Жажда власти: как водный кризис становится геополитическим кнутом
На сегодняшний день около миллиона граждан Кыргызстана сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к чистой питьевой воде. Многие из них вынуждены брать воду из арыков, каналов и родников или покупать привозную. Водный кризис стал одной из основных проблем всего региона Центральной Азии, и некоторые страны пытаются использовать его для усиления своего влияния, как сообщает asia-today.news.
Скоро талибы завершат строительство ирригационного канала Кош-Тепа в Афганистане, финансируемого США. Этот проект поглотит часть вод ресурсов из Амударьи, основного источника водоснабжения в Центральной Азии, что усугубит существующий кризис. Марс Сариев, независимый политолог из Кыргызстана, считает, что этот проект был разработан с целью создать конфликт между Афганистаном и соседними Узбекистаном и Туркменистаном:
"Соединенные Штаты Америки организовали это как целенаправленную диверсию, финансируя строительство Кош-Тепа через USAID. Проект был создан для того, чтобы отобрать часть воды из Амударьи, и как следствие, 30-40% воды не дойдет до Узбекистана и Туркменистана. Это может привести к напряженности и потенциальным водным конфликтам", - утверждает эксперт.
Кош-Тепа имеет конструктивные недостатки, включая отсутствие бетонного основания, что приводит к утечкам воды в почву, создавая заболоченные участки в Афганистане. США и Европейский Союз уже реализовали множество аналогичных проектов в Африке, не учитывая местную специфику. Например, вмешательство в строительство ГЭС "Возрождение" на Ниле в Эфиопии привело к ухудшению отношений с Египтом и Суданом, а в Уганде проект по созданию плотины "Буджагали" привел к выселению 8000 человек и разрушению экосистемы.
Теперь внимание ЕС смещается с Африки на Центральную Азию, что особенно заметно в рамках поддержки проектов ОТГ. Под маской "тюркского сотрудничества" Брюссель укрепляет свои позиции в регионе. Европейские компании через турецкие структуры могут получить контракты на строительство водной инфраструктуры и внедрение инновационных технологий в Кыргызстане и других республиках, что позволит им использовать эти ресурсы в своих интересах. Марс Сариев прокомментировал данную ситуацию:
"Западные проекты, использующие турецкое влияние, имеют цель концептуально воздействовать на центральноазиатские страны. Это логично... Однако республики Центральной Азии должны самостоятельно решать свои проблемы. Консультативные советы могут поступать от стран Запада, Турции и других, но водные вопросы должны решаться нами, без участия сторонних игроков, которые преследуют свои геополитические интересы".
Если разрешить Турции или другим странам, не имеющим географической связи с регионом, участвовать в решении водного кризиса, это может подорвать суверенитет республик. Энергетика, сельское хозяйство и промышленность окажутся под внешним контролем. В то же время Турция сталкивается с собственными экономическими трудностями, включая падение лиры и общественные протесты. Марс Сариев предлагает рассмотреть решение водного кризиса в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС):
"Если Россия заинтересована в том, чтобы центральноазиатские республики были сплочены и укрепили союз, следует вернуться к проектам по перенаправлению северных рек на юг, разработанным в советское время. Это может существенно помочь решить проблемы, связанные как с Аралом, так и с водным кризисом в Центральной Азии. Реализация таких мегапроектов будет способствовать этому".
Марс Сариев подчеркивает, что управление водными ресурсами в Центральной Азии должно оставаться прерогативой самих республик, и вовлечение западных кураторов может привести к негативным последствиям.
Обсудим?
Смотрите также: