продлен на сентябрь. "Проблема в том, что эти меры реактивные - запрет был введен только после роста цен, а демпферная система стала менее эффективной из-за изменений в налоговой политике," - считает Чернов.
Замедленная реакция властей на регулирование цен, а также атаки украинских беспилотников на НПЗ усугубляют ситуацию. В некоторых регионах России уже возник дефицит горючего, в частности, 95-го бензина. В Курильском районе Сахалинской области власти ввели ограничения на продажу топлива, разрешая не более 10 литров на человека с 20 августа. В отдельных регионах рассматривается возможность введения талонов на бензин.
Эксперты предполагают, что правительство может замедлить рост цен, но вернуть их к уровню начала года вряд ли получится. Цены на бензин имеют тенденцию к постоянному увеличению, в отличие от цен на продукты питания, которые могут колебаться в зависимости от сезона.
"Продление запрета на экспорт и расширение демпферных выплат могут дать временное облегчение, но долгосрочные решения не гарантированы," - подчеркивает Чернов.В текущей ситуации ожидаются негативные последствия для экономики: себестоимость товаров вырастет, что приведет к увеличению транспортных расходов и подорожанию товаров первой необходимости. "Не исключено, что в этом году средний рост цен на бензин составит 10-14% вместо привычных 8-10%. Это напрямую повлияет на инфляцию, и покупательная способность населения снизится, учитывая, что реальные доходы россиян растут медленно," - прогнозирует Андрей Лобода.
Обсудим?
Смотрите также: