Минтранс Казахстана вводит полный запрет на крупнотоннажный транспорт
Из общего числа зарегистрированных автомобилей 509 521 единица грузовых машин имеет объем двигателя свыше 4000 куб. см, что означает, что более 80% грузовых автомобилей в стране являются тяжелыми.
Согласно информации от министерства транспорта, с 2026 года в Казахстане будет введен запрет на движение самосвалов, превышающих допустимую массу, по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов.
Такой запрет был установлен Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и недропользования», который вступил в силу 29 декабря 2022 года.
«Запрещается осуществлять автомобильные перевозки грузов самосвалами, если их разрешенная максимальная масса превышает установленную законодательством Республики Казахстан допустимую массу автотранспортного средства по дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов», – говорится в статье 38-2 данного закона.
Некоторые положения этого закона были отложены до 1 января 2026 года, и время до окончания отсрочки истекает. Власти активно готовятся к реализации запрета на автомобильные перевозки с использованием самосвалов.
Министерство транспорта сообщает, что самосвалы составляют около трети всех транспортных средств на дорогах страны, что указывает на их широкое использование.
«Самосвалы занимают примерно 35% от общего числа транспортных средств, передвигающихся по республиканским дорогам. Из-за их значительной массы без нагрузки (от 12 тонн и более) они приводят к быстрому износу дорожного покрытия. В течение года было зафиксировано около 25 000 случаев повреждения дорожного покрытия, из которых более 60% вызваны именно проездом самосвалов», – подчеркивает министерство транспорта.
Данный вид транспорта также нередко повреждает подземные коммуникации, включая водопроводные и канализационные трубы. В 2023 году было зарегистрировано 2500 случаев повреждения подземных сетей из-за движения тяжеловесного транспорта.
Если запрет не будет введён, ожидается, что количество самосвалов в Казахстане увеличится на 20% в течение года, что может привести к дополнительным расходам на ремонт дорог до 50 миллиардов тенге ежегодно.
Таким образом, с 1 января следующего года с дорог будут убраны самосвалы, масса которых без нагрузки превышает 12 тонн. В Казахстане таких машин насчитывается 68 088. В дальнейшем это может затронуть и другие тяжелые грузовые автомобили.
В первую очередь, данная мера затронет грузоперевозчиков и индивидуальных предпринимателей, занимающихся арендой грузовиков, а также компании, занимающиеся недропользованием.
В связи с введением запрета министерство разработало новый законопроект, касающийся передачи некоторых функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве.
В этом проекте для недропользователей предлагается ввести:
- Обязательное условие в контрактах на недропользование, запрещающее загрузку и передвижение самосвалов по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов.
- Досрочное прекращение контрактов на недропользование и отзыв лицензий на добычу твердых полезных ископаемых при выявлении нарушений данных требований более двух раз в течение года.
Министерство транспорта утверждает, что усиление ответственности недропользователей необходимо для сохранения состояния дорог, поскольку движение самосвалов, особенно карьерных, наносит значительный ущерб дорожной инфраструктуре, приводя к быстрому износу асфальта и бетона и образованию ям и трещин. Частые ремонты в результате износа ведут к увеличению бюджетных расходов.
Важно отметить, что за использование грузовиков с массой без нагрузки более 12 тонн и в отношении которых вводится полный запрет, будут нести ответственность не только недропользователи, но и все другие участники, включая физических лиц и грузополучателей.
В законопроекте также предлагается усилить ответственность грузоотправителей за перегрузочные операции. Министерство указывает, что зачастую грузоотправители превышают весовые ограничения.
«На данный момент грузоотправитель не несет ответственности и зачастую предоставляет недостоверную информацию о весе груза. Факты перегруза становятся известны во время весового контроля грузоперевозчика. В итоге наказание несет именно перевозчик. Поэтому теперь грузоотправитель будет обязан перед отправкой взвесить груз, опломбировать транспортное средство и предоставить водителю сертификат о взвешивании», – заявили в министерстве.
Интересно, что в мире нет аналогичного полного запрета на движение грузовых автомобилей. Казахстан может стать первой страной с таким законодательством. Например, в Канаде недропользователи и транспортные компании обязаны следить за соблюдением норм и правил, чтобы избежать повреждений дорог и мостов.
В США штрафы для грузоотправителей за нарушения весовых ограничений могут варьироваться в зависимости от штата. За небольшие перегрузки (до 10% от допустимого веса) штрафы составляют от 200 до 500 долларов, а за значительные превышения могут достигать 1000 долларов и более.
Германия также не вводила радикальные меры, и при перегрузке может быть предписано выгрузить часть груза на месте, что приводит к дополнительным затратам и задержкам.
В Казахстане, перед введением запрета, усиливается транспортный контроль. Все грузовые автомобили, въезжающие в города и крупные населённые пункты, будут проходить автоматическое взвешивание.
С 2013 года на республиканских автодорогах функционирует 25 автоматизированных систем взвешивания. Их количество планируется значительно увеличить. По поручению первого заместителя премьер-министра Романа Скляра будет установлено 220 новых автоматизированных систем на дорогах общего пользования.
Данные с автоматизированных систем будут поступать в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных, которая будет использоваться для мониторинга перевозок и уведомления о превышении весовых параметров.
Республиканская ассоциация водителей и владельцев грузового транспорта считает, что запрет следует отменить, разрешив эксплуатацию самосвалов после 1 января 2026 года в рамках установленных весовых параметров.
Согласно действующим нормам, допустимая масса автотранспортных средств не должна превышать: для трехосных – 25 тонн; для четырехосных, включая два управляемых оси – 32 тонны; для пятиосных – 38 тонн; для машин с шестью и более осями – 44 тонны.
По словам президента ассоциации Каната Кашагана, в Казахстане зарегистрировано более 155 тысяч самосвалов категории N3, предназначенных для перевозки грузов, с технически допустимой максимальной массой.
«Это означает 155 тысяч водителей, чьи доходы связаны с использованием самосвалов. Запрет отразится на них и их семьях. Может ли государство предоставить новые рабочие места для 155 тысяч водителей, которые первыми пострадают от введенного запрета? По статистике, около 25% предпринимателей занимаются грузоперевозками. Запрет приведет к значительным финансовым потерям. Ускорение введения запрета может иметь серьезные социальные последствия», – отметил Кашаган.
Также необходимо учесть, что в дорожной отрасли завершаются масштабные реконструкции и строительство республиканских дорог (около 12 тысяч километров), где также необходимы крупнотоннажные автомобили.
Кроме того, в рамках выполнения поручения президента был разработан и утверждён Национальный инфраструктурный план Казахстана до 2029 года, включающий 204 ключевых проекта.
«Для успешного завершения этих проектов необходима стабильность и минимизация внешних факторов, которые могут повлиять на сроки и качество работ. Запрет на крупнотоннажный транспорт может замедлить строительные процессы и привести к массовым срывам сроков выполнения госзаказов. Учитывая существующий бюджетный кризис в Казахстане, который нарастает с годами, введение такого запрета может усугубить ситуацию и привести к нежелательным последствиям», – подчеркнул президент ассоциации Канат Кашаган.
Обсудим?
Смотрите также: