Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Түлөберди ырчы 
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Түлөберди ырчы 

205
В Национальном театре «Манас» 18 февраля состоялся запуск книги под названием «Манасчылар», в которой представлены биографии и истории жизни 150 манасчы за последние пять столетий. Автором данного произведения стал Нурбек Талантбеков, который одновременно является манасчы и директором театра.

В книге имена манасчы расположены в хронологическом порядке, а стихотворные дополнения к их историям предоставил манасчы Рысбай Исаков, который также попал в Книгу рекордов Гиннесса за то, что пересказывал эпос «Манас» на протяжении 124 часов.

По словам Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто форма искусства или развлечение под музыку.

«Искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью изучены. Это видно из мифов, сохранившихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы являемся. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и защиту своего народа и земли, и влияние слов манасчы было непревзойденным. Поэтому такие величайшие фигуры, как Байтик и сильные духом Кыдыр Аке, считали за честь поддерживать и развивать это искусство», - отметил он.

Вопрос о том, сколько манасчы дошло до современности и сколько осталось в тени истории, остается открытым. Даже в наши дни общество не знает, сколько таких исполнителей существует.

Автор подчеркивает, что его цель — донести имена всех манасчы до народа, при этом список будет обновляться в следующих изданиях.

В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем знакомить читателей с жизнью и творчеством каждого из 150 манасчы.

Түлөберди ырчы (1735-1810)

Түлөберди принадлежал к племени Жетиген и начал свою карьеру манасчы с семи лет. Санжырачы описывает его путь следующим образом:

В детстве Түлөберди остался без родителей и был вынужден полагаться на помощь окружающих. Однажды, услышав, что в доме его родственников потух огонь, тетя отправила его за огнем к соседнему дому на другом холме. Путь пролегал через кладбище, и, испытывая страх, он всё же решился на этот шаг. Ночью, приблизившись к кладбищу, он потерял сознание от страха. Придя в себя, он заметил вокруг себя людей с горящими глазами и светящимися лицами. Испугавшись, он поприветствовал их и получил ответное приветствие. Среди них был старец с белой бородой, который сказал: «Открой рот, сынок!» Когда Түлөберди открыл рот, он получил в него вкусный талкан и услышал: «Не забывай нас и рассказывай о нас, это Манас», указав на величественного человека в доспехах на коне. Затем старец представился: «Я — Бакай, а это витязи героя (Манаса)». После его благословения они исчезли. Вскоре Түлөберди вновь потерял сознание, а на следующее утро его нашел дальний родственник. С этого момента он начал рассказывать о Манасе и других героях, описывая их подвиги.

Когда его спрашивали, откуда у него дар, он отвечал: «Манас ата благословил меня, Бакай баба дал мне талкан и искусство. Кырк чоро поддерживали меня, и я буду сказывать «Манас» по деревням.

Однажды старейшины сказали: «Если это так, покажи нам, как духи общаются с тобой». Он ответил: «Соберитесь вечером в доме, разведите большой огонь и молчите». Когда пришло время, все собрались. Глаза мальчика вспыхнули, его голос стал громким, и он начал рассказывать великий эпос. В его голосе ощущались духи, и люди чувствовали их мистическую силу. Ночью, когда начался шторм, казалось, что звуки сражений исходят от духа Манаса и его воинов. В тот момент никто не мог двинуться, все были потрясены его выступлением.

Түлөберди привлекал множество талантливых учеников, и поток желающих учиться у него не прекращался. Он сближался с такими выдающимися личностями своего времени, как Итим Баатыр, Ажыбек Датка и Алчыкен Баатыр.

По воспоминаниям народного учителя Кыргызстана Бектура Исакова, Түлөберди сыграл ключевую роль в защите народа во время кыргызско-калмакских столкновений. Исаков описывает, как Түлөберди, великий манасчы, жил в уединении на холме. Однажды, когда луна ярко светила, его захватили калмаки и поспешили доставить к своему вождю. Им было приказано принести в жертву одного из кыргызов и окрасить в кровь свой флаг, что являлось традиционным обрядом перед нападением.

Түлөберди оказался в плену, на его руке осталась метка от веревки. Он преодолел множество гор и ущелий. Его не преследовали, и только изредка подгоняли. Когда они достигли подножия горы, его начали спускать по склону, не интересуясь, кто он. Түлөберди, хотя и страдал, не показывал этого, стиснув зубы и стойко принимая свою участь. И вот, когда казалось, что ему нужно было сдаться, он не поддавался и продолжал идти с поднятой головой.

Вскоре показалось солнце, и они вышли на поле, усыпанное яркими дикими цветами. Наконец, они достигли лагеря своих союзников. В этот момент произошло нечто удивительное. Когда ему развязали руки и начали вести к главному шатру, раздался звук, который потряс всех. Это был звук, похожий на визг орла, который так громко прозвучал в воздухе. Все, включая главного вождя, замерли и прислушались. Этот звук обладал мистическим, чарующим качеством, способным усыпить и одарить силой. Это был эпос Түлөберди, его «Манас», который восстал, словно дух, защищая свой народ и свою землю.

«Оказывается, наш пленник — певец, давайте послушаем его песню, прежде чем убить», – сказал главный вождь. А это была не просто песня, это был эпос «Манас». Услышав его, люди прекратили свои дела: те, кто разжигал огонь, остановились, всадники остались на лошадях, а пешеходы замерли в тишине. Взглянув одним глазом, можно было почувствовать, как сила, исходящая от певца, усилилась. Сначала он начал шептать, затем его слова перешли в мощный поток, как буря, захватывающая всё на своём пути. Түлөберди не терял своей величественности и достоинства.

Забыв, что находится в логове врага, он продолжал сказывать «Манас» без остановки. Дни превращались в недели. В конце концов, враг сказал: «Хватит, герои, наш путь завершен! Этот человек свят и заслуживает уважения, его слова полны доблести и храбрости. Он не должен быть убит, ведь тот, кто поёт такие песни, живёт и действует благодаря ним, его дух и жизнь полны этих стихов и руководств основаны на песне, не могут быть уничтожены. Парни, приведите его сюда, наденьте на него мантию и покажите ему путь, ведя его через перевалы. Этот человек — великий секрет для нас! Путь закрыт. Поверните назад, герои!» Так кыргызские села избежали нападения, и слова в эпосе «Манас» получили силу, благодаря Түлөберди враги не смогли напасть на их землю.

Манасчы Рысбай Исаков так описал Түлөберди:

Уламыш кебим эмдиги,

Укканга туура келдиби?

Жомок деп жокко чыгарат,

Жосунсуз жандын кейбири.

Антпесе, оңой-жеңилби,

Артылган бойго эл жүгү?

Айтайын эми бир кепти,

Аяндан болгон жердиги.

Караңгы түндү жамынган,

Каптаган жоонун эл бийи.

Туткундан кылмак болгондо,

Туу кандоо деген белгини.

Куюлтуп ооздон «Манасын»,

Куткарган элди эрдиги.

Кир чалбас сөздүн атасы,

Ким билбейт Түлөбердини.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК