Главные новости » Эксклюзив » Минтранс Казахстана вводит полный запрет на крупнотоннажный транспорт
Эксклюзив

Минтранс Казахстана вводит полный запрет на крупнотоннажный транспорт

467

Из общего числа зарегистрированных автомобилей 509 521 единица грузовых машин имеет объем двигателя свыше 4000 куб. см, что означает, что более 80% грузовых автомобилей в стране являются тяжелыми.

Согласно информации от министерства транспорта, с 2026 года в Казахстане будет введен запрет на движение самосвалов, превышающих допустимую массу, по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов.

Такой запрет был установлен Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и недропользования», который вступил в силу 29 декабря 2022 года.

«Запрещается осуществлять автомобильные перевозки грузов самосвалами, если их разрешенная максимальная масса превышает установленную законодательством Республики Казахстан допустимую массу автотранспортного средства по дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов», – говорится в статье 38-2 данного закона.

Некоторые положения этого закона были отложены до 1 января 2026 года, и время до окончания отсрочки истекает. Власти активно готовятся к реализации запрета на автомобильные перевозки с использованием самосвалов.

Министерство транспорта сообщает, что самосвалы составляют около трети всех транспортных средств на дорогах страны, что указывает на их широкое использование.

«Самосвалы занимают примерно 35% от общего числа транспортных средств, передвигающихся по республиканским дорогам. Из-за их значительной массы без нагрузки (от 12 тонн и более) они приводят к быстрому износу дорожного покрытия. В течение года было зафиксировано около 25 000 случаев повреждения дорожного покрытия, из которых более 60% вызваны именно проездом самосвалов», – подчеркивает министерство транспорта.

Данный вид транспорта также нередко повреждает подземные коммуникации, включая водопроводные и канализационные трубы. В 2023 году было зарегистрировано 2500 случаев повреждения подземных сетей из-за движения тяжеловесного транспорта.

Если запрет не будет введён, ожидается, что количество самосвалов в Казахстане увеличится на 20% в течение года, что может привести к дополнительным расходам на ремонт дорог до 50 миллиардов тенге ежегодно.

Таким образом, с 1 января следующего года с дорог будут убраны самосвалы, масса которых без нагрузки превышает 12 тонн. В Казахстане таких машин насчитывается 68 088. В дальнейшем это может затронуть и другие тяжелые грузовые автомобили.

В первую очередь, данная мера затронет грузоперевозчиков и индивидуальных предпринимателей, занимающихся арендой грузовиков, а также компании, занимающиеся недропользованием.

В связи с введением запрета министерство разработало новый законопроект, касающийся передачи некоторых функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве.

В этом проекте для недропользователей предлагается ввести:


  • Обязательное условие в контрактах на недропользование, запрещающее загрузку и передвижение самосвалов по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов.

  • Досрочное прекращение контрактов на недропользование и отзыв лицензий на добычу твердых полезных ископаемых при выявлении нарушений данных требований более двух раз в течение года.


Министерство транспорта утверждает, что усиление ответственности недропользователей необходимо для сохранения состояния дорог, поскольку движение самосвалов, особенно карьерных, наносит значительный ущерб дорожной инфраструктуре, приводя к быстрому износу асфальта и бетона и образованию ям и трещин. Частые ремонты в результате износа ведут к увеличению бюджетных расходов.

Важно отметить, что за использование грузовиков с массой без нагрузки более 12 тонн и в отношении которых вводится полный запрет, будут нести ответственность не только недропользователи, но и все другие участники, включая физических лиц и грузополучателей.

В законопроекте также предлагается усилить ответственность грузоотправителей за перегрузочные операции. Министерство указывает, что зачастую грузоотправители превышают весовые ограничения.

«На данный момент грузоотправитель не несет ответственности и зачастую предоставляет недостоверную информацию о весе груза. Факты перегруза становятся известны во время весового контроля грузоперевозчика. В итоге наказание несет именно перевозчик. Поэтому теперь грузоотправитель будет обязан перед отправкой взвесить груз, опломбировать транспортное средство и предоставить водителю сертификат о взвешивании», – заявили в министерстве.

Интересно, что в мире нет аналогичного полного запрета на движение грузовых автомобилей. Казахстан может стать первой страной с таким законодательством. Например, в Канаде недропользователи и транспортные компании обязаны следить за соблюдением норм и правил, чтобы избежать повреждений дорог и мостов.

В США штрафы для грузоотправителей за нарушения весовых ограничений могут варьироваться в зависимости от штата. За небольшие перегрузки (до 10% от допустимого веса) штрафы составляют от 200 до 500 долларов, а за значительные превышения могут достигать 1000 долларов и более.

Германия также не вводила радикальные меры, и при перегрузке может быть предписано выгрузить часть груза на месте, что приводит к дополнительным затратам и задержкам.

В Казахстане, перед введением запрета, усиливается транспортный контроль. Все грузовые автомобили, въезжающие в города и крупные населённые пункты, будут проходить автоматическое взвешивание.

С 2013 года на республиканских автодорогах функционирует 25 автоматизированных систем взвешивания. Их количество планируется значительно увеличить. По поручению первого заместителя премьер-министра Романа Скляра будет установлено 220 новых автоматизированных систем на дорогах общего пользования.

Данные с автоматизированных систем будут поступать в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных, которая будет использоваться для мониторинга перевозок и уведомления о превышении весовых параметров.

Республиканская ассоциация водителей и владельцев грузового транспорта считает, что запрет следует отменить, разрешив эксплуатацию самосвалов после 1 января 2026 года в рамках установленных весовых параметров.

Согласно действующим нормам, допустимая масса автотранспортных средств не должна превышать: для трехосных – 25 тонн; для четырехосных, включая два управляемых оси – 32 тонны; для пятиосных – 38 тонн; для машин с шестью и более осями – 44 тонны.

По словам президента ассоциации Каната Кашагана, в Казахстане зарегистрировано более 155 тысяч самосвалов категории N3, предназначенных для перевозки грузов, с технически допустимой максимальной массой.

«Это означает 155 тысяч водителей, чьи доходы связаны с использованием самосвалов. Запрет отразится на них и их семьях. Может ли государство предоставить новые рабочие места для 155 тысяч водителей, которые первыми пострадают от введенного запрета? По статистике, около 25% предпринимателей занимаются грузоперевозками. Запрет приведет к значительным финансовым потерям. Ускорение введения запрета может иметь серьезные социальные последствия», – отметил Кашаган.

Также необходимо учесть, что в дорожной отрасли завершаются масштабные реконструкции и строительство республиканских дорог (около 12 тысяч километров), где также необходимы крупнотоннажные автомобили.

Кроме того, в рамках выполнения поручения президента был разработан и утверждён Национальный инфраструктурный план Казахстана до 2029 года, включающий 204 ключевых проекта.

«Для успешного завершения этих проектов необходима стабильность и минимизация внешних факторов, которые могут повлиять на сроки и качество работ. Запрет на крупнотоннажный транспорт может замедлить строительные процессы и привести к массовым срывам сроков выполнения госзаказов. Учитывая существующий бюджетный кризис в Казахстане, который нарастает с годами, введение такого запрета может усугубить ситуацию и привести к нежелательным последствиям», – подчеркнул президент ассоциации Канат Кашаган.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК