Эксперт: В парламенте решают местные вопросы вместо глобальных
Стоит ли упразднить полномочные представительства президента в регионах?
На заседании парламентской фракции «Ата-Журт Кыргызстан» депутат Камила Талиева выдвинула предложение о ликвидации полномочных представительств президента в областях. Она объяснила это тем, что наблюдается дублирование функций между государственными органами.
Экс-премьер-министр Феликс Кулов, в своем интервью с Vesti.kg, высказал мнение, что вместо упразднения необходимо модернизировать данный институт. «Почему возникла данная проблема? Вспомните ситуацию с Алтынбеком Сулаймановым, который был представителем президента в Иссык-Кульской области. Он сообщал, что полпред не имеет реальных полномочий на местах. У этого есть своя логика. Если представитель не способен принимать решения, то какова его роль? Но, как я считаю, решение заключается в других изменениях», - отметил он.
Кулов выступает за сохранение института полпредства, однако предлагает провести реформы, направленные на увеличение полномочий на местах.
«К примеру, необходимо упростить вопросы, касающиеся финансирования. В настоящее время у нас двухуровневая система бюджета. Министерство финансов распределяет средства по регионам. Учитывая, что после административно-территориальной реформы число айыл окмоту и самостоятельных городов уменьшилось, но их все равно достаточно, распределение средств становится сложной задачей. Я бы предложил внедрить трехуровневую систему бюджета, где республиканский бюджет будет выделять средства областям, а уже они будут распределять деньги на местах», - добавил он.
По мнению Феликса Кулова, для контроля над местными вопросами необходимо создать областной парламент.
«Исходя из моего опыта губернаторства в Чуйской области, я могу сказать, что областной парламент имеет обоснование. Депутаты избирались не по партийным спискам, а от конкретных территорий. Они были осведомлены о проблемах своих избирателей и активно отстаивали их интересы при распределении бюджета. Областной парламент утверждал финансовый план, и проблем с этим не возникало. Данная децентрализация не нарушала централизованное управление, так как оставался контроль сверху и доверие на местах», - подчеркнул эксперт.
В настоящее время, по любому важному вопросу, граждане обращаются к высшим органам власти.
«Люди пишут обращения президенту, премьер-министру, главе ГКНБ по вопросам, которые можно решить на местах. Это хорошо, что они обращаются, и мы видим, что многие вопросы решаются. Но что делать, когда проблемы возникают у 7 миллионов человек? Здесь на помощь приходит принцип делегирования полномочий, как в армии. Командир полка передает полномочия батальону, тот - роте, а рота - взводу. При этом власть остается централизованной. Это облегчает работу как президенту, так и премьер-министру. Поэтому необходимо усовершенствовать институт полномочных представителей в областях, создать трехуровневый бюджет и областные парламенты. Губернаторы должны назначаться президентом, а депутаты - избираться народом. Так органы власти будут под двойным контролем и не будут отвлекаться на мелкие вопросы. На данный момент же парламент занимается местными проблемами, хотя его основная задача - решать более глобальные вопросы», - подытожил он.
Следует уточнить, что в результате административно-территориальной реформы число айыльных округов в стране сократилось с 452 до 231. Однако, как отметила Камила Талиева, дублирование полномочий государственных органов все еще остается актуальным. Поэтому она предложила начать с упразднения полпредств в областях.
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: