Потомки 2 братьев, переселившихся с Иссык-Куля в Узген и Токтогул, встретились спустя 300 лет
Эту встречу организовали их потомки из родов «буларкы», «соно» и «кедей» («кески»), проживающие в Ак-Суйском районе, с родственниками из Токтогульского и Узгенского районов.
На встрече побывал корреспондент Turmush.
Согласно санжыра (генеалогической истории), у Долон бия было два сына-близнеца – Ак уул и Куу уул. По некоторым преданиям, был и третий сын — Кызыл уул. У Ак уула родились дочь Наалы и два сына — Адигине и Тагай.
У Тагай бия было три сына – Богорстон, Койлон и Кылжыр. От Богорстона пошёл род «солто», от Койлона — род «кооз жедигер». Собственное имя Кылжыра было Сарбагыш, но его прозвали Кылжыр из-за его "скрюченной" шеи.
У Кылжыра (Сарбагыша) было два сына – Орозбакты и Дөөлөсбакты. Последнего позже называли просто Дөөлөс. Орозбакты правил народом и землей, а Дөөлөс был предводителем войска. От Орозбакты пошел род «бугу», а от Дөөлөса — род «сарбагыш».
У старшего сына Орозбакты родились пять сыновей – Болот Мырза (Арык Мырза), Асан мырза, Кара мырза, Мырзакул мырза и Токоч мырза. У Арык мырза было двое сыновей – старший, родившийся в мирное время, получил имя Балтатыр, а второй, появившийся на свет во время набега, был назван Жоотатыр.
От старшей жены Балтатыра родились два сына – Эшей и Сарыке, а от младшей жены — Эгизей и Ондон. Потомки Эшея, Сарыке и Ондона были названы в честь своих предков и стали самостоятельными большими родами. От Эгизея пошел род «беш каман». От Жоотатыра пошел род «күчүк». От «күчүка» произошли роды «байым», «сабатар», «сейитказы», «калматай», «торок», «кызыл сакал», «эштек» и “отуз уул”. Все, кто произошёл от двух сыновей Арык Мырза, Балтатыра и Жоотатыра, называются потомками Арыка.
Сарыке – сын Балтатыра был исторической личностью, живший примерно в 1630–1700 годах. Он был выдающимся борцом, которого невозможно было повалить, одержал множество побед, прославив кыргызский народ.
Согласно преданиям, у Сарыке было восемь сыновей, которых он назвал в честь хищных животных – Жаян, Арстан, Барс, Жолборс, Каракулак, Кабылан, Шер и Илбирс. Имена соответствовали их характеру, и все они выросли баатырами. Также говорят, что настоящее имя Сарыке было Сары-Аке, которое со временем превратилось в Сарыке.
О Сарыке-балбане ходит множество легенд. Однажды на приграничной с Китаем местности Чаар-Тал был большой той. Народ, разделившись на кыргызов и калмаков, устроил состязания – борьбу на конях, поединки на копьях и борцовские поединки. Кыргызскую сторону возглавлял бий Токой уулу Абайылда.
Когда пришла очередь борьбы, калмаки выставили огромного «чёрного дьявола» [«кара дөө»]. При виде его ни один из кыргызских борцов не осмеливался выйти. Абайылда бий, не найдя подходящего бойца, в тревоге обратился к Сарыке. Сарыке тогда было за пятьдесят, он приближался к шестидесяти.
- «Саке, кажется, мы потеряем честь. Мы не просим вас выходить на борьбу. Может, ваши сыновья смогут отстоять нашу честь?» - спросил он. - «Да, тоже вижу это и мне стыдно. Мои сыновья подошли бы для борьбы. Но они сейчас далеко. Дома остались только двое младших. Однако ещё не выставлял их, так как они молоды. Возможно, один из них подойдёт?» - ответил Сарыке. - «Саке, дайте какой-нибудь знак. Чтобы Жийдеке-жене (жена Сарыке) не отказалась отпустить их?» - тогда Сарыке дал ему свой калпак.
Юноша, приведший коня, спрятал калпак за пазуху и показал его Жийдеке (в другом предании жену Сарыке зовут Турдуш), объяснив, в чём дело. Жийдеке, «плача, отвернувшись, и смеясь, повернувшись», в конце концов неохотно согласилась. Когда она вошла в дом, двое её сыновей сидели, натягивая и выделывая шкуру горного козла. От их усилий шкура порвалась. Жийдеке сказала сыновьям: «Это была гнилая шкура, почему вы так сильно тянете», и объяснила им причину прихода юноши.
- «Кто из вас пойдёт бороться с калмакским дьяволом?» - спросила она. Младший сын, Илбирс, встал и ответил: «Я пойду».
Жийдеке обратилась к юноше, который привел коня: «Сынок, пожалуйста, пусть он борется не раздеваясь. Сшила его одежду из шкуры горного козла, она очень прочная и выдержит схватку».
- Когда они прибыли, народ уже нетерпеливо ждал. Не послушав просьбы юноши, люди сняли мальчика с коня и раздели его. От затылка до поясницы у него была чёрная грива. Увидев это, толпа ахнула от удивления. Ему надели другую одежду и вывели в центр. «Чёрный дьявол», увидев мальчика, вздрогнул. В схватке Илбирс поднял огромного балбана и бросил его, перешагнув через его голову. Балбан, упав на землю, сразу же умер. Народ ликовал, кричал «Ура» и поднял Илбирса на руки.
Однако, те, кто видел гриву на спине мальчика, и те, кто восхищался его силой, сглазили его. На рассвете он умер, а вслед за ним скончались Каракулак, а затем и Кабылан. Один за другим сыновья Сарыке стали умирать. Его братья, Эшей и Ондон, пришли, чтобы выразить соболезнования.
«Вы ещё не стары. Если вы переселитесь и посетите святые места, Бог даст вам ещё детей», - посоветовали они.
Сарыке и его жена Жийдеке посоветовались и согласились с предложением Эшея и Ондона. У них было много скота, и они разделили его между братьями, а себе взяли немного и отправились в путь. Сначала они остановились у мазара Манжылы недалеко от Тона. Через месяц они обосновались у мазаров Май-Булак и Май-Саз в верховьях Нарына. Затем, вспомнив, что это земля, где жили праматерь Бугу-Эне и Беш-Мырза, они отправились в сторону Жалал-Абадской области, чтобы поклониться священному месту Айып-Булак.
В течение нескольких лет они родили двух сыновей. Сарыке, вспоминая, как он «плутал» (буларып), сказал: «Плутал и у меня родился сын, пусть его имя будет Буларкы». Второго сына, родившегося в скитаниях (сонорлоп), он назвал Соно.
Сарыке, скитаясь по священным местам, добрался до Баткена и подружился с одним человеком. Этот друг нашёл ему молодую жену. От неё у него родился ещё один сын. В Баткене Сарыке повздорил с местными жителями и, по-видимому, избил нескольких из них. Те решили убить его. В это время младший брат Ондон, который искал его, пришёл в Баткен. Услышав о случившемся, Ондон ночью помог Сарыке сбежать. Ондон понёс Буларкы, а его жена несла Соно. Они бежали вдвоём, чтобы сбить с толку преследователей. Младенец и его мать остались в Баткене. Потомки этого сына и поныне живут в Баткене и называются сыновьями Сарыке.
Сарыке сбежал из Баткена и обосновался в Жалал-Абаде. Когда его сыновья подросли, он сказал: «Теперь вернёмся к народу». На обратном пути они встретили двух мальчиков, которые попросили: «Мы сироты, возьмите нас под свою опеку». Их звали Кылкандар и Искендер. Сарыке усыновил их.
Потомки сыновей Сарыке - Буларкы и Соно - образовали род «сарыке», который называется «сыновья Буларкы» и «сыновья Соно». Потомки Искендера стали называться Кедей (Кески) и тоже являются одним из родов «сарыке».
Сарыке-балбан был похоронен в местности Энчилеш на Иссык-Куле. Позднее, его потомки воздвигли ему памятник в селе Ак-Булун, привезя землю с его могилы. На могиле в Энчилеше потомки установили знак из красного камня.
Таким образом, потомки пяти братьев — Жолборса, Шера, Буларкы, Соно и Искендера — встретились спустя 300 лет в селе Өзгөрүш (Озгоруш) Токтогульского района, а также в Узгенском районе, чтобы почтить память своих предков.
Turmush в TikTok — подпишись!
Обсудим?
Смотрите также: