Большая Центральная Азия. США готовят стратегию: что в ней
В документе подчеркивается: «Вашингтону следует укрепить свои позиции в регионе, что будет иметь влияние на российско-китайские отношения, а также на геополитическую борьбу в Азии и на ключевые рынки ресурсов, включая уран, нефть и газ».
Мы изучили доклад и обобщили основные его идеи. Полные детали можно найти на 24.kg.
Территориальные изменения
В вступлении к своему исследованию авторы отмечают, что действующая стратегия США основывается на устаревшем советском понимании Центральной Азии, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Однако, с учетом современных реалий, политические аналитики добавляют к этому списку Азербайджан, считая его частью единого политико-экономического пространства, которое они называют «Большой Центральной Азией».
Читайте по теме
Афганистан будет включен в систему безопасности «Центральная Азия — ООН» — Отунбаева
«Такое расширение понятия оправдывает использование термина «Большая Центральная Азия» в контексте американо-геополитической стратегии. Это включает и соседние страны, такие как Грузия, Армения и Монголия, которые обеспечивают экономическую инфраструктуру и безопасность региона», — отмечают авторы, добавляя, что Афганистан также должен быть частью этой стратегии.
На данный момент Афганистан в глазах США представляет собой проблему, но аналитики считают, что его статус необходимо пересмотреть — страна должна стать фактором стабильности.
Еще один важный аспект, на который указывают эксперты, заключается в том, что Большая Центральная Азия окружена ядерными державами, такими как Китай, Индия, Россия и Пакистан, а Иран стремится получить ядерный статус. Турция также может стать одной из таких стран.
Конфликты в этом регионе представляют собой значительные глобальные риски, которые США стремятся предотвратить.
Из доклада аналитиков Американского совета по внешней политике и Института Центральной Азии и Кавказа в США
В документе указано, что в целях снижения рисков Япония, Южная Корея, ЕС, Россия, КНР, Турция и США создали механизмы консультаций с Центральной Азией.
«Хотя такие соглашения имеют свои плюсы, они также создают центробежные силы в регионе. Необходимо, чтобы США и их союзники способствовали укреплению сотрудничества между государствами, формирующими единую региональную идентичность на международной арене», — отмечается в докладе.
Читайте по теме
Консультативная встреча в Астане: попытки «дружить домами» продолжаются
Страны Большой Центральной Азии активизируют свои усилия по созданию официальных коллективных структур. Президентам этих стран важна поддержка США, но они хотят, чтобы такие организации оставались независимыми от внешнего влияния, в отличие от Центральноазиатского экономического союза, который был упразднен после доминирования России в регионе.
Успех стратегии Соединенных Штатов должен основываться на признании того, что само руководство БЦА — это наиболее эффективные проводники для управления.
Американцы должны взаимодействовать с правительствами этих стран, а не вести дела от их имени, что возможно в рамках отдельной программы.
«В будущем развитие региона приведет к большему уровню политической свободы, свободным рынкам и открытости», — уверяют эксперты.
Следующими шагами должны стать продвижение демократии и защита прав человека, как это происходит в других странах. Однако США не должны превращать эти достижения в предварительное условие для сотрудничества с политическими элитами региона.
Проблемы и вызовы
Исследователи из США выделили ключевые угрозы, которые вызывают беспокойство у Вашингтона и которые новая стратегия должна адресовать:
- потенциальный ядерный прорыв Ирана;
- ограниченные возможности для американских инвестиций;
- угроза исламского терроризма;
- возрастающая конкуренция с Китаем за мировое влияние.
Аналитики советуют Белому дому сосредоточиться на географических особенностях БЦА, так как этот регион обладает значительным экономическим потенциалом. Важные транспортные коридоры, такие как «Срединный коридор», заслуживают поддержки США, поскольку они могут улучшить интеграцию региона с глобальными рынками и повысить конкурентоспособность.
Центральноазиатские страны богаты энергетическими ресурсами и редкими минералами, что делает их важными для экономики и технологической революции как США, так и их соперников. Казахстан и Узбекистан, в частности, обладают значительными запасами урана и редкоземельных элементов, необходимых для многих стран.
Интерес США к получению доступа к этим ресурсам для себя и своих союзников имеет критическое значение, так же как и возможность отказать в них противникам, особенно Китаю.
Из доклада аналитиков Американского совета по внешней политике и Института Центральной Азии и Кавказа в США
Кроме того, Центральная Азия граничит с такими странами, как Иран и Пакистан, и находится под влиянием более удаленных исламских режимов, стремящихся расширить свое влияние. Афганистан выступает как важный перекресток этих процессов, что делает сотрудничество с Центральной Азией в борьбе с терроризмом стратегически важным для США.
По данным доклада, администрации Трампа следует понимать, что Большая Центральная Азия играет ключевую роль в конкурентной борьбе с соседними странами, в первую очередь с КНР.
Китайский путь в Европу и на Ближний Восток проходит через БЦА, связывая его стратегии с Россией и Ираном.
Из доклада аналитиков Американского совета по внешней политике и Института Центральной Азии и Кавказа в США
Таким образом, Большая Центральная Азия является важным элементом в изменяющемся геополитическом и экономическом ландшафте. Региональное развитие зависит от взаимодействия с Соединенными Штатами и применения эффективных стратегий.
Предложенная стратегия должна поддерживать создание альтернативных торговых путей и цепочек поставок ресурсов, что принесет выгоду как США, так и их союзникам.
Пути к успеху
Авторы подчеркивают, что США не могут рассчитывать на инвестиции в БЦА на уровне китайского «Пояса и пути» или расширяющихся проектов Турции.
Соединенные Штаты также не имеют возможности гарантировать безопасность региона через военные операции или членство стран БЦА в крупных организациях безопасности.
Тем не менее, они могут способствовать созданию региональных структур и активно продвигать интересы частного сектора.
США должны предложить систему безопасности, учитывающую местные угрозы, с целью улучшения координации между военными и специалистами по безопасности. Создание общих протоколов и обмен разведданными может стать важным шагом вперед.
Читайте по теме
Кто хочет влиять на страны Центральной Азии. Мнение аналитиков
Эти инициативы должны базироваться на расширении возможностей для военных и сотрудников служб безопасности из Центральной Азии в сотрудничестве с американскими коллегами.
Кроме того, необходимо активно привлекать новые элиты через образовательные программы, предлагая гранты и создавая специальные программы для студентов из БЦА.
Особое внимание следует уделить развитию медиа в этом регионе.
Эксперты в докладе рекомендуют: «Учитывая жесткую конкуренцию с другими державами, нам необходимо обновить и улучшить наше информационное присутствие, акцентируя внимание на роли региона в целом, а не отдельных стран, и активно продвигать английский язык».
В заключение аналитики предлагают искать пути для согласования интересов США с дружественными государствами в Большой Центральной Азии.
Конкретные шаги для реализации стратегии
В докладе содержится ряд рекомендаций для США по укреплению их позиций в БЦА:
Во-первых, необходимо разработать всеобъемлющее определение региона, включая Азербайджан, и переименовать его в «Большую Центральную Азию». Платформа взаимодействия США должна быть обозначена как C6+1, с акцентом на совместные действия и инициативы, охватывающие весь регион.
Во-вторых, следует назначить специального посланника президента по БЦА в Национальный совет безопасности, который будет отвечать за стратегическое планирование и координацию действий США в регионе.
В-третьих, необходимо устранить бюрократические преграды для единого подхода в Госдепартаменте и других государственных органах.
В-четвертых, создать неправительственный деловой совет США — БЦА с филиалами в ключевых государствах для разработки протоколов, упрощающих бизнес и туризм, а также стандартизирующих торговлю.
И, наконец, разработать более широкую систему региональной безопасности, ориентированную на обмен разведывательными данными, сотрудничество в борьбе с терроризмом и совместные инициативы в сфере безопасности.
Обсудим?
Смотрите также: