В школах Бишкека готовят реформу. Часть передадут под патронат министерств

По её словам, возврат статуса лицеев и гимназий не требуется, так как новые образовательные учреждения будут направлены на предоставление профильного образования для детей.
Она пояснила, что актуальные дискуссии о возвращении статуса лицеев и гимназий возникли из-за того, что 15-20% учителей в таких учреждениях обеспечивали дополнительное обучение. Однако анализ показал, что депутаты исключили эту норму из нового образовательного закона, который не подразумевает существование отдельных форм, таких как "лицей" и "гимназия". В связи с переходом на новую модель обучения в 2024/25 учебном году, система 12-летнего образования акцентирует внимание на углубленном профильном обучении, что делает создание лицеев и гимназий нецелесообразным.
Кендирбаева также отметила, что в некоторых школах программа будет отличаться от общего базового плана, и эти образовательные учреждения станут первыми шагами в подготовке будущих специалистов.
К примеру, в лицеях учащиеся ранее изучали общие предметы до обеда, а после обеда проходили углубленное изучение физики, химии и математики. В таких школах часто привлекались преподаватели из высших учебных заведений. В гимназиях же преобладало гуманитарное направление. С переходом на 12-летнее образование будет происходить углубленное изучение в определённых областях, а в 10-12-х классах начнётся профориентация. Школы получат дополнительные часы учебы, а не доплаты. Например, гимназия №61 получит больше часов по физике, химии и математике, в то время как часы по другим предметам будут сокращены. В такие школы будут поступать ученики, заинтересованные в научно-техническом направлении, а не те, кто хочет стать музыкантами. В гимназии №13, например, будет больше часов по английскому и французскому языкам, что сделает учебный план более гибким.
Кендирбаева подчеркнула: "Мы закрепляем некоторые школы за министерствами. Так, школа №13 будет под патронатом МИД, а гимназия №61 перейдёт под управление Министерства энергетики. Это позволит готовить специалистов для новых проектов, таких как строительство ГЭС и железных дорог".Главная цель реформы заключается не в дополнительной финансовой поддержке, а в том, чтобы каждый ученик имел возможность получить образование, которое поможет ему найти своё место в трудовой сфере.
***
Стоит напомнить, что ранее в Кыргызстане существовали статусные школы, которые обеспечивали профильное обучение. К ним относились гуманитарный лицей №28, эколого-биологический лицей №65, компьютерная гимназия №5 и другие. Однако в 2023 году был принят новый закон об образовании, в котором не предусматривались такие формы, как лицеи и гимназии. Процесс перерегистрации начался в 2025 году, в результате которого все лицеи и гимназии были преобразованы в общеобразовательные школы. Снижение финансирования также привело к исключению гимназического компонента во многих учебных заведениях.На главном изображении: школа-лицей №61.

Читайте также: