Победа на Бишкекском кинофестивале. Сценарий, написанный сердцем

Айзада Амангельды — опытный драматург, продюсер и режиссер. Она окончила ВГИК по специальности «драматургия». Участие в Каннском кинофестивале и победа на третьем Бишкекском кинофестивале (в центральноазиатском конкурсе) в категории «Лучший сценарий» за фильм «От» — это важные вехи в её карьере.
В интервью для 24.kg Айзада поделилась своим опытом в киноиндустрии, рассказала о победе на Бишкекском кинофестивале и участии в Каннском, а также обсудила трудности, с которыми сталкиваются женщины в этой сфере.
Путь от литературы к кино
Я всегда стремилась к кино, ведь с детства увлекалась чтением. Мне нравилось углубляться в характеры героев, а не просто поверхностно воспринимать произведения. Я могла за ночь прочитать целую книгу.
В лицее я познакомилась с «Макбет» Шекспира, и его сюжет произвел на меня сильное впечатление. Это стало толчком к тому, чтобы начать писать собственные истории. У меня всегда была мечта увидеть свои рукописи на экране и вдохнуть в них жизнь.
Семь лет к ВГИКу: путь настойчивости
В ВГИКе я проходила практику в мастерской известного кинодраматурга Юрия Арабова, который первым из постсоветского пространства завоевал приз Каннского фестиваля за сценарий к фильму «Молох» Александра Сокурова.
Однако, прежде чем попасть в этот университет, я подавала документы каждый год, начиная с 2014 года, и каждый раз получала отказ. Это не сломило мою решимость, и на седьмой раз я наконец поступила.
Обучение в Москве подняло мой профессиональный уровень и дало invaluable опыт. Я горжусь тем, что училась у Арабова.
Темы, о которых сложно говорить
Я работала в различных жанрах, писала сценарии для промо-роликов, документальных фильмов и сериалов.
Одним из успешных проектов стал сериал «Мурас» Руслана Акуна. Мы с Камчибеком Салморбековым работали над сценарием, проводя опросы в детских домах и приютах, слушая истории детей. Это был трудный, но важный процесс. Все, что показано в сериале, — это суровая реальность, и каждая серия затрагивает острые социальные проблемы.
Победа на Бишкекском кинофестивале: психологический триллер «От»
Сценарий, который принес нам победу на третьем Бишкекском кинофестивале, — это фильм «От», который снял режиссер Радик Эшимов.
Работа над сценарием была совместной с Дастаном Мадалбековым. Это психологический триллер о жизни одной семьи.

Наша цель при создании сценария заключалась не просто в том, чтобы рассказать историю, а в том, чтобы дать голос тем, кого обычно не слышат.
Мы провели глубокое исследование, общались с пострадавшими в кризисных центрах и консультировались с экспертами. Эти разговоры были эмоционально тяжелыми, но крайне важными для создания сценария фильма «От».
В условиях роста случаев насилия в Кыргызстане мы понимаем, что молчать нельзя. Общество часто оправдывает насилие, обвиняя жертв, что и отражено в фильме, не замечая истинных виновников.

Работа над такой тяжелой темой иногда вызывала творческое выгорание, но продюсер Данияр Болотбеков помогал нам находить детали, которые мы могли упустить. Это было значительным вкладом в создание психологического триллера.
Совсем скоро фильм «От» дебютирует на международном фестивале Fantasia в Монреале, который входит в тройку лучших кинофорумов мира.
Каннский фестиваль как шаг в будущее
Каннский фестиваль — это сердце мирового кино. Процесс разработки нашего проекта там стал для нас важным шагом в развитии фильма. Мы попали на фестиваль благодаря проекту «18 жаш», который разработали совместно с Назгул Долоткелдиевой. Он вошел в шорт-лист Munich Film Up — семимесячной программы менторства для начинающих режиссеров. Мы были среди шести лучших из трехсот претендентов.


С 2024 года мы с Назгул Долоткелдиевой занимаемся разработкой нового проекта, который рассказывает о жизни молодой девушки Дарии. В день своего совершеннолетия она сталкивается с множеством социальных проблем и давлением со стороны семьи и мусульманского сообщества, что делает её выбор довольно трудным.
Для нас Munich Film Up стал возможностью развить проект, изучить кинорынок и расширить сеть контактов.
Проблемы женщин в кино
Сексизм — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются женщины в киноиндустрии. Официальные данные показывают, что на мужчин выделяют в 3–4 раза больше средств, чем на женщин. Кроме того, женщины часто получают меньшие зарплаты и занимают второстепенные позиции.
Неясно, откуда берется такая практика, но она остается актуальной. Особенно сложно молодым девушкам, начинающим карьеру, так как они часто сталкиваются с сексуальным давлением. Я сама пережила это в начале своей карьеры. Из-за неопытности мне было трудно адекватно реагировать, и я старалась просто игнорировать подобные ситуации.
Со временем ты начинаешь разбираться в этой среде и понимать, кто есть кто. Теперь я не позволяю никому относиться ко мне подобным образом и тщательно выбираю людей, с которыми работаю.
Айзада Амангельды
Важно отметить, что в нашей стране много талантливой молодежи. Я была впечатлена дипломными работами и первыми фильмами девушек-режиссеров, которые демонстрируют высокий уровень исполнения, сопоставимый с зарубежными. Однако, к сожалению, многие из них со временем теряют мотивацию из-за недостатка поддержки и других сложностей.
Обсудим?
Смотрите также: