Почему мы обязаны помнить авиакатастрофу под Таласом
В день трагедии корреспондент VB.KG оказался на Северном кладбище, у могил экипажа этого рейса. Это совпадение стало символичным и дало возможность напомнить, что боль времени не стирает, а память не должна зависеть от годовщин.
Находясь за высокой оградой вдоль центральной аллеи, можно увидеть могилы пятерых мужчин, которые в тот день выполняли свой долг:
Командир - Андрей Иванович Фатеев
Второй пилот - Анатолий Степанович Шевченко
Штурман - Юрий Михайлович Курлаев
Бортмеханик - Григорий Тихонович Шалыгин
Бортрадист - Иван Иванович Плесканев
Могилы поддерживаются в порядке, что свидетельствует о том, что кто-то продолжает их навещать. Однако рядом нет ни мемориальной плиты, ни обелиска с именами всех жертв. Никто не пришел, чтобы отдать дань уважения. Как будто вся эта трагедия произошла с кем-то другим. Но это не просто авиакатастрофа - это трагедия, оставившая глубокие раны в десятках семей.
События 28 июня 1969 года
Самолет Ил-14Г с бортовым номером СССР-91495 вылетел в 19:36 из Таласа. Всего через 14 минут, в 19:50, он столкнулся с горным склоном в 39 километрах северо-восточнее аэропорта. Экипаж допустил ошибки в маршруте, не набрал нужную высоту и, находясь в условиях облачности, не заметил приближения к склону. Самолет разбился, загорелся, и никто не выжил.
Комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стали нарушения правил визуальных полетов. Диспетчер, зная о том, что самолет отклонился от курса, не настоял на его возвращении. Эти ошибки унесли жизни 40 человек.
Самолет был построен в 1957 году на Ташкентском авиазаводе и успел налетать более 16 тысяч часов и совершить более 14 тысяч посадок перед катастрофой.
Почему важно помнить об этом
Мы возвращаемся к этой истории не случайно. В условиях, когда в Кыргызстане активно обсуждается развитие гражданской авиации, открываются новые рейсы и восстанавливаются аэропорты, особенно важно помнить, что авиация — это не только комфорт, но и большая ответственность, точность и безопасность. Ошибки в небе могут быть фатальными.
Важно также помнить имена. Все имена. Не только членов экипажа, но и пассажиров – людей, которые сели на борт, чтобы добраться до дома, на встречу или на работу. К сожалению, в открытом доступе нет списка погибших, их фотографий, воспоминаний или страниц в истории. Есть лишь тишина.
Кроме того, нет и памятника. Ни на месте крушения, ни у могил. Такой памятник должен быть, ведь память — это не только цветы в годовщину, но и осознание того, что чужая боль — это не только чужая.
Мы призываем всех, кто знает хоть что-то о данной трагедии. Если вы помните истории пассажиров или если кто-то из погибших был вам дорог – напишите нам. Пожалуйста, расскажите. Давайте вместе восстановим лица и судьбы этих людей.
Если памятника действительно нет – он должен быть установлен. Для будущих поколений. Для всех, кто когда-либо садился в самолет, надеясь на безопасное прибытие.
Обсудим?
Смотрите также: