Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Өмүр уулу Чоюке
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Өмүр уулу Чоюке

201
На 18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», которая охватывает биографии и истории жизни 150 манасчы за последние полтысячи лет. Данная работа была подготовлена манасчы и директором театра Нурбеком Талантбековым.

В книге имена манасчы представлены в хронологическом порядке, а их истории обогащены стихами, написанными манасчы Рысбаем Исаковым, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса за 124-часовое пересказ эпоса «Манас».

По мнению Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто развлечение, а искусство, которое требует глубокого понимания и исполнения.

«Искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не были полностью исследованы. Это видно как из мифов, сохранившихся в истории, так и из тех событий, свидетелями которых мы стали. Эпос «Манас» вдохновлял людей на великие свершения, и никто не мог сравниться с силой слов манасчы. Именно поэтому такие фигуры, как Байтик и Кыдыр Аке, почитали сказительство», - отметил он.

Сколько имён манасчы известно современному обществу, а сколько осталось неизвестными? На сегодняшний день точное число манасчы остается загадкой.

Автор книги считает своей обязанностью донести имена всех манасчы до народа, и планирует дополнить список в будущих изданиях.

В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о судьбе и творчестве каждого из 150 манасчы.

Өмүр уулу Чоюке (1863-1925)

Известный сказитель Чоюке Өмүр уулу родился в селе Түргөн, на берегу озера Иссык-Куль, в роде Арык племени Бугу. Он прожил 62 года, покинув этот мир в селе Маман. Великий манасчы Саякбай Карала уулу с уважением называл его: «Чоюке — это могучий чинар, а я — лишь тонкий прутик. Он — беркут, я же — просто птичка». Слушатели говорили: «Никто не может сказывать так, как Чоюке».

Согласно легендам, Чоюке часто видел во сне эпических героев. Одна из таких историй гласит:

Однажды его отец, Өмүр, отправил четырнадцатилетнего Чоюке с Казакбаем из рода Молтой за корнями ышкын (декоративного растения) для получения краски. На хребте Кызыл-Кыя, уставшие, они легли спать. Во сне к ним пришел седовласый старик и насыпал каждому в рот щепоть проса. Позже Казакбай вспоминал: «Старик дал нам обоим просо, но Чоюке проглотил своё, а я испугался и выплюнул».

Старик в сне сказал Чоюке: «На гребне Тулпар-Таша стоят сорок юрт — обойди каждую». Юноша посетил юрты и попробовал айран из кубков, сделанных из тайтуяков (копыт жеребцов). В главной юрте его встретила белолицая старая женщина, которая вручила ему жемчужины со словами: «Пересчитай все, что тебе дано. Если не успеешь — передай потомкам. Твоя кобыла, вьюк её — два мешка песка. Доставь их домой, не расплескав. Но следи, чтобы она не ожеребилась в пути». Проснувшись, Чоюке понял, что это был вещий сон.

Есть и другая история о том, как он стал манасчы.

Однажды, дремля на перевале Кызыл-Кыя, он увидел во сне старца, который спросил:

— Ты — Чоюке? Расскажешь ли ты о «Чоң казате»?

Ранее Чоюке знал лишь фрагменты эпоса и иногда пересказывал их.

— Да, рассказываю, — ответил он.

Старец указал на восток и сказал:

— Там, верхом на черном жеребце, в черной калпаке и светлом чепкене, едет Манас баатыр с сорока воинами (кырк чоро). За ним следуют рыжевато-белый жеребец и молодой всадник в алом — это Семетей. А за ним шестьдесят верблюдов, груженных сокровищами — это Каныкей, дочь Кайыпа, а за ней — Чачыкей, дочь Темиркана. А вон — Коңурбай из Китая. Расскажи о этих событиях.

Старец оказался Бакаем и завещал Чоюке отправиться в Талас и поклониться мавзолею Манаса.

Спустя некоторое время Чоюке действительно отправился в Талас, где провел шесть лет, а затем жил в Чуйской долине три-четыре года. Вернувшись в родное село, он вскоре уехал в Китай, где рассказывал эпос совместно с манасчы по имени Усунахун.

Ученики, такие как Мамбетаалы Ашымбай уулу, вспоминают, что Чоюке, когда дело касалось «Манаса», оставлял всё: дом, хозяйство и детей. Он брал пример с великих Акылбека и Тыныбека, но народ говорил: «Чоюке превзошёл даже своих учителей». Особенно ярко он пересказывал эпизод, когда Каныкей убегает на Тайтору — в этот момент даже самые суровые мужчины не могли сдержать слез. По мнению знатоков, Саякбай великолепно унаследовал именно этот эпизод от своего учителя Чоюке, что подтверждает их духовную связь.

Саякбай впервые встретился с Чоюке в 1924 году в доме Кыдыр аке на жайлоо Аңырты. Тогда Кыдыр аке сказал:

— Чоюке, сынок, передай Саякбаю всё своё искусство, знания и наставления.

Затем он обратился к Саякбаю:

— Сынок, пусть дух Манаса оберегает тебя. Пусть тебе суждено будет достичь вершин великого эпоса, да будет открыт твой путь!

После этого наставник и ученик отправились через жайлоо Сары-Төр в сторону Каракола и долины Кашка-Суу.

Саякбай вспоминал: «Чоюке был высоким, светлолицым мужчиной с короткой бородкой». Он сравнивал талант своего учителя с могучим чинаром. Чоюке, кроме эпоса «Манас», также мастерски пересказывал малые эпосы, такие как «Эр Төштүк», «Жаныш-Байыш», «Жүгөрү».

Выдающийся манасчы Чоюке Өмүр уулу стал символом кыргызского сказительства, что нашло отражение в поэме Рысбая Исакова «Манасчылар», где он воспевается среди величайших сказителей народа:

Өтмүштөн баары иргелген,

Өмүрүң турат ирмемден.

Жакшылык ишти жасап өт,

Жашооңдо ушул бир келген.

Калыстык жолдон тайбагын,

Калбаган дүйнө кимдерден?

Үлгү алып мыкты жандардан,

Үйрөнгүн өмүр сүргөндөн.

Айтайын дагы бир жанды,

Адилдик ишти сүйгөндөн.

Айкөлдөп ураан чакырса,

Ажыдаар сындуу сүр келген.

Санатын алып устат деп,

Саякбай өзү үйрөнгөн.

Чок болуп жанып илеби,

Чоюке өткөн Түргөндөн.

 
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК