Главные новости » Эксклюзив » Синяя тетрадь: как ИИ возрождает чистописание
Эксклюзив

Синяя тетрадь: как ИИ возрождает чистописание

cmp3.10.3.1Lq4 0x761f9959
Журналист Анджела Уотеркаттер настаивает, что искусство письма от руки не уйдет в небытие, а станет свидетельством человеческого присутствия.

Многие полагают, что мой аккуратный почерк является результатом обучения в католической школе, где требовательная учительница формировала навыки чистописания. Однако причина кроется в моей матери. Инженер по профессии, она разработала идеальный почерк, который сформировался на протяжении лет работы с кульманом. В детстве я стремилась повторить ее стиль, восхищаясь сложными буквами. Но теперь, будучи взрослой, я редко применяю эти навыки, так как в журналистике скорость записи важнее эстетики. С каждым днем, когда я всё чаще печатаю на клавиатуре, меня тревожит исчезновение даже элементарных каракулей.

Я — не единственная, кто столкнулся с этой проблемой. Многие родители, учителя и любители чистописания давно отмечают закат эпохи рукописного письма. Сначала электронная почта вытеснила открытки и письма, затем смартфоны уменьшили необходимость в бумажных заметках и календарях. В американских государственных школах акцент сместился с навыков письма на печать, так как все больше детей используют планшеты и компьютеры. А с развитием искусственного интеллекта необходимость в ручной записи практически исчезла. В данный момент письмо от руки кажется обреченным.
Тем не менее, это не так.

Связь между эмоциями и мелкой моторикой давно известна, и аргументы в пользу рукописного письма весьма весомы. Конечно, часть этой привязанности основана на ностальгии, но стоит также учитывать важность умения держать ручку и правильно ее использовать.

Как отмечает Карен Рэй, преподаватель эрготерапии в Университете Ньюкасла в Австралии, в современных учебных заведениях по-прежнему обучают детей письму от руки, и это искусство не утрачено. Однако исследования показывают, что нынешние дети, пользующиеся гаджетами, обладают менее развитыми навыками мелкой моторики по сравнению с предыдущими поколениями. В 2021 году Рэй стала соавтором работы, исследующей, насколько хорошо дети, использующие устройства, владеют моторикой. Несмотря на то, что они достигли ожидаемых результатов в тестах на ловкость, их общий уровень был ниже, чем у детей в прошлом. Исследователи предположили, что время, проведенное с гаджетами вместо цветных карандашей, может негативно сказаться на развитии навыков, необходимых для обучения письму в начальной школе.

Но если экран всегда под рукой, то имеет ли значение, насколько хорошо человек пишет от руки? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Последние годы показали, что в профессиональной сфере рукописное письмо может не быть столь важным в различных областях. Проблема заключается в том, что именно навык письма необходим для освоения других дисциплин. «Мы не знаем, что именно теряем в развитии грамотности, уменьшая акцент на беглости письма», — указывает Рэй.

Мнения экспертов по поводу паники вокруг обучения письму разделились. В некоторых штатах США существуют законы, требующие от детей изучения письменного алфавита в государственном образовании. Некоторые специалисты поддерживают эту инициативу, однако многие считают, что изучение рукописных букв не столь критично. Тем не менее, большинство экспертов согласны с тем, что умение писать положительно сказывается на когнитивных способностях. Это помогает в изучении чтения и, что важно, когда мы записываем свои мысли, это способствует лучшему запоминанию по сравнению с простой печатью.

«Почерк важен, — утверждает Роберт Уайли, профессор психологии в Университете Северной Каролины в Гринсборо, который исследует, как мозг обрабатывает письменную речь. — Не в абсолютном смысле: дети не станут неграмотными. Но некоторые могут испытывать трудности в обучении из-за недостатка практики. Безусловно!».

Уайли также подчеркивает, что в последние два десятилетия, когда школы начали осознавать важность письма, наблюдается тенденция к более широкому внедрению STEM-образования (интеграция науки, технологий, инженерии и математики). Это, в свою очередь, иногда приводит к сокращению уроков чистописания в пользу этих предметов. Ошибочно думать, что письмо не нужно. Математики требуют записывать задачи, а ученые делают заметки в лабораториях. Хотя это можно делать в цифровом формате, базовые навыки письма необходимы. «Невозможно развиваться в науке и технологиях без чтения и письма», — подчеркивает он.

Даже когда дети осваивают навыки письма в начальной школе, существует риск их утраты. Я поделилась с Уайли своим беспокойством о потере красивого почерка, который развивала много лет. Как оказалось, страх не безоснователен. Постоянное использование клавиатуры может привести к так называемой «амнезии символов». Говоря проще, если вы много печатаете, то забываете, как физически писать буквы. Это особенно заметно у носителей китайского языка, которые часто используют клавиатуру для написания фонетики слов, после чего устройство определяет нужный иероглиф. В 2021 году китайские исследователи установили, что амнезия символов у студентов университетов наблюдается примерно в 6% случаев и встречается при написании 42% распространенных иероглифов. Возможно, старая пословица верна: не используешь — теряешь.

Тем не менее, существует вероятность возрождения рукописного письма, чему, как ни странно, способствуют технологии искусственного интеллекта. Студенты начали полагаться на языковые модели для развития критического мышления, что вынуждает учебные заведения искать способы борьбы с плагиатом. Издание Inside Higher Ed сообщает, что ChatGPT изменил образовательную систему, и спустя несколько семестров преподаватели рассматривают возможность возвращения тестов, написанных от руки. Согласно The Wall Street Journal, продажи специализированных «синих тетрадей» — универсальных форм для письменных экзаменов — значительно возросли. В скором времени письмо от руки может стать одним из немногих способов подтвердить, что работу выполнил студент, а не искусственный интеллект.

Однако возвращение к старым методам вызывает ряд проблем, которые, казалось, были решены, позволив ученикам сдавать работы в печатном виде. Энн Трубек, автор книги «История и неопределенное будущее почерка», часто сталкивается с вопросами о чистописании и больше всего ее беспокоит форма письменных экзаменов. По ее мнению, преподаватели могут снижать оценки за неаккуратный почерк, независимо от убедительности аргументов в содержании работы.

«Это превращается в дискриминацию людей с плохим почерком, — говорит Трубек. — Почерк не имеет отношения к когнитивным способностям. Он не влияет на ваши знания о падении Рима».

Таким образом, когда большая часть размышлений может быть передана ИИ, переход к аналоговым методам становится одним из немногих способов проверить понимание и честность. В конечном счете, другие технологии, такие как калькуляторы, также заставляли учеников записывать весь процесс решения задач. Демонстрируя свои действия на бумаге, студенты показывали, что понимают, как работают машины. Поскольку искусственный интеллект проникает в образовательные учреждения, письмо от руки не исчезнет, а станет подтверждением человеческого участия.

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК