Кыргызский "совок" в руках Ташиева

Что представляет собой термин "совок", и действительно ли необходимо от него избавляться? Если да, то каким образом? В то время как некоторые рассматривают снос памятников Ленину и переименование улиц как борьбу с "совком", Камчыбек Ташиев предлагает более широкий взгляд на проблему. По его мнению, настоящая угроза заключается не в статуях, а в людях, сохранивших советский менталитет.
Современное использование сленгового слова "совок" олицетворяет как сам Советский Союз, так и советского человека. Игорь Тальков в своей песне описывал их так: "Они не думают, не чувствуют, не слышат, они не видят ни зги". Когда говорят "совок", в основном имеют в виду отрицательные черты советского человека, такие как низкий уровень критического мышления и отсутствие желания брать на себя ответственность, а также стремление к легким благам.
Хотя Советский Союз распался, "совок" продолжает существовать. Более того, он адаптировался и усугубил свою жажду халявы, стремясь не только к безделью, но и к роскоши. 90-е годы предоставили возможность для блеска и шика тем, кто вышел из партийной номенклатуры, и даже их наследникам.
ГКНБ сейчас активно ловит людей, выросших в 90-х и впитавших жажду красивой жизни. Но их количество подобно многоглавой гидре: убираешь одну голову — вырастают две новые. Все революции в Кыргызстане, по сути, были попытками народа избавиться от "совка" в его наиболее негативной форме.
Не все пережили 90-е как трудные годы. Украинский философ и экс-директор Института стратегических исследований "Новая Украина", Андрей Ермолаев, говорит о "золотых унитазах", утверждая, что эта эпоха началась в 90-х и не закончилась до сих пор.
В 2016 году итальянский художник Маурицио Каттелан создал инсталляцию "Америка" — унитаз из чистого золота, олицетворяющий чрезмерное богатство. Эта эпоха золотых унитазов затронула не только США и Украину, но и Кыргызстан.
Люди удивляются, когда видят чиновников, которые продолжают наполнять свои карманы, несмотря на то, что уже накопили достаточно, чтобы обеспечить своих внуков. Это похоже на советский мультфильм о золотой антилопе и жадном радже с его фразой: "Золота не может быть слишком много!"
Раньше символом статуса служили золотые зубы, и некоторые даже заменяли свои здоровые зубы на золотые. Это было не столько ради эстетики, сколько ради статуса. Потом пришли золотые унитазы — обычные фаянсовые унитазы были бы более функциональными, но золотые придавали престиж.
Каждый новый кыргызский президент сразу же задумывался о приобретении символического золотого унитаза, чтобы жить и выглядеть как хан. Но "по-хански" часто превращалось в "по-хамски", что не беспокоило ни правителей, ни их семьи, ни их окружение, состоящее из "золотой молодежи", которая вдохновлялась примерами старших.
Это привело к созданию криминально-коррумпированного общества, с которым народ пытался бороться. Власти сменяли друг друга, но жадность оставалась, и аппетиты росли.
Недавно мэр Оша, Женишбек Токторбаев, отметил, что в городе нет законов, а действуют только понятия. У кого есть деньги — тот и правит. Это очевидное наследие 90-х — власть золотых унитазов.
В Бишкеке ситуация несколько иная. Генерал Ташиев активно борется с коррупцией, задерживая золотую молодежь и отправляя их туда, куда они не хотят. В этом сезоне задержаны экс-депутаты, преподаватели, незаконно выдававшие дипломы, милиционеры, вымогающие взятки, и сотрудники ГКНБ.
Камчыбек Ташиев сосредоточен на искоренении "совка" и его менталитета. Пока Кыргызстан не избавится от этих негативных черт, его развитие будет под угрозой. Судя по действиям Ташиева, у него есть шанс на успех.
В социальных сетях появляются комментарии от завистливых граждан Казахстана, которые задаются вопросом, почему в Кыргызстане происходит такая активная борьба с коррупцией, в то время как у них этого нет.
Ответ прост: у вас нет генерал-полковника Ташиева.

Читайте также: