Главные новости » Общество » Альфия Самигуллина: Экспорт образования - это престижно и выгодно для Кыргызстана
Общество

Альфия Самигуллина: Экспорт образования - это престижно и выгодно для Кыргызстана

349
В Кыргызстане наблюдается значительный рост спроса на медицинское образование для иностранцев, что стало одной из динамично развивающихся сфер экономики. Альфия Самигуллина, ректор Бишкекского международного медицинского института, делится мнениями о проблемах, с которыми сталкиваются местные вузы, их целях и о том, как они сохраняют конкурентоспособность на глобальной арене.



Альфия Самигуллина, ректор Бишкекского международного медицинского института.
- Почему вы считаете, что медицинское образование стало так востребовано в мире, и в частности в Кыргызстане, за последние годы? - Начать стоит с пандемии COVID-19, которая обнажила слабые места в системах здравоохранения разных стран. Тысячи людей нуждались в госпитализации, а врачей не хватало. К счастью, в Кыргызстане уровень стационарной помощи был достаточным, но все медицинские учреждения были переполнены, и приходилось открывать дополнительные отделения и привлекать новых специалистов.

Статус врача всегда высок в любом государстве, это не просто человек в белом халате, а профессионал с высокими моральными стандартами, образованием и глубоким пониманием потребностей общества.

Врачи должны уметь анализировать ситуацию и не просто назначать лечение, а осознавать, что стоит за каждым заболеванием. Поэтому профессия врача остается одной из самых высокооплачиваемых и уважаемых во всем мире.

Однако пандемия выявила недостаток врачей, что стало глобальной проблемой.

После COVID-19 многие выпускники стали выбирать медицинские специальности, чтобы защитить себя и своих близких, что делает медицинское образование актуальным не только для Кыргызстана, но и для всего мира.

- Какова причина мирового тренда на экспорт образовательных услуг, и как Кыргызстан участвует в этом процессе? - Медицинское образование становится все более интегрированным на международном уровне. Болонская система, например, включает программы обмена для преподавателей и студентов, что позволяет быстро реагировать на вызовы. Это открывает большие возможности для экономики стран. Многие европейские государства, такие как Польша, Чехия, Венгрия, а также США и Китай, активно развивают экспорт образования, что приносит дополнительные инвестиции и улучшает инфраструктуру. Студенты, обучаясь за границей, имеют возможность узнать культуру и язык страны, что оставляет у них положительные воспоминания на всю жизнь.

Это также способствует улучшению качества преподавания, поскольку медицинское образование требует квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками.

В Кыргызстане у нас исторически сильная медицинская школа. Образование для иностранных студентов развивается у нас уже более трех десятилетий. Ведущими учреждениями являются КГМА и Международная высшая школа медицины, которые запустили успешные проекты.

- Кыргызстан может конкурировать на этом рынке благодаря более низким ценам на образование по сравнению с другими странами, известными в этой области… - Стоимость нашего образования менялась. Изначально она составляла около полутора тысяч долларов в год. С 2022 года правительство установило минимальную сумму в три тысячи долларов. Хотя, например, в Индии медицинское образование стоит от 15 до 30 тысяч долларов в год, а в Европе — не менее 15-40 тысяч, не считая дополнительных расходов на учебники, жилье и питание.

Важно отметить, что Кыргызстан — первая страна в Центральной Азии, которая начала развивать экспорт образовательных услуг.

Узбекистан и Казахстан только недавно начали развивать это направление. Кыргызстан занимает лидирующие позиции в области медицинского образования на экспорт, и нам необходимо поддерживать эту планку, несмотря на усиливающуюся внешнюю конкуренцию.

- Были ли озвучены сомнения относительно качества нашего образования? Как вы это прокомментируете? - Качество образования — это относительно понятие. Наиболее объективный критерий — это удовлетворенность наших выпускников. Если они успешно подтверждают дипломы в своих странах, сдают экзамены и работают по специальности не менее пяти лет, это и есть показатель качества. Также важно мнение родителей и общества, в которое возвращаются молодые специалисты.

Кроме того, Министерство образования предъявляет определенные требования: государственные стандарты и лицензионные условия, которые становятся все строже. Например, медицинские вузы должны иметь свою клинику, а преподавание на английском языке требует уровня TOEFL не ниже 55.

Также необходимо, чтобы 40% преподавателей имели ученую степень, а 70% штата — постоянные сотрудники. Для работы с иностранными студентами требуется международная аккредитация.

Таким образом, существует множество критериев качества. За последние пять лет кыргызские вузы значительно улучшили свои показатели и интегрировались в международное сообщество, что включает развитие науки и программы Erasmus+, способствующие обмену опытом. Например, наш вуз подал заявку на программу 1++, и летом мы ожидаем результаты.

- Расскажите о научных разработках вашего института. Могут ли они быть использованы в реальной практике? - Образование в медицинском вузе, как и в любом другом, предполагает сочетание теории, практики и научной деятельности. Студенты должны овладеть теоретическими основами, которые затем закрепляются практическими навыками. Однако для этого нужны пациенты, и неопытному студенту сложно работать с живыми людьми. Поэтому во всех медицинских вузах есть муляжи и симуляционные центры, которые помогают студентам развивать необходимые навыки.

Наука также развивается стремительно, особенно в эпоху технологий. Однако медицина работает по клиническим протоколам, основанным на доказательствах. Поэтому научные исследования становятся неотъемлемой частью учебного процесса. В нашем институте основное внимание уделяется борьбе с неинфекционными заболеваниями.

Важно, чтобы наука не существовала сама по себе. Она должна быть интегрирована в учебный процесс и практику, чтобы приносить реальную пользу. Научные исследования, которыми занимались те аспиранты, что были под моим руководством и успешно защитились, были связаны с реальными практическими задачами.

Материал подготовлен Лейли Акиловой.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК