Служебные авто ЖК: история и день сегодняшний. На чем ездят депутаты?
По информации Kaktus.media, источники сообщают, что для спикера, вице-спикеров, председателей комитетов и лидеров фракций планируется закупить 20 автомобилей Li Xiang L9, а для остальных депутатов — Li Xiang L7. Эти машины должны прибыть в Бишкек в мае.
Пресс-служба ЖК отреагировала на появившуюся информацию, заявив, что в настоящее время служебные автомобили уже предоставлены женщинам-депутатам. При этом зарплата водителей финансируется не из госбюджета, а из личных средств депутатов. Решение о марке автомобилей для остальных 70 депутатов еще не принято.
Тем не менее, один из депутатов — Кундузбек Сулайманов — уже отказался от служебного автомобиля, предложив передать автомобиль мэру Шамалды-Сая, который не имеет собственного транспорта, или айыл окмоту.
Kaktus.media предлагает читателям вспомнить, как менялись автомобили депутатов в разные годы.
Автомобили прошлых лет
В 2005 году, после референдума, в результате которого двухпалатный парламент вновь стал однопалатным, а число депутатов сократилось с 105 до 75, они использовали оставшиеся от прежних созывов машины марки "Волга". По словам бывших депутатов, около 20 из этих автомобилей пришлось заменить, так как они пришли в негодность. В итоге были приобретены корейские Daewoo.В 2007 году, после нового референдума, состоялись досрочные выборы в Жогорку Кенеш, и число депутатов увеличилось до 90. Тогда для них закупили автомобили Toyota Camry.После свержения Курманбека Бакиева в 2010 году был проведен референдум, который изменил президентскую форму правления на парламентскую. В результате прошли перевыборы в Жогорку Кенеш.
Во время предвыборной кампании партии обещали отказаться от депутатских привилегий, таких как неприкосновенность, служебные автомобили и квартиры. Однако, после выборов депутаты не спешили исполнять свои обещания.
Только в 2015 году депутаты VI созыва отказались от личных автомобилей и водителей, но сохранили право на служебные квартиры и помощников.
"По итогам закрытого обсуждения было принято решение отказаться от служебных машин и водителей. Однако служебные квартиры остались, так как некоторые депутаты приезжают из регионов. Это решение было принято большинством голосов", — делился тогда мнением Талант Мамытов.
Право на использование служебных машин оставили лишь для депутатов с инвалидностью I группы.
В 2016 году управляющий делами Жогорку Кенеша Алмаз Кожомкулов сообщил, что на балансе парламента числилось 111 автомобилей, из которых осталось 53. По его словам, одна машина принадлежала спикеру, две — его заместителям, а 11 использовались для встреч с иностранными делегациями.
27 служебных автомобилей были переданы в государственные учреждения. Для их распределения была создана комиссия приказом Фонда госимущества.Тем не менее, позже в ФУГИ уточнили, что на учете у Управделами парламента числится 89 автомобилей, 83 из которых находятся у автотранспортного предприятия, четыре — у пансионата "Алтын-Куль", а два — у ясли-садов. Среди них были 63 Toyota Camry 2007 года, 10 Cadillac 2013 года, один Range Rover, один Lexus, один BMW, два "Жигули" и пять "Волг".
Несмотря на отсутствие служебных автомобилей, депутаты продолжали искать способы вернуть хотя бы часть своих привилегий.
В 2018 году Тазабек Икрамов поднял вопрос о возвращении депутатам специальных государственных номеров серии KG.
"Может, было бы хорошо, чтобы нам вернули номера, ведь правительство ведь ездит со спецномерами. Люди должны знать, что приехал депутат", — отметил он на заседании.
Камчыбек Жолдошбаев также испытывал стыд, когда его коллеги и помощники передвигались на маршрутках, и ему приходилось прятать лицо, проезжая мимо них на своей машине.Надира Нарматова также просила вернуть депутатам их прежние привилегии.
В 2021 году, с началом работы VII созыва, женщинам-депутатам предоставили автомобили Toyota Camry, но многие из них отказались от использования, так как "они устарели и содержание их дорого". Поэтому в 2023 году было принято решение о выдаче новых автомобилей женщинам-депутатам, и теперь они передвигаются на Chevrolet Captiva.
Законопроект о возвращении служебных автомобилей депутатам в 2024 году разработал вице-спикер Нурбек Сыдыгалиев. Изначально документ был направлен в ЖК с возражениями президента, но после доработки был подписан.
Пока депутаты не обзавелись новыми машинами, давайте взглянем, на каких автомобилях они сейчас передвигаются:
Мнение экс-спикера ЖК Зайнидина Курманова
- Почему депутаты должны передвигаться пешком или на автобусах, не имея собственных автомобилей? Они обязаны разделять с народом все его тяготы. Только госслужащие могут пользоваться служебными автомобилями, так как это вопрос престижа. Когда речь идет о слугах народа — депутатах, они должны вести такой же образ жизни, как и простые люди.Например, в Казахстане уже давно внедрена система развозных машин. Депутаты не имеют личных автомобилей, а только спикер, вице-спикер и председатели фракций и комитетов. Остальные пользуются развозными машинами по принципу такси. Звонишь в гараж, и тебе высылают автомобиль, а водители работают на условиях таксистов. Таким образом, депутаты не могут использовать эти машины постоянно для личных нужд, таких как поездки с семьей или друзьями. Существуют нормы, сколько бензина можно расходовать, и если депутат превышает лимит, дополнительные поездки оплачивает самостоятельно. Это заставляет их экономить, так как также нужно выезжать на встречи с избирателями. У них такая западная система.
Подобные практики встречаются во многих демократических странах, даже тех, которые являются очень богатыми. Депутаты ведут скромный образ жизни. Льготы и привилегии существуют только для руководства, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу. Поэтому спикеры, председатели комитетов и фракций имеют свои автомобили. Их количество очень невелико — всего шесть или семь человек.
В Швеции, например, депутаты не имеют даже развозных машин. Они перемещаются на общественном транспорте или велосипедах, поскольку парламент располагается в пешеходной зоне, куда запрещен проезд транспорта.Что касается жилья, то в Германии иногородние депутаты получают всего одну комнату площадью 12 квадратных метров, а не целую квартиру. Если они хотят жить с семьей, то парламент оплачивает только одну комнату, а за остальные придется платить из личных средств. Государство обеспечивает депутата всем необходимым, но не его семью.
В нашей стране до сих пор не могут понять, в чем разница между слугами государства и слугами народа. Слуги народа должны жить так, как живет народ, а слуги государства — министры, замминистры и чиновники — представляют государство. Депутаты не являются слугами государства, так как избираются народом, а не назначаются начальником. Их прямой начальник — это избиратели. Поэтому они должны уважать своих избирателей во всем.
Обсудим?
Смотрите также: