«Схватка с холодильником». Политолог Досым Сатпаев — о предлагаемой Токаевым реформе парламента в Казахстане

По словам Досына Сатпаева, выборы по одномандатным округам в 2023 году сильно встревожили правительство Казахстана, что подтолкнуло его к попыткам уменьшить элемент неопределенности, предлагая формировать парламент только по партийным спискам.
В ходе своего послания на прошлой неделе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил провести реформу парламента, сделав его однопалатным и избираемым по пропорциональной системе. Это приведет к тому, что в законодательном органе останутся только депутаты от партий. На текущий момент почти треть парламентариев в мажилисе избрана по одномандатным округам, что произошло в результате изменений в Конституции и введения смешанной избирательной системы.
Президент отметил, что «стоять на месте нельзя» и поручил правительству проработать поправки для вынесения их на референдум в 2027 году.
Почему отказались от одномандатников?
Азаттык: Как вы думаете, почему Астана решила отказаться от выборов по одномандатным округам?
Досым Сатпаев: Одномандатники стали значительной угрозой власти на последних выборах. Независимые кандидаты составили серьезную конкуренцию провластным и вызвали большой общественный резонанс, обсуждая различные нарушения в процессе голосования. Это явно не понравилось властям.
После событий в Кантара, власти начали ещё больше усиливать контроль и ручное управление, готовясь к возможным изменениям в руководстве. Вопрос о создании однопалатного парламента следует рассматривать в этом контексте. Странно, что в 2022 году предложение о создании однопалатного парламента не обсуждалось, когда проводились конституционные изменения. Это может говорить о том, что власти еще не определились с тем, как продлить полномочия Токаева или создать новую политическую конфигурацию, где спикер парламента станет второй фигурой после президента.
Сейчас власти пытаются расчистить политическое и информационное поле. Последние два года наблюдается активная работа в этом направлении. Выборы хотят проводить в более контролируемом режиме, чтобы избежать «неприятностей» с одномандатниками, так как большинство партий в Казахстане — провластные.
Азаттык: Об однопалатном парламенте говорили долго, обсуждали необходимость сената…
Досым Сатпаев: Двухпалатный парламент, созданный Нурсултаном Назарбаевым после 1995 года, был искусственной структурой. Сенат не выполнял серьезной политической функции, он больше служил для определенных чиновников, которым не нашли новое место. По сути, сенат не представлял регионы, хотя формально таковым был.
При обсуждении однопалатного парламента мы выступали за пропорционально-мажоритарную систему, где хотя бы половина депутатов была бы выбрана по одномандатным округам. Мы рассматривали возможность создания однопалатного парламента в контексте либерализации избирательного законодательства и улучшения регистрации политических партий. Важно, чтобы процесс регистрации был открытым и конкурентным, а не контролировался государственными структурами.
Реформа парламента не может быть отделена от изменений в избирательной и партийной системах. Попытки провести изменения в рамках существующей авторитарной системы, скорее всего, не приведут к реальным изменениям.
Таким образом, то, что сейчас предлагается, выглядит как политическая манипуляция, направленная на сохранение власти и продление существующего режима.
Мы не знаем, будет ли на референдуме только вопрос о парламентской реформе или власти попытаются провести что-то еще. Например, в референдуме по АЭС сначала говорили о строительстве одной станции, а потом решили, что можно построить еще несколько. Этот вариант нельзя исключать, и референдум может стать возможностью провести дополнительные изменения.
Парламент и политическая конкуренция
Азаттык: Может ли парламентская реформа способствовать реальной политической конкуренции?
Досым Сатпаев: Реализация парламентской реформы без изменения политической системы — это как заменить колесо в старом автомобиле, не изменив двигатель, и при этом утверждать, что создан новый автомобиль.
Азаттык: Усилит ли переход к выборам по партийным спискам роль партий?
Досым Сатпаев: В Казахстане нет классической партийной системы. Партии существуют формально и не выполняют свою основную функцию — борьбу за власть. Если они будут служить действующей власти, возникает вопрос: какую миссию они выполняют?
В нашей стране существуют лишь эрзац-партии, которые связаны с властями. Практика создания партий под конкретные электоральные группы при Назарбаеве устоялась. Эти партии не конкурируют между собой, так как им заранее определяют количество голосов.
Азаттык: Не ущемляет ли это права граждан, не поддерживающих ни одну партию?
Досым Сатпаев: Да, это ограничивает избирательные права, так как граждане, желающие голосовать за независимых кандидатов, теряют такую возможность. Решения о кандидатах будут приниматься за закрытыми дверями, что еще больше ограничит появление новых политиков.
В других странах партии являются кузницей кадров и местом, где появляются сильные лидеры. Проблема в Казахстане заключается в том, что такие партии не создаются, а одномандатники убираются. Политическое поле становится еще более управляемым. Власти не любят сюрпризов, и это ущемляет права граждан, которые могли бы поддержать конкретных кандидатов, а не партии.
Последние выборы показали, что доверие к независимым кандидатам — это мощный ресурс. Люди предпочитают голосовать за тех, кого знают, как представителей своего региона. Власти стремятся это нейтрализовать.
Имитация парламентской деятельности
Азаттык: После послания Токаева депутат Азат Перуашев заявил, что депутатам лучше работать в команде. Как вы прокомментируете это с точки зрения демократии?
Досым Сатпаев: Это зависит от реальной политической конкуренции. Текущий парламент не является демократическим. Активность проявляют лишь несколько одномандатников, в то время как партийные представители остаются тихими.
Если бы Токаев сказал, что парламент не нужен, многие депутаты согласились бы с ним, так как не раз уже наблюдали, как они выполняли указания сверху.
Хотя можно много говорить о том, каким должен быть парламент, важно понимать его функциональные возможности. Если он не получит новых полномочий и не станет независимым, он останется лишь инструментом имитации и легитимации решений, принимаемых сверху.
Азаттык: А как насчет депутатов, прошедших по одномандатным округам? Смогли ли они отстаивать интересы избирателей?
Досым Сатпаев: Одномандатники поднимают лишь локальные вопросы. Они не ставят под сомнение политическую систему.
В демократическом парламенте оппозиционные кандидаты критиковали бы не только правительство, но и президента. У нас же критика касается лишь министров, что является частью политической технологии «хороший царь, плохие бояре». Существуют определенные границы, за которые никто не заходит.
Схватка послания с холодильником
Азаттык: Как вы оцениваете контекст выступления президента?
Досым Сатпаев: Я вижу это как «схватку послания с холодильником». Говорить можно много о высоких технологиях, но когда человек открывает холодильник и видит, что продуктов стало меньше, а цены растут, это говорит о реальных проблемах. Холодильник всегда будет важнее телевизора.
На протяжении 30 лет значительная часть населения Казахстана жила вне политики, занимаясь малым бизнесом и не вмешиваясь в политические процессы. Однако сейчас из-за нехватки бюджета финансовое давление на этот сегмент усиливается, и власти своими действиями подрывают ту полулояльность, которая существовала ранее, что может привести к протестным настроениям.
Люди разочарованы в политике, многие не ходят на выборы, но оценивают свою жизнь через социально-экономические факторы — как идет борьба с инфляцией и растут ли зарплаты. Токаев в своем выступлении акцентировал внимание на инфляции, и это может настораживать власти, но конкретных шагов никто не предпринимает, так как нет четкой экономической программы.
Власти предпочитают заниматься макроэкономикой, не учитывая микроэкономику и благосостояние населения, что ведет к искажениям и манипуляциям. В результате госаппарат продолжает жить в своем пузыре, игнорируя реальное положение дел в обществе.

Читайте также: