Институт Медиа Полиси призывает президента отклонить принятый законопроект о СМИ
Эксперты в области медиа проанализировали новый законопроект и выразили серьезные опасения
По результатам анализа, юристы Института Медиа Полиси пришли к выводу, что одобренная версия законопроекта о СМИ, принятого Жогорку Кенешем, содержит положения, которые значительно сужают рамки функционирования средств массовой информации в правовом поле Кыргызстана.
Эксперты озвучили свои главные опасения:
1. Обязательная регистрация
В первую очередь вызывает беспокойство требование об обязательной регистрации СМИ и расширение полномочий кабинета министров. В первоначальной версии законопроекта регистрация СМИ была добровольной, что позволяло изданиям самостоятельно решать, требуется ли им регистрация. Однако в новой редакции, принятой 16 июня, регистрация становится обязательной для всех медиа (п. 3 ст. 13), а порядок регистрации, перерегистрации и отмены регистрации передается на усмотрение кабинета министров (п. 6 ст. 13). Это означает, что все медиа обязаны зарегистрироваться, что лишает их права на отказ, и правила этой процедуры могут быть изменены в любой момент без участия Жогорку Кенеша и общественности.
В справке к законопроекту, опубликованной на сайте Жогорку Кенеша, отмечено, что регистрация СМИ должна иметь добровольный характер, согласно международным стандартам (ст. 19 Международного пакта о гражданских правах и другие рекомендации). Например, в России и Казахстане регистрация сетевых изданий также является добровольной.
Добровольная регистрация позволяет организациям формировать свои редакции и получать права, предусмотренные законодательством о СМИ, включая упрощенный доступ к информации. Следовательно, законодатель должен создать стимулы для владельцев сайтов регистрироваться в качестве СМИ, такие как защита источников и ускоренный доступ к информации.
Таким образом, законопроект изначально предполагал добровольную регистрацию. Согласно статье 51 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша», внесение изменений, выходящих за рамки концепции законопроекта, недопустимо. Отмена добровольной регистрации кардинально меняет суть законопроекта, запрещая распространение информации без регистрации.
В законопроект были внесены поправки без учета мнений представителей медиа-сектора, что создает серьезные риски для свободы слова в стране. Проект также противоречит Конституции Кыргызской Республики и международным нормам, так как не учитывает позиции уполномоченных органов, таких как Министерство культуры и Министерство юстиции. Анализ регулятивного воздействия был проведен с грубыми нарушениями методики, что привело к неверным выводам.
На сайте Жогорку Кенеша не были учтены многочисленные предложения и замечания, в том числе от международных организаций, касающиеся нормы об обязательной регистрации СМИ.
В случае принятия законопроекта, государственные органы получат возможность отказывать в регистрации СМИ по различным причинам, а также прекращать деятельность ранее зарегистрированных изданий без серьезных оснований. Это противоречит Конституции, которая запрещает законы, ограничивающие свободу слова и печати. Игнорирование предложений местных и международных экспертов создает серьезные риски для свободы информации.
Принуждение к обязательной регистрации веб-сайтов можно расценить как нарушение свободы СМИ. В письме от 04.11.2022 Министерство культуры также подчеркивает, что включение понятия "сетевое издание" в закон может вызвать обвинения в нарушении свободы слова. Кроме того, такая регистрация может привести к тому, что пользователи и ресурсы будут искать другие домены за пределами Кыргызстана.
Неупоминание рисков в справке-обосновании и отсутствие анализа возможных последствий также вызывает вопросы. Министерство культуры утверждает, что установить критерии для регулирования Интернета трудно, так как он не подвержен тем же ограничениям, что и традиционные СМИ.
Законопроект не содержит разграничений между традиционными СМИ и Интернет-ресурсами, что указывает на недостаток понимания природы сетевых изданий. Обязанность регистрации всех веб-сайтов приведет к увеличению численности регистрирующих органов, что негативно скажется на бюджете. В справке к законопроекту отсутствует анализ, сколько сотрудников потребуется для этого, сколько веб-сайтов будет зарегистрировано и есть ли для этого необходимая база.
Министерство культуры ошибочно заявляет, что затраты на внедрение государственного регулирования не предвидятся. Однако согласно законодательству, законопроекты, касающиеся прав и свобод граждан, должны подвергаться различным видам экспертиз, но инициаторы не привели обоснования для предложенного законопроекта.
Авторы предложений о регистрации не представили четких механизмов для этого, учитывая, что веб-сайты могут создаваться в любой точке мира. Также неясно, как законодательство будет регулировать ресурсы, зарегистрированные в других странах.
Неясно, как будет регулироваться ситуация с пользователями социальных сетей, чьи аккаунты напоминают веб-сайты. Обязанность регистрации таких ресурсов выглядит нелогично и непропорционально. Отсутствие учета технических возможностей местных провайдеров также создает дополнительные сложности.
В проекте закона под определение "сетевое издание" может попасть любая информация, размещенная на сайте, что создает путаницу. Авторы не указали, чем сетевое СМИ отличается от других электронных изданий, что свидетельствует о недостаточном понимании предмета.
Введение обязательной регистрации для всех веб-сайтов обременяет их, что противоречит Конституции и здравому смыслу. Законодательство должно применяться к материалам в Интернете, и ответственность за их содержание должна распространяться на всех, независимо от статуса.
Нормативная база для взаимодействия между участниками информационных отношений уже существует, и приравнивание веб-сайтов к СМИ будет восприниматься как расширение государственного контроля. Регистрация должна оставаться добровольной, чтобы владельцы сайтов могли самостоятельно решать, необходимо ли им это.
Согласно рекомендациям Комитета по правам человека ООН, любые ограничения на работу веб-сайтов должны быть обоснованными и не нарушать свободу выражения мнений. Общие запреты, такие как обязательная регистрация, недопустимы и противоречат нормам Конституции и международным стандартам.
2. Вопросы иностранного участия
Законопроект также запрещает участие иностранных юридических лиц с более чем 35% иностранного капитала в качестве учредителей СМИ, что может угрожать множеству независимых медиа. Во многих странах такое участие не считается угрозой, если структура собственности прозрачна.
В странах ЕС акцент делается на антимонопольное регулирование, что предотвращает чрезмерную концентрацию медиарынка и гарантирует плюрализм мнений. Например, если несколько СМИ принадлежат одному лицу, это уже не разнообразие, и антимонопольные органы могут заблокировать сделку.
Европейский союз также стремится к обязательной прозрачности собственности СМИ, включая конечных бенефициаров, что помогает контролировать концентрацию медиа в руках немногих. Это важный шаг для обеспечения конкуренции и разнообразия контента.
3. Упразднение термина «независимый журналист»
В проекте закона предлагается определение журналиста как работника, занимающегося сбором и распространением информации только для зарегистрированных СМИ. Это противоречит действующему законодательству, которое уже регулирует права и обязанности журналистов.
Изменение в определении термина "журналист" приводит к исключению независимых журналистов из правового поля. Если регистрация СМИ отменяется, журналисты теряют возможность распространять информацию.
4. Ограничение информации
Предлагается запрет на распространение информации, разжигающей ненависть и дискриминацию. Рабочая группа предложила уточнить формулировки для соответствия международным стандартам, так как общие запреты могут быть неправильно интерпретированы.
В связи с вышеизложенным, мы призываем президента Садыра Жапарова отклонить данный законопроект, поскольку:
- Обязательная регистрация создает барьеры и возможности для давления на СМИ. Рекомендуется вернуть добровольный характер регистрации для поддержки независимости медиа.
- Процедуры регистрации должны быть четко прописаны в законе, а не зависеть от исполнительной власти, чтобы избежать злоупотреблений.
- Вместо запрета иностранным юридическим лицам, необходимо внедрить прозрачные механизмы регулирования для плюрализма на медиарынке.
- Для предотвращения скрытого влияния следует обеспечить прозрачность структуры собственности и регистрацию конечных бенефициаров.
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: