Главные новости » Общество » Сравнительный анализ Академий наук стран Евразийского экономического союза
Общество

Сравнительный анализ Академий наук стран Евразийского экономического союза

244
Сравнительный анализ Академий наук стран Евразийского экономического союза


Доктор исторических наук Михаил Васильевич Стрелец из Республики Беларусь представил результаты сравнительного анализа реформ, затронувших ключевые научные институты на постсоветском пространстве, как сообщает "Независимая газета".

Академии наук в государствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — России, Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане — за последние 5–10 лет претерпели значительные изменения. Эти преобразования были вызваны необходимостью модернизации научной сферы и увеличения ее вклада в экономическое развитие, и процесс реформирования продолжается.

Перемены в Казахстане

27 марта 2025 года в Алматы состоялся съезд республиканского общественного объединения "Национальная академия наук Республики Казахстан" (РОО "НАН РК"), на котором было единогласно решено о самоликвидации этой организации. В результате в Казахстане осталась лишь одна Академия наук, действующая при президенте страны, как сообщает Tengrinews.kz. Это решение не было спонтанным.

После распада Советского Союза казахстанская Академия наук претерпела значительные изменения. В 1990-е годы Национальная академия наук Казахстана (НАН РК) фактически утратила государственное финансирование и стала общественной организацией (РОО "НАН РК"), а многие научные учреждения были переданы под управление министерств или вузов. С 2011 года координацию научной деятельности осуществлял Комитет науки при Министерстве образования и науки (МОН РК).

В итоге Академия наук превратилась в клуб ученых без реальных полномочий. Однако в последние годы произошел поворот в политике: руководство страны решило восстановить Академию наук в качестве государственного органа.

В 2022 году под руководством президента Касым-Жомарта Токаева началась реформа академической науки в Казахстане. Как сообщает вышеупомянутое издание, "Национальная академия наук при президенте Казахстана была создана в 2023 году: обеспечено стабильное финансирование, проведены открытые выборы академиков. Академия теперь имеет государственный статус и отвечает за стратегическое развитие науки и взаимодействие с международным научным сообществом. Принятый в 2024 году закон о "Науке и технологической политике" наделил академию особым статусом Высшей научной организации".

Таким образом, в Казахстане сложилась своего рода "двуглавая" структура в области науки. В сентябре 2024 года министр науки и высшего образования Саясат Нурбек заявил, что в стране будут функционировать две академии: старая Академия наук как республиканское общественное объединение и новая — при президенте. Он отметил, что вопрос о дальнейших конкурсах в новую академию будет поднят позже.

Тем не менее "сильные ученые" подняли этот вопрос раньше, чем ожидал министр. В пресс-релизе, опубликованном после мартовской встречи РОО НАН РК, сообщается о "историческом решении о трансформации членов Академии РОО НАН РК в состав ВНО (Высшей научной организации) НАН РК при президенте Казахстана с последующей самоликвидацией негосударственной формы академии наук". В самоликвидировавшейся академии отметили, что это позволяет устранить дублирование с новой академией при президенте и укрепить ее статус как единого научного центра.

"Объединенная академия продолжит традиции научной системы, которой в следующем году исполнится 80 лет", — говорится в пресс-релизе.

Таким образом, в Казахстане на сегодняшний день существует двухуровневая система управления наукой: Министерство науки и высшего образования (МНВО) отвечает за политику и финансирование, тогда как Высшая научная организация НАН РК при президенте занимается экспертной поддержкой и развитием фундаментальной науки.

Тем не менее за последнее десятилетие число публикаций казахстанских ученых в международных журналах Scopus увеличилось более чем вдвое. Качество исследований улучшается благодаря международным коллаборациям: около 40% статей сейчас публикуются совместно с зарубежными коллегами. Количество патентов и заявок также растет: в 2022 году казахстанские научные организации получили более 240 патентов, хотя лишь четверть из них внедряется в производство.

К числу значительных достижений последних лет можно отнести разработку казахстанской вакцины QazVac против COVID-19 (НИИ проблем биобезопасности МНВО), запуск спутника дистанционного зондирования Земли и создание новых сортов пшеницы, устойчивых к засухе (Казахский НИИ земледелия).

Несмотря на положительные результаты, казахстанская наука сталкивается с рядом серьезных проблем. Одна из них — маленькая доля частного сектора: более 2/3 всех расходов на науку составляют государственные вложения, а бизнес не проявляет активного участия (за исключением сырьевых компаний). Вторая проблема — нехватка кадров: в таких областях, как ИИ, геномика и программное обеспечение, наблюдается дефицит исследователей, многие из которых уехали за границу или работают в частном секторе.

Состояние материально-технической базы также оставляет желать лучшего: многие лаборатории в регионах устарели, а научная инфраструктура сосредоточена в Алматы и Астане. Правительство планирует создать Национальный научно-технологический хаб — "академгородок" в Алматы. Кроме того, существует проблема непостоянства политической стратегии: в 2010-х годах система управления наукой несколько раз менялась.

Модернизация в Беларуси

Национальная академия наук Беларуси (НАНБ) сохранила классическую модель, аналогичную советской, оставаясь главным научным центром страны. В постсоветский период не проводились радикальные реформы, как в России; академия продолжает управлять сетью научно-исследовательских институтов и лабораторий. Однако в последние годы НАНБ модернизировала свою структуру, создав новые научные организации, такие как Парковый высокотехнологичный кластер, и объединив некоторые институты, что усилило координацию исследований.

Руководство академии активно сотрудничает с государственными органами: президент регулярно проводит встречи с руководством НАНБ, а указы президента определяют стратегию научной деятельности. Например, указ № 497 (2015) закрепил за НАНБ статус главного органа по научно-технической политике и расширил ее функции по коммерциализации разработок.

Организационно НАНБ подчиняется Совету министров, но обладает значительной автономией в научных вопросах.

По данным Государственного комитета по науке и технике, количество публикаций белорусских ученых в международных базах данных (Web of Science, Scopus) увеличилось на 20% за последние пять лет, а индекс цитирования возрос на 15%. Особенно активно развиваются направления, где Беларуси удалось сохранить советское наследие: материаловедение, химические технологии, аграрные науки.

Например, Институт тепло- и массообмена им. Лыкова стал одним из ведущих мировых центров по термофизике, а Институт картофелеводства вывел новые сорта, экспортируемые в соседние страны.

Несмотря на стабильную организационную структуру, НАНБ испытывает хроническую нехватку средств на модернизацию оборудования: износ приборной базы в некоторых институтах превышает 60%. Еще одной проблемой является утечка мозгов: молодые перспективные специалисты уезжают за границу (в ЕС или Россию), особенно в сфере ИТ и естественных наук.

В целом белорусская Академия наук старается найти баланс между сохранением фундаментальной школы и адаптацией к рыночным условиям, избегая резких потрясений. Однако перед ней стоит задача интеграции в международное научное сообщество в условиях геополитических ограничений.

Планы на Academic City в Армении

Национальная академия наук Армении (НАН РА) традиционно управляет сетью из 35 научно-исследовательских институтов и является самоуправляемой организацией со специальным статусом. До недавнего времени НАН РА сохраняла свою автономию и структуру, аналогичную советской, при этом Президиум академии определял научные направления, а институты финансировались из бюджета через академию.

Однако после 2018 года, с приходом к власти нового правительства во главе с Николом Пашиняном, начался процесс пересмотра роли академии. Правительство решило, что научные учреждения отделены от высшего образования, и анонсировало реформу — создание "Научно-образовательного города" (Academic City). Планируется объединение многих научных институтов с ведущими университетами в единый кампус к 2030 году в Аштараке.

Согласно концепции, институты НАН РА будут интегрированы в университеты и крупные кластеры, а сама академия преобразится в экспертный консультативный орган без административного подчинения. Заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Жанна Андреасян отметила, что роль Академии наук изменится, и ее институты войдут в состав укрупненных университетских структур.

Эти реформы вызвали споры: руководство НАН РА выразило обеспокоенность по поводу утраты академической автономии, считая законопроекты угрозой для развития фундаментальной науки. Тем не менее правительство решительно настроено на модернизацию системы: в 2022 году часть институтов была передана новому Комитету по науке, а в 2023 году началось укрупнение вузов как этап интеграции с научными институтами.

Таким образом, структура управления наукой в Армении находится в состоянии перехода: традиционная НАН РА по-прежнему функционирует, но параллельно Министерство образования и науки через свой Комитет по науке берет на себя все больше функций. Реформа сложна, и ее успех будет зависеть от согласования действий всех сторон.

Несмотря на сложности, армянская наука сохраняет сильные направления, такие как физика (особенно астрофизика и радиофизика), математика, ориенталистика и биохимия. Продуктивность измеряется не только количеством публикаций, но и их качеством. В 2022 году армянские ученые опубликовали около 800 статей в журналах Scopus — это больше, чем в любой предыдущий год (для сравнения: в 2010 году было 400). Индекс цитирования также увеличился на 17% за последние пять лет. Тем не менее Армения занимает место в восьмом-десятом десятке стран по публикационной активности.

Для обеспечения эффективности введена обязательная отчетность институтов: ежегодно каждый из них представляет правительству отчет с ключевыми показателями — публикации, цитируемость, патенты и контракты. Некоторые армянские институты достигли мирового уровня, например, Институт математики НАН РА участвует в глобальных коллаборациях по теории струн, а Бюраканская астрофизическая обсерватория продолжает выдавать ценные данные о галактиках и вспышках, участвуя в международных проектах.

Таким образом, армянская академическая наука нуждается в обновлении и интернационализации для повышения своей результативности. Армения стоит перед сложной задачей: ограниченные ресурсы против амбициозных целей. Реформа Академии наук вызывает опасения у части научного сообщества — существует риск утраты лучших кадров, если изменения будут слишком резкими или недостаточно финансово поддержанными. Финансирование долгосрочных фундаментальных исследований остается критической задачей, так как акцент на "быстрых результатах" может привести к игнорированию основополагающей науки.

Тем не менее реформа внушает надежду: если удастся создать Academic City, объединить ресурсы университетов и НАН, улучшить инфраструктуру (включая современные лаборатории), то армянская наука получит новые возможности. Ключевым показателем успеха станет способность Армении удержать талантливую молодежь и вернуть тех, кто уехал.

Также важным является общественное признание науки: президент НАН РА (1993–2006) Фадей Саркисян подчеркивал, что нельзя превращать академию в "министерство социального обеспечения для ученых". Необходимо добиваться реальных результатов, иначе общество не поймет, зачем финансировать науку.

Реформа в Кыргызстане

Национальная академия наук Кыргызской Республики (НАН КР) долгое время сохраняла структуру, унаследованную от советской эпохи, и сталкивалась с хронической нехваткой ресурсов. В 2016 году была принята "Концепция реформирования науки", которая затронула и НАН КР. В соответствии с ней были оставлены 20 из 24 научно-исследовательских институтов, а управленческий аппарат академии был сокращен — количество вице-президентов уменьшилось с четырех до одного, институт советников был упразднен. Также была обновлена законодательная база: принят закон "О Национальной академии наук КР" и новый устав академии, который закрепил ее особый статус и защиту имущества.

Президент Садыр Жапаров, пришедший к власти в 2020 году, инициировал новые реформы. В 2023 году был подготовлен законопроект, который был принят в апреле 2025 года, расширяющий автономию академии и меняющий систему управления. Теперь президента НАН КР будет назначать лично глава государства (ранее это делало научное сообщество). Президенту академии предоставлены новые полномочия: он сможет самостоятельно назначать руководителей отделений, распределять бюджетные средства и доходы от хоздеятельности, утверждать структуру аппарата. Академия также получила право на внебюджетную деятельность: привлекать гранты, участвовать в госпрограммах и сдавать имущество в аренду.

Таким образом, происходит централизованное управление, при этом государство берет на себя контроль над ключевыми назначениями, рассчитывая, что через лояльного и эффективного президента НАН будут проведены необходимые изменения. В то же время предоставление финансовой самостоятельности должно повысить заинтересованность академии в эффективном использовании ресурсов.

Научная продуктивность Кыргызстана в целом невысока: ежегодно публикуется лишь несколько сотен научных статей в международных изданиях. Многие институты НАН КР практически не имеют научного выхода — их работы ограничиваются локальными отчетами. Президент Жапаров в 2024 году раскритиковал академию, отметив, что "реальная научная продуктивность и новые открытия практически отсутствуют, возникает вопрос о неэффективном расходовании средств".

Основной задачей реформ является повышение результативности. Первые шаги включают обновление кадров: увольнение неэффективных сотрудников и омоложение руководства институтов, новые директора были назначены в нескольких учреждениях. Второй шаг — внедрение системы KPI: новый закон позволяет президенту НАН распределять бюджет в зависимости от результативности отделений. В планах — аттестация институтов с возможной реорганизацией или присоединением к вузам через несколько лет.

Что касается научных публикаций, их количество остается крайне низким, а патентная активность практически отсутствует: в 2023 году НАН КР подала всего пять патентных заявок. Успехи в науке часто зависят от энтузиазма отдельных ученых. Кыргызстан славится своей сейсмологической школой, данные Института сейсмологии ценятся в регионе. Также на высоком уровне находятся исследования в области гляциологии и климатологии — работы по таянию ледников Тянь-Шаня публикуются совместно с учеными из Швейцарии и США. В медицине НИИ кардиологии внедрил новые методы лечения, снижающие смертность.

Кадровая деградация и старение исследователей могут привести к тому, что через 10–15 лет в стране не останется критически важных специалистов. Реформа должна решить эту проблему. Изменить устоявшиеся практики непросто: нужны новые люди и принципы прозрачности. Реформы только начинают приносить результаты: отреставрированное здание, повышение зарплат, новые законы — и важно, чтобы этот процесс не остановился. Президент Жапаров образно выразился: "Академия должна быть центром бурной деятельности, а не музеем". Будущее покажет, удастся ли Кыргызстану сохранить свою науку и интегрировать ее в развитие страны.

Реформа в России

В 2013 году в России была проведена наиболее масштабная реформа Академии наук. Закон № 253-ФЗ (2013) ликвидировал отраслевые академии (медицинскую и сельскохозяйственную) путем их присоединения к Российской академии наук. В то же время было создано новое учреждение — Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому были переданы имущественные и административные функции РАН.

Таким образом, РАН утратила прямое управление сетью научных институтов (около 1000 организаций были переданы в ведение ФАНО) и сосредоточилась на научном сопровождении государственной политики. Реформа вызвала сопротивление научного сообщества, но продолжалась поэтапно до 2018 года.

В 2018 году реформа была объявлена завершенной: в мае ФАНО было расформировано, а его функции переданы вновь созданному Министерству науки и высшего образования РФ. Также законом 2018 года расширены полномочия РАН в научной сфере (в частности, влияние на аттестацию руководителей институтов). В итоге РАН сейчас функционирует как национальный научный советник, однако административное управление институтами осуществляется правительством через министерство.

Одной из целей реформы было повышение эффективности исследований и наукометрических показателей (публикаций, цитирований). По данным РАН, в 2010-е годы наблюдался определенный рост публикационной активности российских ученых: доля России в мировом количестве научных статей достигла 2,5%. В 2017 году проведена обширная оценка работы академических институтов: из 454 организаций 142 были признаны лидерами, 205 — сильными, а 107 — отстающими. По результатам оценки слабейшие институты подверглись реорганизации или закрытию.

Российская наука сталкивается с множеством вызовов: старение кадров, нехватка молодых талантов, бюрократизация управления и ограниченность финансирования. Последнее, впрочем, является общей чертой академической науки на всем постсоветском пространстве.

Реформа РАН 2013–2018 годов принесла противоречивые результаты. С одной стороны, удалось навести порядок в имущественных вопросах, увеличено финансирование через фонды и оптимизирована сеть институтов. С другой стороны, многие ученые считают, что реформа привела к "новому перераспределению собственности" и ослабила академию как самостоятельный научный центр. Из уставных целей РАН исключено проведение научных исследований.

Конфликты между руководством РАН и государственными чиновниками в первые годы реформы затрудняли развитие. К 2023 году новое руководство РАН и правительство частично восстановили баланс: академия вновь участвует в формировании научной повестки и экспертизе государственных программ. Однако системные проблемы, такие как низкая доля частного сектора в финансировании и утечка кадров, требуют дальнейших решений.

Российская академия наук находится в постреформенном периоде, продолжая адаптироваться к новой роли "национального научного советника".
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК