«Усложни и заплати»: перевозчики обвинили Минфин Казахстана в создании платного хаоса на границе

Министерство финансов Казахстана подверглось резкой критике после анонса проекта, касающегося введения платной электронной очереди для пересечения границы. Водители и логистические компании предупреждают, что новые правила негативно отразятся на отечественном бизнесе, усилят коррупцию и создадут искусственный дефицит, как сообщает Exclusive.kz.
На портале «Открытые НПА» уже пять дней подряд появляется множество недовольных отзывов от представителей транспортной отрасли. Критика в основном направлена на нововведение Министерства, касающееся депозита в размере 20 МРП (78 000 тенге) и штрафа в 100 МРП (393 000 тенге) за повторное бронирование очереди на границе.
«Почему казахстанцы должны платить за проезд по своей стране?!» — возмущается Руслан Сафинов, один из комментаторов.
«Вы платите 1 МРП за слот, но это не гарантирует проезд. Машины стоят по 2-3 дня! А потом — плати ещё 100 МРП за новую бронь», — добавляет компания KAYRA Logistik.
По мнению перевозчиков, государство требует платить за неэффективную систему: сайты часто дают сбои, слоты захватываются ботами, а брони теряются из-за недостаточной работы системы. Кроме того, как утверждают пользователи, иностранные грузовики, особенно из Китая, проходят КПП вне очереди, в то время как казахстанские водители теряют слоты, деньги и контракты.
«Мы сидим с ноутбуками, чтобы поймать слот. Купить очередь можно только неофициально, через Telegram. Это не система, а хаос», — делится опытом перевозчица Сая Кенжетаева.
По данным самих водителей, до 39% броней не используется, но чаще всего по объективным причинам: задержка грузов, поломки, плохая погода. Несмотря на это, проект предполагает штраф в 100 МРП с третьей отмены.
Многие требуют не только отменить депозит и штраф, но и провести открытые слушания с реальными перевозчиками, а не только с ассоциациями. Министерство, по их мнению, не представило обоснования, почему выбраны суммы 20 и 100 МРП, и не решает основную проблему — технические неполадки и уязвимости системы Cargo Ruksat.
«Инициатива вроде бы исходит «от имени бизнеса», но покажите, кто из нас, настоящих перевозчиков, её поддержал? Мы этого не видели», — задается вопросом Гульмира Зайниева.
Водители утверждают: раньше было не очень хорошо, а теперь стало дорого и плохо. Система электронной очереди, задуманная для улучшения прозрачности, превратилась в цифровой барьер, где шансы на проезд продаются за сотни тысяч тенге. Некоторые прямо указывают на коррупционные риски, отсутствие ответственности за сбои и «левые» очереди.
«Сначала — 20 МРП депозит. Затем — 100 МРП за перебронь. Но слот всё равно сгорит, потому что система зависла, а ты остаёшься крайним», — подводит итог один из водителей.
Также среди водителей звучит требование создать отдельную очередь для китайских машин и прекратить их пропуск без слотов, особенно на КПП «Бахты», где, по словам комментаторов, казахстанские автомобили стоят сутками.
Что будет дальше?
На фоне растущего недовольства Министерство финансов ограничилось стандартными разъяснениями: «платежи вводятся для борьбы со спекуляциями» и «инициатива поддержана бизнес-сообществом». Однако волна протестных комментариев показывает, что реальный бизнес массово против.
Казахстанцы требуют назвать, кто конкретно из бизнес-сообщества поддержал данную инициативу, и привести экономическое обоснование ставок в 20 и 100 МРП.
«Где ваши расчёты? Почему нет альтернатив — как в Европе, где очередь фиксируется по прибытии машины?» — задаётся вопросом Сая Кенжетаева.
Одно из компаний отмечает в комментарии:
«Граница — это не способ наживаться на своих гражданах. Это критическая инфраструктура страны. Если вы хотите навести порядок — начните с себя».
Обсуждение НПА «О внесении изменения в приказ заместителя премьер-министра — министра финансов РК от 25 мая 2023 года № 538 «Об определении размеров плат за пропуск через Государственную границу Республики Казахстан автомобильных транспортных средств, грузов и товаров, а также их прохождение по электронной очереди» продлится до 14 июля. На данный момент документ лишь вызвал волну недовольства среди казахстанцев.
Обсудим?
Смотрите также: