«Манасчынын тарыхы»: История братьев манасчы Боромбая и Чокмора Түлөберди уулу
В книге представлены манасчы в хронологическом порядке, а манасчы Рысбай Исаков дополнил их истории стихами. Этот артист стал известен благодаря своему рекорду в Книге рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» в течение 124 часов.
Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы — это не просто форма искусства или развлечение, а нечто большее.
«Искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью исследованы. Это видно из мифов, сохранившихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы были. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и защиту народа и земли. Ни один другой вид искусства не мог оказать такое влияние, как слова манасчы. Именно поэтому такие личности, как Байтик, а также сильные духом люди, как Кыдыр Аке, считали за честь поддерживать и развивать искусство сказительства», - подчеркнул он.
А сколько имен манасчы сохранилось для потомков, а сколько осталось забытыми? Даже сейчас трудно сказать, сколько манасчы существует в обществе.
По словам автора, его задача — донести до народа имена всех манасчы. Этот список будет расширяться в будущих изданиях.
В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Боромбай Түлөберди уулу (1790-1866)
У Түлөберди было два сына — Боромбай и Чокмор, оба манасчы. Боромбай отличался длинной бородой и светлым лицом, а его голос завораживал слушателей, заставляя их просить о продолжении рассказа. Легенды гласят, что он жил в тяжелые времена и часто исполнял «Манас» во время путешествий, чтобы скрасить долгий путь, за что и получил прозвище «сказитель на коне».
Существует предание:
Когда Бүргө баатыр ушел из жизни, весточка об этом дошла из Мерке в Талас. Ажыбек датка собрал богатый улов для поминальных обрядов и отправился с лучшими людьми Таласа на поминки. В числе них был и Боромбай. Во время пути Ажыбек спросил:
- Как ты попрощаешься с Бүргө, с кем его сравнишь?
Боромбай ответил:
- Вы, датка, решайте: сравним ли подвиг покойного с Манасом или с недавними героями, такими как Эр Солтоной или Бердике берен?
- Как бы ты ни попрощался, пусть твои слова будут точны и проникновенны, чтобы люди, слушая, растрогались, - сказал Ажыбек.
И тогда Боромбай начал:
- Если вы не зарыдаете, то хотя бы послушайте мои слова в пути — это будет равносильно рыданиям.
Приближаясь к дому покойного, он произнес:
Кол узартып эл алган.
Кыргызым кенен болсун деп,
Байтак талаа жер алган.
Аты кетип алыска,
Өзүнүн тирүү кезинде,
Атак-даңкын көп алган.
Айрылып мындай баатырдан,
Кайгы тартып эл калган.
Манастай атак-даңк алып,
Эми аркы жактан жай алган.
Жаткан жер кенен жай болсун.
Аркы жакка барганда
Колдоочулар бар болсун, – сказал он, сравнив славу Бүргө с Манасом и отметив, что его доблесть не уступает доблести таких героев, с которыми он сам сражался — Эр Солтоной, Атаке баатыр, Бердике берен. И так он долго оплакивал его.
Чокмор Түлөберди уулу (1795-1847)
Чокмор был младшим сыном Түлөберди и с детства имел физические недостатки. Он также страдал от тяжелой кожной болезни. В итоге Түлөберди был вынужден разместить сына в отдельной юрте на берегу реки, вдали от людей, и заботиться о нем. Родители трижды в день приходили к нему, кормили и убирали. Каждый раз Түлөберди старался развеселить сына, рассказывая ему истории из «Манаса» и народные песни. Мать приносила ему теплое молоко, которое оставляла в деревянной чаше.
Однажды, когда она снова принесла молоко, Чокмор еще не проснулся. «Когда проснется — выпьет», - решила она и ушла. В это время он увидел сон.
Во сне к нему пришла красивая женщина в мужской одежде с собранными на макушке волосами. Она села рядом, поддержала его голову и сказала:
- О, дитя моё, ты почти выздоровел. Выпей всё молоко, не оставляй ни капли. Но не прикасайся к нему руками и не дотрагивайся телом — иначе останешься инвалидом. Я принесла тебе это молоко, как принесла бы своему Семетею.
Чокмор проснулся в страхе и увидел чашу, которая была в его сне. Пока он думал, как выпить молоко, не касаясь его, змея проползла из-под юрты, сунула голову в чашу и выпила немного молока. Чокмор замер: он должен был выпить, но змея уже прикоснулась к молоку.
Наконец он решился: он отрезал камыш и, сделав трубочку, выпил всё молоко. Горечь обожгла его изнутри, и он упал на подушку, чувствуя себя обессиленным.
Когда он открыл глаза, день близился к закату. Его тело и постель были мокрыми, словно после сильного пота. Чокмор ощутил небывалую легкость, как будто тяжесть, давившая на него столько лет, исчезла. Он встал и понял, что болезнь ушла, и он стал здоровым.
Тем временем мать пришла с обедом. Увидев, что сын ходит, она замерла от удивления и, заплакав, бросилась к нему. Еду она поставила перед ним. Обычно он ел совсем немного, но в этот раз съел всё и даже остался голодным.
Чокмор рассказал матери о том, что произошло. Она передала это отцу. В радости Түлөберди зарезал белого барана и устроил праздник для всего аула. Вскоре после этого они отправились к мавзолею Манаса, чтобы отдать дань уважения.
Именно там, в тринадцать лет, Чокмор впервые произнес эпос «Манас».
Согласно древним легендам, Чокмор исполнял «Семетей» более ярко и глубоко, чем сам «Манас».
К сожалению, манасчы погиб в 1847 году, получив удар копьем в сражении между кыргызами и казахами.
Обсудим?
Смотрите также: