Главные новости » Общество » Мировое имя, недооценённое дома: Зайнидин Курманов - о феномене Айтматова
Общество

Мировое имя, недооценённое дома: Зайнидин Курманов - о феномене Айтматова

329


Чингиз Айтматов — это имя, ставшее знаковым в мировой литературе и философии благодаря его уникальному взгляду на человеческие отношения, культуру и бытие. Его творчество затрагивает вечные темы любви, дружбы и предназначения человека. Тем не менее, даже с международным признанием, истинная величина его таланта всё еще остается недостаточно оцененной в его родной стране, Кыргызстане. Он был не только писателем, но и выдающимся мыслителем, который сумел соединить восточную и западную культуры, создав прочный мост между ними.

В интервью VB.KG Зайнидин Курманов, проректор по науке Дипломатической академии МИД КР и доктор исторических наук, акцентирует внимание на необходимости осознания нацией влияния Айтматова. Он отмечает, что, воспринимая Айтматова как своего, мы порой упускаем из виду его глобальное значение и те важные идеи, которые он через своё творчество передал всему миру.

Гений, преодолевший границы и политические барьеры



- Айтматов стал символом Советского Союза, где Кыргызстан играл определённую роль. Центр его жизни сместился в Москву, где ему предоставили поддержку, необходимую для его творчества. Несмотря на его любовь к родным горам, Москва обеспечила ту творческую атмосферу, которая помогла ему раскрыть свой потенциал.

Его произведения были переведены на 174 языка, а общий тираж достиг около 80 миллионов экземпляров, что ставит его на уровень с величайшими писателями, несмотря на отсутствие Нобелевской премии. В советские времена, когда писателям награды вручались с осторожностью из-за политической напряженности, Айтматов пользовался любовью читателей по всему миру, так как его работы были понятны и близки людям разных культур. Он удачно сочетал обыденные сюжеты с универсальными человеческими переживаниями, что делало его творчество доступным для читателей из разных стран.

Переломный момент: повесть, изменившая судьбу Айтматова

- Примечательно, что повесть "Джамиля" была экранизирована не только в Советском Союзе, но и в Турции. Однако остаётся вопрос о том, почему Айтматов так и не стал лауреатом Нобелевской премии, что могло бы ещё больше укрепить его статус как представителя Кыргызстана на мировой арене.

На мой взгляд, этому есть несколько причин. В начале своей карьеры он отступил от традиционных норм кыргызского общества, как это видно в "Джамиле", где главная героиня бросает своего мужа-фронтовика и уходит к другому. Это противоречило общепринятой практике, и вызвало негативную реакцию.

Я однажды спрашивал известного специалиста по Айтматову о том, кто стал прообразом Джамили и Данияра. Он ответил, что это до сих пор остается загадкой, так как сам Айтматов не раскрыл эту тайну.

Французский писатель Луи Арагон, поддержавший "Джамилю", назвал её "Ромео и Джульеттой в горах Кыргызстана", однако эта интерпретация не совсем точна, так как Айтматов изображает простых людей, которые борются с традицией.

Критика со стороны Союза писателей Кыргызстана была весьма суровой, однако поддержка Арагона и казахского автора Мухтара Ауэзова помогла Айтматову преодолеть этот период. С тех пор его карьера пошла в гору, и его признание в мире стало неоспоримым.



Айтматов и его место среди великих: почему он оставался в тени?

- Несмотря на его исключительный талант, в советской литературе было множество выдающихся авторов, которые затмевали его. На фоне таких гигантов, как Шолохов и Горький, трудно было занять видное место. В отличие от Пушкина, который был признан задолго до революции, Айтматов воспринимался как "младший брат" в литературном сообществе.

Кроме того, его происхождение также могло повлиять на его карьеру: он был из семьи, пострадавшей от репрессий. Его отец, Торокул Айтматов, был расстрелян как "враг народа", что затрудняло молодому писателю выход на большую литературную арену до хрущёвской оттепели.

Как человек, изучавший тему репрессий, я знаю, что такие семьи сталкивались с большим количеством препятствий. Мой собственный отец также был под давлением из-за своего статуса, что ограничивало его возможности. Только с началом перестройки Айтматов получил возможность открыто говорить о проблемах, таких как наркомания, что стало возможным благодаря его публикациям в "Правде" и роману "Плаха".

Он открывал новые горизонты и поднимал актуальные темы, отражая дух времени. Айтматов стремился к свободе слова, но и в этом он испытывал давление со стороны властей.

Личные трагедии как источник вдохновения

- Глубокая утрата от потери отца оставила след в творчестве Айтматова. Он искал его могилу всю жизнь, и эта боль была для него невыносимой. Будучи национальным писателем и интернационалистом, он не следовал общепринятым клише, а поднимал важные вопросы, такие как утрата корней и идентичности.

Темы манкуртизма, которые он затрагивал, стали особенно актуальными в период борьбы за суверенитет. Айтматов активно выступал за сохранение национального языка и укрепление самосознания кыргызского народа, несмотря на то, что его мнение не всегда звучало открыто.

Он был философом, который глубоко понимал кыргызскую культуру и ценности, и его творчество вдохновляло многих. Его сказки стали основой для кино и мультфильмов, что сыграло значительную роль в развитии кыргызского кино.

Мне повезло встретиться с ним однажды, и я очень жалею, что у нас не было возможности поговорить дольше. Я долгое время работал за границей и дружил с его сыном Аскаром, и мы поддерживаем связь до сих пор.

Горбачёв выбрал Айтматова как связующего звена между Востоком и Западом

- В период перестройки Михаилу Горбачёву был нужен человек, способный соединить Восток и Запад. Это была идея, уходящая корнями в историю. Горбачёв, как образованный гуманист, мечтал о мире и дружбе между народами.

Когда он искал подходящую фигуру, чтобы выполнить эту задачу, выбор пал на Айтматова, который стал послом в Люксембурге. Эта страна символизировала объединение Европы, и Айтматов, как человек с мировым авторитетом, смог создать платформу для диалога.

Его авторитет позволил ему организовать Иссык-Кульский форум, который стал важным шагом к сближению культур. На этом форуме встретились звёзды мировой величины, которые, возможно, никогда бы не посетили Кыргызстан, если бы не приглашение Айтматова.

На второй форум уже приехал сам Горбачёв, и это стало важной вехой в изменении общественного сознания.

Это была его миссия — представлять народ и страну на международной арене, несмотря на критику, с которой он сталкивался.

Неоценимое наследие Айтматова для нации

- Я представляю тех, кто восхищается Айтматовым и жалею, что мы не осознали его значение при жизни. Нумерология предсказывает, что следующему Айтматову в Кыргызстане может понадобиться 5000 лет, и даже это не гарантировано.

Пять тысяч лет — это срок, за который произошла вся человеческая история, и, возможно, Айтматов был единственным в своём роде.

Мы не осознали, какая драгоценность находилась рядом с нами, и как его творчество могло изменить наше понимание жизни. Многие думают о потерянном времени и о том, как недооценили его при жизни.

Пока человек жив, мы не верим в его величие, но Айтматов был гуманистом, который посвятил свою жизнь служению людям и всему человечеству. Я сравниваю его с Махатмой Ганди, который также отдал жизнь за освобождение своего народа.

Сегодня особенно важно развивать образование, чтобы новые Айтматовы, Акрамовы и Абдрахмановы могли мыслить масштабно и действовать на благо человечества.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК