Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История братьев манасчы Боромбая и Чокмора Түлөберди уулу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История братьев манасчы Боромбая и Чокмора Түлөберди уулу

216
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», в которой собраны биографии и истории жизни 150 манасчы, охватывающие последние 500 лет. Автором книги является манасчы и директор театра Нурбек Талантбеков.

В книге представлены манасчы в хронологическом порядке, а манасчы Рысбай Исаков дополнил их истории стихами. Этот артист стал известен благодаря своему рекорду в Книге рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» в течение 124 часов.

Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы — это не просто форма искусства или развлечение, а нечто большее.

«Искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью исследованы. Это видно из мифов, сохранившихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы были. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и защиту народа и земли. Ни один другой вид искусства не мог оказать такое влияние, как слова манасчы. Именно поэтому такие личности, как Байтик, а также сильные духом люди, как Кыдыр Аке, считали за честь поддерживать и развивать искусство сказительства», - подчеркнул он.

А сколько имен манасчы сохранилось для потомков, а сколько осталось забытыми? Даже сейчас трудно сказать, сколько манасчы существует в обществе.

По словам автора, его задача — донести до народа имена всех манасчы. Этот список будет расширяться в будущих изданиях.

В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.

Боромбай Түлөберди уулу (1790-1866)

У Түлөберди было два сына — Боромбай и Чокмор, оба манасчы. Боромбай отличался длинной бородой и светлым лицом, а его голос завораживал слушателей, заставляя их просить о продолжении рассказа. Легенды гласят, что он жил в тяжелые времена и часто исполнял «Манас» во время путешествий, чтобы скрасить долгий путь, за что и получил прозвище «сказитель на коне».

Существует предание:

Когда Бүргө баатыр ушел из жизни, весточка об этом дошла из Мерке в Талас. Ажыбек датка собрал богатый улов для поминальных обрядов и отправился с лучшими людьми Таласа на поминки. В числе них был и Боромбай. Во время пути Ажыбек спросил:

- Как ты попрощаешься с Бүргө, с кем его сравнишь?

Боромбай ответил:

- Вы, датка, решайте: сравним ли подвиг покойного с Манасом или с недавними героями, такими как Эр Солтоной или Бердике берен?

- Как бы ты ни попрощался, пусть твои слова будут точны и проникновенны, чтобы люди, слушая, растрогались, - сказал Ажыбек.

И тогда Боромбай начал:

- Если вы не зарыдаете, то хотя бы послушайте мои слова в пути — это будет равносильно рыданиям.

Приближаясь к дому покойного, он произнес:

Кол узартып эл алган. 

Кыргызым кенен болсун деп, 

Байтак талаа жер алган.

Аты кетип алыска,

Өзүнүн тирүү кезинде, 

Атак-даңкын көп алган.

Айрылып мындай баатырдан,

Кайгы тартып эл калган.

Манастай атак-даңк алып,

Эми аркы жактан жай алган.

Жаткан жер кенен жай болсун. 

Аркы жакка барганда

Колдоочулар бар болсун, – сказал он, сравнив славу Бүргө с Манасом и отметив, что его доблесть не уступает доблести таких героев, с которыми он сам сражался — Эр Солтоной, Атаке баатыр, Бердике берен. И так он долго оплакивал его.

Чокмор Түлөберди уулу (1795-1847)

Чокмор был младшим сыном Түлөберди и с детства имел физические недостатки. Он также страдал от тяжелой кожной болезни. В итоге Түлөберди был вынужден разместить сына в отдельной юрте на берегу реки, вдали от людей, и заботиться о нем. Родители трижды в день приходили к нему, кормили и убирали. Каждый раз Түлөберди старался развеселить сына, рассказывая ему истории из «Манаса» и народные песни. Мать приносила ему теплое молоко, которое оставляла в деревянной чаше.

Однажды, когда она снова принесла молоко, Чокмор еще не проснулся. «Когда проснется — выпьет», - решила она и ушла. В это время он увидел сон.

Во сне к нему пришла красивая женщина в мужской одежде с собранными на макушке волосами. Она села рядом, поддержала его голову и сказала:

- О, дитя моё, ты почти выздоровел. Выпей всё молоко, не оставляй ни капли. Но не прикасайся к нему руками и не дотрагивайся телом — иначе останешься инвалидом. Я принесла тебе это молоко, как принесла бы своему Семетею.

Чокмор проснулся в страхе и увидел чашу, которая была в его сне. Пока он думал, как выпить молоко, не касаясь его, змея проползла из-под юрты, сунула голову в чашу и выпила немного молока. Чокмор замер: он должен был выпить, но змея уже прикоснулась к молоку.

Наконец он решился: он отрезал камыш и, сделав трубочку, выпил всё молоко. Горечь обожгла его изнутри, и он упал на подушку, чувствуя себя обессиленным.

Когда он открыл глаза, день близился к закату. Его тело и постель были мокрыми, словно после сильного пота. Чокмор ощутил небывалую легкость, как будто тяжесть, давившая на него столько лет, исчезла. Он встал и понял, что болезнь ушла, и он стал здоровым.

Тем временем мать пришла с обедом. Увидев, что сын ходит, она замерла от удивления и, заплакав, бросилась к нему. Еду она поставила перед ним. Обычно он ел совсем немного, но в этот раз съел всё и даже остался голодным.

Чокмор рассказал матери о том, что произошло. Она передала это отцу. В радости Түлөберди зарезал белого барана и устроил праздник для всего аула. Вскоре после этого они отправились к мавзолею Манаса, чтобы отдать дань уважения.

Именно там, в тринадцать лет, Чокмор впервые произнес эпос «Манас».

Согласно древним легендам, Чокмор исполнял «Семетей» более ярко и глубоко, чем сам «Манас».

К сожалению, манасчы погиб в 1847 году, получив удар копьем в сражении между кыргызами и казахами.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК