Главные новости » Общество » Жизнь в регионах: В Баткене близ места захоронения мумии женщины из Исторического музея растет дерево-гигант, за обрезку которого когда-то казнили
Общество

Жизнь в регионах: В Баткене близ места захоронения мумии женщины из Исторического музея растет дерево-гигант, за обрезку которого когда-то казнили

176
В Баткенской области, в селе Кара-Булак, произрастает впечатляющий чынар (платан), для обхвата которого требуется усилие восьми человек. У корней этого дерева бьет родник, который является жизненно важным источником воды для всего населенного пункта.
Ранее прохладная вода из родника, которая не прекращала течь ни зимой, ни весной, достигала города Баткен. Однако сейчас, по словам местных жителей, запасов воды хватает лишь для нужд своего села.

Абдиллаким Абдураимов, один из жителей Кара-Булака, сообщил, что родник известен как Суу-Башы. Он объяснил, что источник расположен здесь благодаря близости жайлоо, хотя воды там недостаточно. Скот также приходит к этому роднику на поение. Сложно сказать, когда и кем был посажен чынар, растущий рядом, но весной он распускает свои почки и вновь зеленеет. Вода, которая поднимается из-под него, остается чистой и холодной на протяжении всего года. В прошлом жители Кара-Булака, Бужума, Баткена и окрестных сел пили воду из этого родника. В те времена здесь не было каналов, и поток воды напоминал полноводную реку. Хотя часть воды впитывалась в землю, ее все же хватало для всех. Сегодня же в селе наблюдается нехватка водных ресурсов. Абдураимов отметил, что этот источник является даром для народа, и каждый год люди приходят сюда, чтобы совершать жертвоприношения и паломничество.

Некоторые местные жители выдвигают гипотезу, что вода из родника может поступать с жайлоо Дөңмөн [Донмон] в Баткенском районе и даже пытались это подтвердить. Например, когда в воду Дөңмөн добавляли краситель, из родника текла вода такого же цвета.

Несмотря на усилия по увеличению объема воды из родника, работы до сих пор не завершены.

Историк Айтунук Казакова рассказала, что этот чынар уже давно растет в районе Мыктым-Гор, известном благодаря захоронению мумифицированной женщины из Исторического музея. По ее словам, существовали слухи о наличии родника в этом месте. Если Мыктым-Гор относится к историческим объектам, датируемым II-IV веками до нашей эры, то и чынар, возможно, существует с того периода. В древности за срезание ветви этого дерева могли вынести смертный приговор, поскольку его считали священным и обладающим чудодейственной силой. Люди верили, что обняв его, можно удлинить свою жизнь.

Казакова также отметила, что в 2007 году из родника потекла красная вода, что произошло из-за того, что жители Жоро и Мамашарип добавили что-то в воду в Дөңмөн. Это открытие подтвердило, что вода из двух источников идентична. Они много лет пытались открыть родник и увеличить объем воды, и местные жители оказывали им помощь, однако, по ее мнению, эту проблему следует решать на государственном уровне.

Неподалеку от родника берет начало Кара-Суу, который также обеспечивает водой жителей села. Здесь построен водоем, и вода поступает к людям по трубам. Этот источник дал название селу Кара-Булак.

Село Кара-Булак является частью Суу-Башинского айыл окмоту и имеет население 3760 человек. В селе функционируют 7 мечетей, 2 детских сада и 2 средние школы.

Историческое значение Кара-Булака подтверждается находками на территории Мыктым-Гор. Здесь была обнаружена мумифицированная женщина, предположительно жена фараона, а также множество других исторических артефактов, исследование которых еще не завершено.

_________________
В начале октября 2017 года в Мыктым-Гөр Баткенской области захоронили мумию девушки, которая хранилась в Национальном историческом музее около 60 лет.

Мумия была найдена во время раскопок, проводимых ленинградскими археологами под руководством Юрия Баруздина в 1956 году. Тело было обнаружено в могильнике в Кара-Булаке и затем передано в исторический музей столицы. Мумия датируется I-V веками нашей эры.

Экстрасенс Таалайгуль Норсек кызы, являющаяся правнучкой известного прорицателя и мыслителя Арстанбека Булаш уулу, заявляла, что мумия древней девушки в Историческом музее — это мумия Баткенской царицы, жившей в начале V века. Ее звали Анфиса, и она была третьей женой фараона Аманхатепа. По словам Норсек кызы, ее отравили старшие жены царя в возрасте 27 лет, и у нее остались двое сыновей. Фараон Аманхатеп похоронил свою любимую жену с почестями.

В Министерстве культуры, информации и туризма объяснили, что захоронение мумии было необходимым шагом для ее сохранения и предотвращения дальнейшего высыхания. Оставшиеся кусочки кожи и одежды были отправлены на исследование для определения происхождения мумии с использованием современного оборудования.

Однако ученые выступили против этого решения, требуя эксгумации мумии и отставки министра культуры за мракобесие.

Некоторые медиумы поддержали захоронение, утверждая, что к ним поступают аяны от девушки, просящей о захоронении, и предсказывающей, что это принесет благополучие стране.

В Жогорку Кенеше была создана депутатская комиссия, которая рекомендовала вернуть мумию в Исторический музей.

Министр культуры ушел в отставку в конце октября 2017 года.

В стенах Жогорку Кенеша депутаты отмечали, что экспонат, по некоторым данным, стоил до 500 тыс. долларов. «Кто-то предлагал купить эту мумию, это был очень ценный экспонат, возможно, единственный в Центральной Азии. И за такой экспонат вы обошлись выговором? Надо было хотя бы освободить с должности», - заявил депутат Алмаз Токторов.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК