СМИ: Жёнам узбекских имамов велели снять хиджабы и носить платки по местным традициям

На собрании, прошедшем в начале августа, присутствующие жены имамов получили указания по поводу обязательного изменения в ношении платков. В отличие от привычной арабской модели, теперь им рекомендуется завязывать платки по местным традициям. Женам, которые не подчинятся, угрожают увольнением их супругов из мечетей, сообщает Азаттык-Азия.
Собрание, организованное Мусахоном Аббосидиным, главой Наманганского областного управления мусульман, имело целью собрать жён всех местных имамов и имам-хатибов. Об этом сообщила одна из участниц встречи в беседе с Озодликом (Узбекская редакция РСЕ/РС), пожелавшая сохранить анонимность.
Озодлик также получил аудиозапись этой встречи, которая длилась более двух часов. На записи помощник начальника отдела по связям с общественными и религиозными организациями области Сайёра Исакова разъясняет, что в Узбекистане запрещено носить одежду, которая затрудняет идентификацию личности. Это требование было введено в законодательство в 2023 году, и за его нарушение предусмотрены штрафы.
Если поймают жену какого-нибудь имама, то её мужа никто не пощадит.
Исакова добавила: «Теперь есть закон. Жену имама привлекли к суду. Раньше она носила бурку, а теперь женщины осознали, что это запрещено, и стали просто покрывать голову обычным платком. Если вас поймают с маской или платком, я не смогу вам помочь. Если поймают жену имама, её мужа не пощадят».
Хотя закон не запрещает хиджаб, в Намангане началась кампания против него. Исакова заявила, что «Коран не обязывает носить хиджаб».
В ответ на давление, некоторые жёны имамов, покидая встречу, начали перевязывать свои платки, опасаясь за судьбу своих мужей, сообщают очевидцы.
Заместитель одного из имамов, который пожелал остаться анонимным, выразил недовольство по поводу того, что Аббосидинов подчиняется указаниям областной администрации, не обращая внимания на нужды местных имамов.
«За последние два года он уволил более 40 имамов, которые не соответствовали его требованиям, заменив их на более покорных. Например, он уволил имама Махмудхана за то, что его жена носила хиджаб, имама Шокирджона за личную неприязнь к нему, и имама Дильмуродхана за конфликт с сотрудником религиозного комитета», — сообщил анонимный источник.
Озодлик обратился к Аббосидинову за комментарием по поводу встречи с жёнами имамов.
«В Намангане существует особое восприятие одежды. Никакого давления не оказывалось. Все наши женщины всегда одевались в соответствии с религией и традициями», — заявил он, добавив, что никто не заставлял женщин снимать хиджабы.
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Конституция Узбекистана гарантирует разделение религии и государства, предоставляя гражданам свободу совести. Однако на практике государство вводит множество ограничений.
В последние годы наблюдается увеличение запретов на ношение религиозной одежды в учебных заведениях и государственных учреждениях, а также преследование людей, которые носят такую одежду в общественных местах.
Жёны имамов и их семьи находятся под постоянным контролем государства, так как священнослужители являются частью официальной религиозной структуры. Управление мусульман Узбекистана еженедельно рассылает идентичные тексты проповедей во все мечети и требует от имамов не вносить в них изменения. Это управление находится под контролем Комитета по делам религий при правительстве Узбекистана.
Как отмечает журналистка из Ферганской долины, пожелавшая остаться неназванной, власти начали кампанию по запрету хиджабов именно с жён имамов, чтобы создать прецедент для остальных женщин.
«Имамы имеют высшее религиозное образование и знают Коран наизусть. Власти стремятся запретить хиджаб жёнам имамов, чтобы затем этот запрет распространился на всех женщин. Власти много лет пытались заставить женщин снять хиджабы, и теперь они используют жён имамов как пример», — говорит она.
Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанные Узбекистаном, гарантируют каждому право на свободу вероисповедания, включая право на выбор и ношение религиозной одежды.
Принуждение к снятию религиозной одежды вызывает острую критику со стороны международного сообщества, особенно когда такая практика используется для давления на чиновников и их семьи.
Репрессии против мусульман в Узбекистане в период правления Ислама Каримова вызывали осуждение со стороны многих международных организаций.
С приходом Шавката Мирзиёева к власти ситуация начала меняться к лучшему. Множество осуждённых по религиозным обвинениям получили свободу, а доверие религиозной общины к государству возросло. В 2021 году был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который отменил запрет на ношение хиджабов в общественных местах и упростил регистрацию религиозных организаций.
Тем не менее, за последние три года нарушения прав верующих вновь стали актуальной темой. В 2023 году Human Rights Watch охарактеризовала практику запрета на хиджабы и бороды как «несоответствующую реформам в области религиозной свободы».
Комиссия США по международной религиозной свободе отметила, что давление на имамов и религиозных активистов осуществляется с помощью запугивания и увольнения.
Аналитики считают, что события в Намангане свидетельствуют о продолжении репрессивной политики государства в отношении религиозных организаций.
БОРЬБА С «ЧУЖДЫМИ НАРЯДАМИ» В СТРАНАХ РЕГИОНА
Кампании против ношения хиджабов также проводятся в других странах Центральной Азии.
Например, власти Таджикистана начали борьбу с «чуждыми нарядами» и «непристойной» одеждой несколько лет назад после заявления президента Эмомали Рахмона о радикализации общества.
Рахмон призвал граждан «поклоняться Всевышнему сердцем», а не через внешние атрибуты. В Таджикистане, как и в Узбекистане, действуют законы, запрещающие носить никаб.
В Узбекистане за нарушение предусмотрен штраф от 400 до 800 долларов, в Таджикистане — свыше 700 долларов. В начале этого года в Кыргызстане был подписан аналогичный закон, запрещающий ношение в общественных местах одежды, затрудняющей идентификацию человека, что, в первую очередь, направлено на никаб.
В Казахстане также ведутся дискуссии по поводу паранджи и никаба. В марте 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев заявил о предпочтительности национальной одежды, а через три месяца подписал закон, который стал последним запретом на подобные наряды в Центральной Азии.

Читайте также: