Транзит грузов через страны ЦА вырос на 70%
Переосмысленная геополитическая обстановка вынуждает страны Евразии задуматься о развитии своих транспортных инфраструктур. Создаваемая сеть автомобильных и железных дорог с удобными развязками формирует интегрированные грузовые маршруты, включающие логистические центры и терминалы.
На сегодняшний день этот масштабный международный проект, в котором Центральная Азия играет центральную роль, только начинает развиваться. Тем не менее, уже функционирующие маршруты показывают устойчивый рост транзитного грузопотока между различными странами континента.
Согласно данным аналитиков Евразийского банка развития, с 2020 по 2024 годы объем товаров, проходящих через регион, увеличился на впечатляющие 70%. Эксперты подчеркивают, что это не случайный рост, а долговременная тенденция. Также существует необходимость в расширении пропускной способности транзитных путей для увеличения объемов торговли и снижения затрат на международные перевозки.
В ЕАБР отмечают, что проекты в области транспорта требуют значительных капиталовложений. "В последние пять лет мы наблюдаем двукратный рост внешней торговли стран Центральной Азии с Китаем, и транзитные потоки увеличились на 70%. Однако это только начало. Центральная Азия, находясь далеко от мировых рынков, нуждается в качественной инфраструктуре. По нашим расчетам, на это потребуется почти 53 миллиарда долларов до 2035 года, значительная часть из которых пойдет на транспортные проекты, развивающие направление Север – Юг. Это включает не только МТК "Север – Юг", но и Трансафганский коридор, который откроет новые перспективы для торговли с государствами Залива и Южной Азии", – сообщает Евгений Винокуров, заместитель председателя правления и главный экономист ЕАБР.
Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан выделяется среди проектов регионального развития своими высокими затратами, вызванными сложностями горного рельефа и необходимостью применения современных технологий, таких как строительство эстакад и тоннелей. Этот проект занимает лидирующие позиции в списке по объему инвестиций - 4,7 миллиарда долларов.
Хотя затраты велике, ожидается, что они с лихвой окупятся. Аналитические данные ЕАБР представляют текущую ситуацию по международному транзиту через Центральную Азию:
около 60% транзитных грузов перевозятся по железным дорогам;80% транзитных потоков проходят через Казахстан и Узбекистан;более 70% всего транзита сосредоточено на маршрутах между Китаем и такими странами, как Россия, Турция, Афганистан и государства Европы.
Ключевым аспектом является то, что магистраль, проходящая через Кыргызстан, свяжет различные части Евразии более коротким путем, что позволит снизить временные и финансовые издержки. Это сделает маршрут востребованным, улучшив логистику и открыв новые возможности в важных направлениях международной торговли.
Улугбек Ерешеев, заведующий научно-исследовательским центром ШОС Кыргызского национального университета, подчеркивает, что железная дорога, проходящая через Кыргызстан, станет катализатором нового роста и развития в Центральной Азии. "Этот проект критически важен для экономики региона. Он позволит значительно сократить время и затраты на перевозку грузов, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению торговли и привлечению инвестиций. Кыргызстан, будучи страной без выхода к морю, станет важным транспортным узлом, а Узбекистан получит возможность быстрее добираться до морских портов и рынков. Весь регион получит стимулы для развития торговли и улучшения инфраструктуры", - говорит он.
Эта железная дорога не только свяжет три страны, но и интегрирует экономики Центральной Азии в глобальную систему поставок, укрепит их независимость и откроет новые горизонты для развития региона. Проект может сделать Центральную Азию важным транзитным узлом Евразии", - добавляет Улугбек Ерешеев.
Кыргызстан превращается в важный узловой пункт на новых логистических маршрутах, связывающих восток и запад, север и юг континента. Поэтому особое значение приобретает ещё один железнодорожный маршрут Балыкчи – Кочкор - Кара-Кече - Макмал – Манас (Джалал-Абад). Хотя формально это внутренняя ветка, она создаст не только транспортную связанность между регионами Кыргызстана, но и будет способствовать диверсификации международных грузовых потоков.
В настоящее время реализуется множество подобных проектов, которые связывают Евразийское пространство. Они активно развиваются в соседних странах и объединяются в единую сеть автомобильных и железных дорог. Создается разветвленная транспортная инфраструктура, которая позволит значительно увеличить объемы международной торговли, что является долгосрочным стимулом для развития и устойчивого экономического роста.
Источник: Кабар
Читайте также:
