Образ Назарбаева в казахстанских учебниках истории: что писали до Кровавого января и после

Тема экс-президента Нурсултана Назарбаева занимает важное место в школьных учебниках истории. Как изменился его образ после Январских событий, когда он утратил свое прежнее влияние? Об этом повествует казахская редакция Радио Свобода:
Омир Шыныбекулы, бывший учитель истории в Шымкенте, вспоминает, как в начале 2022 года на уроках девятиклассников изучали тему «Нурсултан Назарбаев — первый президент Казахстана». Город, находящийся на юге страны, только начал приходить в себя после трагических событий. Протесты против правительства обернулись насилием и беспорядками, в результате которых погибли 20 человек в Шымкенте и не менее 238 по всей стране.
— Мы долго жили в заблуждении о том, что наше общество идеально. Это заблуждение развеяло одно мгновение. Мы стали свидетелями разрушений: сгорели 60-70 автомобилей, пострадали первая и вторая этажи акимата, выставочный зал выгорел. Дети видели это не только на улицах, но и в интернете, — говорит Шыныбекулы, который сейчас на пенсии.
В те смутные дни Назарбаев, описываемый в учебниках как «уникальная личность», оставался в тени, несмотря на его обширные полномочия, которые он сохранил после передачи власти Касым-Жомарту Токаеву. Позже он появился на отредактированном видео, где утверждал, что на страну была совершена «атака», но благодаря «срочным решениям» Токаева государство удалось спасти. Он также отметил, что «находится на заслуженном отдыхе» в «столице Казахстана».
— Вопрос, обсуждаемый на уроке, звучал так: «Какова была роль политического лидера в критические моменты истории государства?» Мы стремились оценить вклад елбасы в создание независимого Казахстана. В тот момент мы были в шоке и не знали, что сказать детям. Учебник был лишь вспомогательным ресурсом, важен был опыт и красноречие учителя. Я не уверен, остались ли те дни в памяти моих учеников, но мы как-то нашли выход, объяснили, что в обществе бывают разные ситуации, — делится учитель.
Учебник «История Казахстана» для 9 класса, изданный издательством «Мектеп» в 2019 году.
После событий Января Назарбаев был лишен поста председателя Совета безопасности, который мог занимать пожизненно. Этот пост теперь занимает Токаев. Вслед за насилием экс-президент потерял статус «елбасы» и множество привилегий. Многие его родственники также лишились высоких должностей, а некоторые столкнулись с уголовными делами. Сам Назарбаев стал появляться на публике все реже.
В Казахстане начался процесс деназарбаевизации. Столицу, носившую имя Нур-Султан на протяжении трех лет, снова переименовали в Астану. В главном городе были демонтированы два памятника Назарбаеву, а его упоминания исчезли из Конституции.
Учебники истории также подверглись изменениям, особенно разделы, касающиеся Назарбаева и его правления.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Обновление школьных учебников в Казахстане происходит каждые пять лет. Учебник истории, выпущенный в 2019 году, использовался до 2024 года. Ожидания учителей заключались в том, что в новой версии параграфа о экс-президенте не будет, однако он остался.
В старом учебнике от издательства «Атамұра» Назарбаев описывался как «политический лидер, Елбасы, выдающийся государственный деятель мирового уровня». Раздел начинался с утверждения о том, что он «в первые годы независимости указал путь в светлое будущее».
В новом учебнике отсутствует пафосное восхваление экс-президента, однако в параграфе подчеркивается, что он «направил государство на путь построения демократического общества и национальной рыночной экономики, пробудил доверие народа».
В предыдущем учебнике утверждалось, что Назарбаев сам занимался проектированием Конституции 1995 года, на основе которой было установлено верховенство прав и свобод граждан и сформировалось сильное президентское государство. Позже Токаев отметил, что эта Конституция способствовала возникновению «суперпрезидентской системы» и выступил с инициативой ее изменения через референдум.

Учебник истории Казахстана для 9 класса, изданный издательством «Атамура» в 2019 году.
Как в старом, так и в новом учебниках подчеркивается вклад Назарбаева в создание Евразийского экономического союза (включающего Россию, Беларусь, Армению и Кыргызстан), учреждение Ассамблеи народа Казахстана, формирование сначала однопалатного, а затем двухпалатного парламента, а также перенос столицы в Астану и окончательную демаркацию государственной границы. Все это представлено как его заслуги перед страной.
Содержание учебников от издательства «Мектеп» также обновилось, однако изменения в разделах о Назарбаеве были незначительными — текст из старого пособия перешел в новое. В 2019 году в учебнике «Мектеп» перечисляются все официальные регалии Назарбаева, его называют мыслителем, в версии 2024 года осталась только формулировка «первый президент».
В старом учебнике Назарбаев характеризовался как политический стратег, который прославил Казахстан на мировой арене. Его описывали как самого влиятельного политика среди советских лидеров, к мнению которого прислушивались мировые государственные деятели. В новой версии этого нет, однако упоминается, что история независимого Казахстана, формирование и укрепление его государственных институтов, признание на международной арене, социально-экономические достижения и культурное возрождение народа связаны с именем Нурсултана Назарбаева.
СТАРЫЕ НАРРАТИВЫ В ОБНОВЛЕННЫХ УЧЕБНИКАХ
По словам Омира Шыныбекулы, тексты в старых и новых учебниках лишь немного отличаются, однако общий посыл остается прежним.
— По-прежнему продолжается восхваление. Культ личности не исчез. Все достижения страны приписываются одному человеку. Я учился в советское время, и при Сталине любая победа ассоциировалась с его именем. Никита Хрущев не успел стать объектом культа, а Леонид Брежнев, который правил 18 лет, стал. Даже освоение целинных земель приписывалось ему в заслугу. Мы все это помним. И в 2000-х в нашей стране также стало заметно, как культ личности набирает силу, — говорит пенсионер и бывший учитель Омир Шыныбекулы.
Журналист Асылхан Мамашулы, занимающийся историей Казахстана и написавший статью о политическом портрете Назарбаева, также отмечает, что содержание обоих учебников совпадает.
— В почти каждом абзаце упоминается Назарбаев. Я не удивлен содержанием книги, выпущенной в 2019 году. Меня поразили более поздние издания. Возможно, к предыдущим изданиям можно отнестись с пониманием. Но если в учебнике 2024 года снова повторяется одно и то же, значит, что-то не так. Я видел учебник для 9 класса — там есть раздел с названием «Роль Назарбаева в становлении независимого Казахстана». Кажется, что упоминаний о нем стало немного меньше по сравнению с прежними учебниками, но они все равно остаются, — говорит Мамашулы.
Асылхан Мамашулы, пишущий на исторические темы, также считает, что содержание учебников практически не изменилось.
— В почти каждом абзаце упоминается Назарбаев. Я не удивлен содержанием книги, выпущенной в 2019 году. Меня поразили более поздние издания. Возможно, к предыдущим изданиям можно отнестись с пониманием. Но если в учебнике 2024 года снова повторяется одно и то же, значит, что-то не так. Я видел учебник для 9 класса — там есть глава под названием «Роль Назарбаева в становлении независимого Казахстана». Кажется, упоминаний о бывшем президенте стало немного меньше по сравнению с прежними учебниками, но они есть, — отмечает Мамашулы.
Азаттык направил запрос в министерство просвещения с вопросом о содержании параграфа, посвященного Назарбаеву. Редакцию интересовало, насколько объективно оценивается роль первого президента и соблюдены ли научная нейтральность и беспристрастность.
В министерстве ответили: «С 2016 года система среднего образования перешла на обновленное содержание обучения. В связи с этим с 2016 по 2020 годы были разработаны и поэтапно внедрены в учебный процесс новые учебники. Материалы о роли Нурсултана Назарбаева в становлении и развитии независимого Казахстана были включены в учебники истории в этот период. Содержание учебников обновлено в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, при этом сохранены научная обоснованность и нейтральность. Учебные материалы составлены на основе учебной программы, исторических фактов и документов. Роль Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении независимого Казахстана представлена как исторический факт. При изложении материала соблюдены научная нейтральность и объективность».
«ПЕРЕПИСАТЬ НЕ ТАК СЛОЖНО, НЕТ ЖЕЛАНИЯ»
Высказывания президента Касым-Жомарта Токаева о Назарбаеве варьируются. Сразу после событий января он отметил, что при Назарбаеве в стране наблюдалось глубокое социальное неравенство: всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана, в то время как у половины населения ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге. Однако позже он призвал граждан ценить вклад первого президента в государственность.
В этом году Токаев в интервью газете «Ана тілі» сказал, что Назарбаев после отставки «не проявлял политической деликатности, регулярно проводя совещания с премьер-министром, председателем Национального банка, министрами и акимами», что вызвало слухи о двоевластии и привело к политическому кризису. Однако в августе, накануне Дня Конституции, Токаев говорил о важности признания заслуг экс-президента.
На государственном уровне открытые обсуждения исторической роли Назарбаева не происходили, его достижения и ошибки не получили адекватной политической оценки.
По мнению журналиста Асылхана Мамашулы, действующей власти некомфортно обсуждать ошибки бывшего президента, поскольку система, которую он выстроил, все еще функционирует, а многие представители нынешнего истеблишмента являются его воспитанниками.
— Если уже начали говорить о недостатках, нужно продолжить. Его поведение во время событий декабря 1986 года, собственные оценки прежней власти, отмена первой Конституции и утверждение более удобной для себя — это все важные моменты. Но до этих тем боятся доходить, — рассуждает журналист. — Есть Январские события, Жанаозен, различные конфликты, политические убийства и проблемы с правами человека. Переписать историю не так сложно, но у власти нет желания заниматься этим. Если бы была политическая воля, авторы бы все написали. А сейчас в учебниках спрашивают у школьников: «Как вы оцениваете роль Назарбаева?» Но это неправильно, если учебник не предоставляет полного ответа. В нем говорится, что в 2019 году Назарбаев ушел с поста, а его сменил Токаев. И всё — создается впечатление, что эпоха Назарбаева закончилась. А в старом учебнике он назывался елбасы. Почему же не указано, что в 2022 году на референдуме этот статус был отменен? Почему статус был отменен? Таких объяснений нет.
По школьной программе на изучение темы Назарбаева в девятом классе отведено два часа. Учебник предлагает задания — составить политический портрет первого президента, привести отрывки из его трудов и проанализировать их. Эти учебники будут использоваться до 2029 года.
Читайте также:
