Горсуд Бишкека отказал в рассмотрении законности постановления кабмина по НКО
«Суд, вероятно, не захотел брать на себя ответственность в данном вопросе»
Жалоба Общественного объединения «Бир Дуйно - Кыргызстан» на решение Административного суда Бишкека о постановлении кабинета министров страны, касающемся иностранных представителей, была рассмотрена в Бишкекском городском суде. Как сообщил адвокат Тимур Арыков, информация поступила от Kaktus.media.
Судебный процесс велся коллегией судей, в состав которой вошли Рахат Каримова, Нурия Бекбоева и председатель Болотбек Сатыбалдиев.
«Несмотря на наши доводы, суд решил оставить в силе решение предыдущей инстанции. Мы предполагаем, что суд не захотел брать на себя ответственность по данному вопросу», - отметил Арыков.
Адвокат выразил намерение обратиться в Верховный суд Кыргызской Республики.
Как уточнил Арыков, 14 января 2025 года суд первой инстанции отказал в признании незаконным постановления кабмина от 27 августа 2024 года №518, касающегося порядка ведения реестра НКО, которые выполняют функции иностранных представителей, а также проверки их деятельности в соответствии с Законом «Об НКО».
Данное положение регулирует процесс внесения НКО в реестр иностранных представителей, а также устанавливает требования к обязательным финансовым аудитам и порядок проведения проверок.
Эксперты «Бир Дуйно» проанализировали постановление и пришли к выводу о нарушении следующих норм при его разработке:
- Конституции Кыргызской Республики;
- руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ/ОБСЕ;
- Закона "О нормативных правовых актах КР";
- Закона "О некоммерческих организациях".
Среди нарушений, выявленных «Бир Дуйно», следующие:
1. Положение вводит новые правовые нормы, выходящие за рамки Закона об НКО.
2. Проект не был опубликован для публичного обсуждения на едином портале koomtalkuu.gov.kg, а консультации с представителями НКО и гражданского общества отсутствовали, что нарушает нормы правотворчества. Это положение также расширяет список уполномоченных государственных органов для проведения проверок НКО.
3. Согласно статье 17-1 Закона об НКО, единственным уполномоченным органом для проверки деятельности НКО является Министерство юстиции.
4. Положение (пункт 36) допускает проверки НКО на основании устных заявлений государственных органов или СМИ о предполагаемых нарушениях, но не содержит четких механизмов защиты НКО от необоснованных заявлений.
5. В положении отсутствуют конкретные процедуры, касающиеся проверок НКО, включая их продолжительность, частоту и критерии оценки вовлеченности НКО в политическую деятельность.
6. Пункт 22 руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ/ОБСЕ утверждает, что правовые положения должны быть хорошо проработаны, ясными и доступными для всех заинтересованных сторон, а процесс их принятия — открытым.
Среди проблем, выявленных в суде первой инстанции по заявлению «Бир Дуйно-Кыргызстан», можно отметить:
- признание ответчиком того, что запрашиваемая информация уже подается в госорганы, что создает дублирование;
- отсутствие разъяснений от Минюста о сохранности данных (ст. 21 Закона «Об информации персонального характера»);
- возможность начала проверок НКО по устным заявлениям;
- неограниченное количество проверок, в том числе одновременных;
- неясность о необходимости перевода документов на кыргызский и русский языки.
К слову, в апреле 2024 года в Кыргызстане был принят закон об НКО, вызвавший значительные споры в обществе. Экспертный анализ показал, что он во многом копирует российский закон об иностранных агентах, который считается репрессивным.
Фото: www
Обсудим?
Смотрите также: