ИМП призывает ЖК отказаться от штрафов за фейки вне уголовной отвественности
Проект предполагает внесение дополнения в Кодекс о правонарушениях, добавляя статью 109-3 "Распространение недостоверной (ложной) информации". Это касается фейков, которые могут вызвать нарушения общественного порядка или подрывать права граждан и интересы государства, если такие действия не подпадают под уголовную ответственность.
Предлагаемые штрафы составляют 20 тысяч сомов для физических лиц и 65 тысяч сомов для юридических лиц.
Общественный фонд "Институт Медиа Полиси" провел анализ документа и выявил несколько критических моментов:
- Существуют дублирующие нормы с Уголовным кодексом и Кодексом о правонарушениях.
- Формулировки в тексте размыты и могут быть использованы произвольно.
- Возможность применения двойных наказаний.
- Нарушение принципов открытости при внесении изменений в закон.
- Штрафы не соответствуют доходам граждан.
- Законопроект может ограничивать свободу слова, что противоречит Конституции КР и международным нормам.
Эксперты подчеркивают, что закон нуждается в доработке и широком общественном обсуждении.Стоит отметить, что аналогичный законопроект был представлен для обсуждения в августе 2024 года, но на регистрацию поступила измененная версия. В новой редакции предлагается, что ответственность за нарушения будут нести органы внутренних дел, а судебные органы будут накладывать взыскания.
Обоснование к законопроекту претерпело значительные изменения. В новой версии подчеркивается, что "фейковые аккаунты создаются для разжигания негативного общественного мнения и дестабилизации ситуации". Однако отсутствуют ссылки на реальные факты, исследования или примеры, которые бы подтвердили связь между действиями фейковых аккаунтов и реальными последствиями, такими как массовые беспорядки или паника. Это означает, что предлагаемые обоснования открывают путь к неоправданным ограничениям свободы выражения мнений и прав граждан, даже если действия не представляют реальной угрозы общественному порядку, а лишь основаны на предположениях. Кроме того, если дестабилизация действительно имеет место, выражаясь в поджогах, уничтожении имущества или применении оружия в условиях массовых беспорядков, такие действия должны квалифицироваться как подготовка к этим беспорядкам, что уже является уголовным преступлением по Уголовному кодексу КР, где необходимо доказать прямой умысел. В предложенной редакции неясно, как классифицировать такие действия — как преступление по УК или правонарушение по Кодексу о правонарушениях.
ИМП настаивает на том, что данный законопроект противоречит Конституции КР и может привести к нежелательным ограничениям прав и свобод человека.ИМП призывает Жогорку Кенеш отклонить этот законопроект, ссылаясь на уже существующие механизмы защиты от распространения недостоверной информации, включая статьи 18 Гражданского кодекса КР и 259 Уголовного кодекса КР, а также статьи 66 и 67 Кодекса о правонарушениях, касающиеся ложных сведений о кандидатах и политических партиях в период выборов. Также для опровержения недостоверной информации возможно использование пресс-служб государственных органов и официальных СМИ.
Обсудим?
Смотрите также: