Экономист сравнила системы прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС
Каждая страна выбрала свой собственный путь реализации данной системы, что и привело к различиям в подходах:
Правовая основа: Россия и Беларусь оперативно разработали специальные нормативные акты (в России – закон и положение, в Беларуси – указ и постановление), тогда как Казахстан ограничился подзаконными актами, касающимися отдельных аспектов, не имея единого закона. Кыргызстан и Армения только в 2022–2023 годах начали работу над подобными документами.
Охват товаров: В России система сразу охватывает ограниченный список товаров, подлежащих контролю (восемь категорий). Беларусь же стартовала с двух категорий и постепенно расширяет охват. Казахстан, в свою очередь, используя различные механизмы, охватывает широкий спектр товарных групп, включая автомобили, бытовую технику, алкоголь и молочную продукцию (через обязательную ЭСФ, виртуальные склады или СНТ).
Ключевые документы:
В России основными документами являются счет-фактура (с 2023 года в электронном формате для всех участников) и налоговая декларация. В Беларуси основным документом считается электронная накладная. Казахстан использует сразу три документа: электронную СФ, заявление на ввоз для уплаты НДС и СНТ, что усложняет администрирование и дублирует информацию. В июне 2021 года ЕЭК утвердила единые требования к структуре уникального номера сопровождающего документа, который является электронным счетом-фактурой (префикс ESF).
Данная ситуация фактически заставляет Казахстан пересмотреть значение СНТ, поскольку на наднациональном уровне ЭСФ признан основным сопровождающим документом.
Взаимодействие с бизнесом: Модели России и Беларуси, будучи более централизованными, предоставляют бизнесу четкий список требований и минимальное количество новых отчетных форм. В Казахстане же бизнес столкнулся с фрагментированным подходом, где разные подразделения Минфина предъявляют требования в различных системах, что требует времени на согласование и обучение. Давление со стороны бизнес-ассоциаций привело к тому, что вопросы прослеживаемости в Казахстане сейчас находятся в центре внимания – обсуждаются меры по упрощению процедур и возможные отсрочки по введению определенных требований.
В отличие от России и Казахстана, где системы прослеживаемости функционируют более эффективно, Кыргызстан находится на стадии доработки. В России используются электронные счета-фактуры и маркировка, в Казахстане – виртуальные склады и сопроводительные накладные. Кыргызстану пока не хватает единой информационной платформы, а интеграция с налоговой и таможенной системами требует значительных улучшений.
Для успешного внедрения системы прослеживаемости в Кыргызстане следует модернизировать IT-инфраструктуру, провести разъяснительную работу среди предпринимателей и учитывать особенности малого бизнеса. Будущее развитие системы требует синхронизации с партнерами по ЕАЭС, что поможет уменьшить количество ошибок и повысить прозрачность налогового администрирования.
Будущие перспективы и развитие
Система прослеживаемости товаров в СНГ и ЕАЭС рассматривается как один из ключевых инструментов для обеспечения порядка в торговле и налоговом администрировании. В ближайшие годы ожидаются следующие направления и шаги:
Интеграция информационных систем и обмен данными. Одна из основных задач ЕАЭС заключается в создании общей информационной платформы, которая соединит национальные сегменты. Предполагается, что через такую интегрированную систему налоговые и таможенные органы смогут обмениваться информацией о прослеживаемых товарах в режиме, близком к реальному времени. Это позволит импортерам в одной стране видеть данные о товарах, выгруженных экспортерами из другой страны, избавляя от необходимости ручного ввода дублирующей информации. Укрепление доверия между контролирующими органами разных стран и единые стандарты данных – важный элемент будущего развития.
Упрощение для бизнеса через цифровизацию. Парадоксально, но именно полная цифровизация может снизить нагрузку на бизнес. Если удастся реализовать принцип «один документ вместо трех» (как предлагается в Казахстане), то прослеживаемость станет естественной частью операционной деятельности компании, а не отдельной обязанностью. Современные ERP-системы смогут автоматически генерировать необходимую информацию и отправлять ее в госорганы. Перспектива – максимальная автоматизация соблюдения требований, чтобы добросовестный бизнес практически не замечал контроля, в то время как попытки уклонения будут сразу выделяться как аномалии.
Использование новых технологий. Будущие усовершенствования могут включать внедрение блокчейн-технологий для фиксации неизменяемых записей о движении товаров между контрагентами, а также применение больших данных и искусственного интеллекта для прогнозирования и выявления сложных схем уклонения. В настоящее время обсуждаются способы, как технологии Industry 4.0 могут повысить эффективность прослеживаемости в трансграничной торговле. Например, пилотные проекты по спутниковому отслеживанию транзитных контейнеров в ЕАЭС, аналогичные системе e-Tracing в Восточной Африке, помогут отслеживать товары в пути.
Расширение опыта за пределами ЕАЭС. Другие страны СНГ, не входящие в ЕАЭС (например, Узбекистан), также интересуются внедрением подобных систем для борьбы с контрафактом и повышения собираемости налогов. Узбекистан уже начал вводить цифровую маркировку для алкоголя, табака и медикаментов, что является шагом к прослеживаемости. В будущем возможно подключение таких национальных систем к обмену информацией с ЕАЭС или заключение двусторонних соглашений о передаче данных о движении товаров. Региональная интеграция в этой области может развиваться через стандартизацию подходов, чтобы торговые потоки были прозрачны на всем пространстве СНГ.
Обсудим?
Смотрите также: