Станет ли Токаев «Казахбаши»?

Основной идеей конституционного проекта профессора Елюбаева, который, к слову, был быстро удален с официального сайта «Параграф», является отмена должности премьер-министра с одновременным введением поста вице-президента. По словам Елюбаева, именно этот новый пост будет отвечать за оперативное руководство кабинетом министров, в то время как политическая ответственность остается на президенте. На первый взгляд, такая схема может сделать главу государства более уязвимым, особенно с учетом увеличившейся роли мажилиса. Кроме того, возникает риск конфликта между президентом и вице-президентом, как это уже происходило в начале независимости с Нурсултаном Назарбаевым и Ериком Асанбаевым. Однако стоит помнить, что это были совершенно иные времена и политические условия, когда Асанбаев был серьезным соперником Назарбаева.
На данный момент можно с уверенностью сказать, что у Токаева нет достойных конкурентов с реальными политическими амбициями. Это не является результатом его усилий, а скорее следствием тридцатилетнего периода, когда под руководством его предшественника были уничтожены условия для здорового политического соперничества. Первый президент Казахстана начал этот процесс ещё в асанбаевские годы и завершил его в 1995 году, проведя конституционный референдум.
Таким образом, Токаеву сейчас не стоит беспокоиться о сильных соперниках. Его главным противником является время, которого у него крайне мало, особенно если он не намерен выйти из игры раньше времени. Ухудшающаяся международная ситуация, риски вторичных санкций со стороны ЕС и неэффективность правительства в выполнении своих обязательств — всё это крадет у страны время и ресурсы. К сожалению, предыдущие и нынешние кабинеты министров не смогли достичь значимых результатов, что также усугубляет ситуацию. Эффективные управленцы покинули посты, оставив страну без надежной политической поддержки.
Теперь необходимо обсудить, как введение должности вице-президента и ликвидация поста премьер-министра могут оказаться полезными, по крайней мере, для президента и его потенциального «партнёра».
Интересно, что на роль вице-президента может подойти нынешний спикер сената Маулен Ашимбаев. Он не обладает амбициями, но способен трезво оценивать ситуацию и отделять важное от второстепенного. Например, он недавно высказался о цифровизации: «Посмотрим, увеличились ли инвестиции благодаря цифровизации. На данный момент уровень инвестиций падает». Однако, судя по результатам недавнего Послания, вся цифровизация стала самоцелью для окружения Токаева.
Важно отметить, что президент и вице-президент избираются в паре, что повышает легитимность власти, а также создаёт возможность для большей персонализации. Это помогает компенсировать недостатки однопалатного парламента, где избиратели могут не знать, за кого голосуют. Отсутствие настоящих депутатов, избранных населением, лишь усиливает эту проблему. Поэтому возвращение к модели с вице-президентом, при отсутствии сената, может оказаться выгодным для президента — он сможет легко продвигать свои реформы без лишних прений.
Хотя такой сценарий может показаться экзотичным, он может стать стабильной политической моделью, которую Токаев сможет передать своему преемнику, оставаясь при этом у власти. Это уже сработало в других странах, и Казахстан не должен отставать.

Читайте также: