В Кыргызстане образование для людей с инвалидностью до сих пор остается недоступным

В стране действуют 2 158 школ, из которых 1 954 являются государственными, а 204 — частными. Среднее число учащихся с инвалидностью в каждой из школ составляет 1-2 человека.
Согласно официальным данным, 39 тысяч детей с инвалидностью проживают в Кыргызстане, однако число детей школьного возраста остается неизвестным.
Министерство образования сообщает, что из общего числа учащихся, равного 1 миллиону 526 тысяч 800, только 11 249 детей имеют инвалидность, что составляет менее 1% (0,73%). Из них 2 698 обучаются на дому (0,17%). "Эти цифры указывают на серьезные проблемы с доступом к образованию", - отмечает правозащитник.
Мониторинг показал, что в вспомогательных школах и интернатах наблюдается высокая текучесть кадров и профессиональное выгорание среди педагогов.
"Учителя не справляются с нагрузкой и увольняются; наблюдается нехватка специалистов, таких как олигофренопедагоги, логопеды, тьюторы и учителя по трудовому обучению. В настоящее время в Кыргызстане функционирует лишь четыре вспомогательные дневные школы для детей с инвалидностью: три в Бишкеке и одна в Оше, в которых обучается 1 121 ребенок, при этом имеется всего 660 мест", - говорится в отчете.
Учителям сложно обучать детей с различными формами инвалидности в одном классе, так как в нем могут находиться дети с разной и смешанной инвалидностью. Для детей с аутизмом желательно создавать отдельные классы, где количество учеников не должно превышать 8-12 человек, однако из-за переполненности вспомогательных школ в классах может находиться до 20 и более детей.
Дополнительно, учебные материалы и программы не обновлялись с советских времен. Особенно в удаленных районах и интернатах наблюдается нехватка учебников на кыргызском языке. Также санитарные условия не учитывают потребности детей с инвалидностью.
Дети поступают в специализированные школы на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Сулюктинском интернате установлено, что среди воспитанников находятся социально уязвимые дети, которые не имеют подтвержденного статуса инвалидности.
"Важно отметить, что заключение ПМПК является рекомендательным. Тем не менее, на практике комиссия указывает диагнозы, которые используются для размещения детей во вспомогательных интернатах, в то время как инвалидность определяется медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК)", - подчеркивается в докладе омбудсмена.
В Сулюктинском интернате были выявлены дети, не имеющие подтвержденного статуса инвалидности, такие как социальные сироты и дети из малообеспеченных семей.
Что касается высших учебных заведений, то, по информации омбудсмена, студенты с инвалидностью составляют крайне малую долю от общего числа учащихся. В среднем в каждом университете обучается от 1 до 3 таких студентов, что составляет от 0,0005% до 0,0015% от общего числа студентов.
"Из-за отсутствия надлежащих условий и специальных методик для сдачи ОРТ, многие из лиц с инвалидностью не могут успешно пройти тестирование и, соответственно, поступить в высшие учебные заведения. Исследования показывают, что только лица с легкой формой инвалидности могут получить среднее и высшее образование, в то время как люди с тяжелой формой инвалидности сталкиваются с множеством препятствий", - указывает доклад.
Согласно информации, только учащиеся с сохранным интеллектом, способные к самообслуживанию, имеют возможность учиться в школах и университетах Кыргызстана, тогда как те, кто имеет среднюю и тяжелую инвалидность, остаются вне образовательной системы. В лучшем случае они могут обучаться на дому, однако доступ к этому виду обучения также ограничен. "Проблема обеспечения образованием лиц с инвалидностью продолжает оставаться актуальной", - констатирует правозащитник.
Омбудсмен подчеркивает необходимость модернизации вспомогательных школ в Кыргызстане в приоритетном порядке. В противном случае, с увеличением числа детей с интеллектуальными и множественными нарушениями, ситуация будет только ухудшаться.
Фото на главной странице иллюстративное: chesu.ru.

Читайте также: