Буллинг, рэкет, жестокость в школах. Как помочь детям, рассказала психолог
Редакция Kaktus.media обратилась за мнением к детскому и подростковому психологу Елене Малкиной, чтобы узнать, как можно бороться с рэкетом в школах.
- Какие стратегии взаимодействия с учителями и администрацией могут быть эффективными для решения проблемы рэкета?- В Кыргызстане реализовались несколько инициатив, направленных на борьбу с рэкетом в учебных заведениях, однако эта проблема по-прежнему актуальна. В одной из школ Каракола мы организовали "школьные службы примирения", в которых старшеклассники, прошедшие обучение по конфликтологии и медиации, выступали в роли медиаторов. Проект длился один учебный год и имел положительные результаты для учеников, родителей и преподавателей, благодаря поддержке школьного психолога и социального педагога.
Решение этой проблемы невозможно без участия как родителей, так и учителей.К тому же, важную роль играют инспекторы по делам несовершеннолетних. Дети должны получать информацию о том, когда обычная шалость переходит в правонарушение, от авторитетного источника в форме. Если такой разговор ведет родитель, это одно, а если это представитель закона, то восприятие будет другим. Дети могут не воспринимать серьезно предупреждения родителей, если сами наблюдали за преувеличениями.
Значительна и работа "совета профилактики", который должен действовать не формально, а активно, чтобы обеспечить хорошие результаты сотрудничества между школой и родителями.Российские коллеги предлагают создать бесплатные дистанционные психологические службы для школьников, чтобы помочь справляться с высокими уровнями стресса. В нашей стране ситуация с психологической поддержкой в школах оставляет желать лучшего, особенно в регионах, где ощущается нехватка специалистов.
Подросткам часто трудно справляться с проблемами, и нередко они совершают противоправные действия из-за отсутствия поддержки.Ранее мы предлагали программу, направленную на развитие устойчивости подростков к стрессу и жизненным трудностям. Она основана на методическом пособии "Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании" (составители: Борисенко О. В., Матерова Т. А., Ховалкина О. А., Шамардина М. В.).
Программа охватывает весь учебный год и включает взаимодействие администрации, учителей, родителей и самих подростков. Главная цель - научить их справляться с негативными внешними воздействиями и превращать трудности в возможности для роста. Однако, к сожалению, тогда наша инициатива не получила поддержки от администрации школы.
- Как помочь ребенку противостоять давлению со стороны сверстников и не поддаваться на угрозы в виде вымогательства?- Самое главное - создать доверительные отношения между детьми и родителями, чтобы дети чувствовали свою ценность. Одинокому ребенку сложно противостоять группе старших сверстников, и обращаться за помощью к взрослым не должно восприниматься как слабость.
- Родители должны объяснить, в каких ситуациях стоит обращаться за помощью, а в каких можно справиться самостоятельно.
- Следует обучать ребенка навыкам психологической защиты и эффективному общению. Важно также научить его отстаивать свои интересы и распознавать манипуляции.
- Детей необходимо учить говорить "нет", чтобы они понимали, в каких ситуациях это уместно для их защиты.
Если ребенок сталкивается с вымогательством, необходимо сразу же сообщить об этом классному руководителю и администрации, а в случае бездействия - обратиться в правоохранительные органы. Важно вовремя корректировать поведение рэкетиров, чтобы они не стали преступниками или домашними тираном. Но важно также разобраться в ситуации, ведь иногда у таких детей просто нет еды, особенно в подростковом возрасте. Помощь нужна и тем, кто совершает вымогательство.
- Как поддержать ребенка, если он не хочет идти в школу и не объясняет причины?- Существует множество причин, по которым дети могут не хотеть ходить в школу. Проблемы с обучением - одна из самых обычных. Когда у ребенка в тетради полно ошибок, а взрослые считают его просто ленивым, но истинные проблемы остаются без внимания, желание посещать школу снижается.
Следует обратить внимание на изменения в поведении: замкнутость, раздражительность, потерю интереса к жизни, а также проблемы со сном и аппетитом. Если у ребенка появляются синяки или ссадины, которые он не может объяснить, это также сигнал. Поговорите с ним, выслушайте и постарайтесь понять его переживания.
У ребенка должно быть уверенность в том, что он может доверять родителям и что это не его вина. Скажите ему, что вы сделаете все возможное для его защиты.Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или детскому специалисту. Они могут оказать поддержку вашему ребенку в преодолении эмоционального стресса и обучить его навыкам разрешения конфликтов.
Важно поддерживать ребенка и показать ему, что он не одинок в своих переживаниях, а вы готовы действовать.
В предыдущих материалах Kaktus.media вы можете узнать о том, что такое буллинг и как с ним бороться детям и родителям. Также вы найдете информацию о том, что делать родителям и школе с буллингом, и о том, как создать безопасную среду, где дети могут сообщать о случаях буллинга без страха. А также о том, как совместно с родителями, школой и законодательством бороться с буллингом.
Обсудим?
Смотрите также: