Акыйкатчы хотят защитить от влияния политических групп. Комитет ЖК рассмотрел законопроект
Главными инициаторами выступили депутаты Бактыбек Сыдыков, Эльмурза Сатыбалдиев, Акылбек Тумонбаев, Марлен Маматалиев и Айбек Маткеримов.
Одной из ключевых поправок является исключение положения, согласно которому акыйкатчы мог бы быть уволен за несогласие с отчетом, представленным парламенту.
Марлен Маматалиев, выступая с докладом, отметил, что это положение вызвало множество вопросов среди депутатов, включая лидеров фракций.
Он подчеркнул: "Мы должны стремиться к независимости института омбудсмена, и для этого необходимо адаптировать законодательство в соответствии с Парижскими принципами. Если возникнут предложения на втором чтении, мы их обсудим на заседании комитета".
Кубанычбек Самаков добавил, что омбудсмен — это единственный орган, подотчетный парламенту, и исключение данного положения было бы неверным. Он также сообщил, что с момента создания института акыйкатчы было представлено 21 доклад, из которых только два были признаны неудовлетворительными, что привело к отставке двух омбудсменов.
По словам Маматалиева, эти два случая были следствием политических мотивов.
Самаков поинтересовался мнением действующего омбудсмена Джамили Джаманбаевой о целесообразности исключения данной нормы.
Она ответила: "Так как мы считаем себя частью Жогорку Кенеша, мы считаем, что данное положение должно быть исключено. Однако, как отметил Марлен Абдрахматович, для повышения статуса прав человека и их соблюдения, это действительно должно быть убрано", - добавила она.
После обсуждений, комитет одобрил законопроект в первом чтении.
Содержимое нового законопроекта
В обосновании законопроекта указано, что возможность досрочного освобождения акыйкатчы за несогласие с ежегодным отчетом создает зависимость от политических сил и мешает ему выполнять свои функции по защите прав человека. Кроме того, авторы подчеркивают, что такие положения противоречат Трудовому кодексу. Напомним, что акыйкатчы обязан отчитываться перед парламентом о деятельности государственных органов в области соблюдения прав и свобод человека.В связи с этим, инициаторы законопроекта предлагают убрать норму, позволяющую парламенту досрочно освобождать акыйкатчы от должности за несогласие с его отчетом.
Для исключения политического влияния на деятельность акыйкатчы также предлагается норма, запрещающая ему и его заместителям состоять в политических партиях и поддерживать любые политические инициативы.
Напомним, что в 2012 году институт акыйкатчы получил аккредитацию в статусе В от Международного координационного комитета, что указывает на неполное соответствие Парижским принципам. Кыргызстану были даны рекомендации по улучшению законодательства, которое регулирует деятельность института. Основное внимание уделялось повышению независимости института, сотрудничеству с гражданским обществом и международными организациями, а также получению мандата для ратификации международных договоров.
Предлагаемый законопроект призван полностью соответствовать Парижским принципам. На данный момент акыйкатчы участвует в собраниях Глобального альянса национальных правозащитных учреждений в статусе В, но не имеет права голоса и занимать руководящие должности.
Для достижения статуса А в проекте предусмотрены механизмы, которые помогут:
- Акыйкатчы получать широкие права для участия в Совете по правам человека;
- Выступать с устными заявлениями лично или через видеосвязь;
- Отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека в стране;
- Помогать государству в выполнении международных обязательств по правам человека и консультировать по внедрению международных стандартов.
Законопроект также определяет порядок и механизмы защиты прав участников судебных разбирательств, что позволит акыйкатчы обеспечивать и защищать процессуальные права, включая случаи неправомерных действий со стороны правоохранительных органов.
В законопроекте закреплено право акыйкатчы на доступ к материалам уголовных, гражданских и административных дел, а также возможность снимать копии для правовой защиты и парламентского контроля.
При осуществлении своих полномочий акыйкатчы будет обязан предупреждать и исправлять случаи ненадлежащего управления, а также защищать права человека.
Также в проекте предлагаются следующие нормы:
- Акыйкатчы имеет право по собственной инициативе или по жалобе проводить расследования, учитывая доступные административные средства правовой защиты. Он может запрашивать сотрудничество у любых лиц или организаций.
- Акыйкатчы имеет законное право на неограниченный доступ ко всем документам и материалам, включая конфиденциальные данные.
- Акыйкатчы должен иметь беспрепятственный доступ к любым зданиям, включая места лишения свободы, и право опрашивать должностных лиц.
Консультации по данному проекту проводились с представителями ООН и Европейского Союза, которые положительно оценили инициативу.Принятие законопроекта поможет внедрить "Парижские принципы" в национальное законодательство и создаст условия для выполнения международных обязательств Кыргызстана. Это также укрепит внешнеполитические позиции страны и обеспечит парламентский контроль за защитой прав человека на ее территории. Кроме того, это позволит аккредитовать институт акыйкатчы из статуса В в статус А, что станет значительным шагом для Кыргызстана и положительно скажется на его имидже, а также будет способствовать правовому и экономическому развитию страны, обеспечивая верховенство права.
Обсудим?
Смотрите также: