Транспортный коллапс в Бишкеке: эксперт предлагает пять решений


С каждым годом Бишкек все более погружается в транспортные заторы. Если ранеe поездка по городу занимала всего 20–30 минут, то сейчас этот процесс затягивается на два-три часа. Город буквально стоит в пробках, и водителям не хватает ни времени, ни терпения для ежедневного преодоления этих сложностей.
Основной причиной ситуации эксперты называют масштабные дорожные работы, которые проходят на ключевых магистралях. Однако Абасбек Доромбаев, председатель общественного объединения "Кыргыз Хово Транспорт", указывает, что корень проблемы заключается не только в ремонтах. По его мнению, основным фактором является количество автомобилей, которое значительно превышает возможности городской инфраструктуры.
- В Бишкеке проживает около полутора миллионов людей, и на их долю приходится примерно 500 тысяч автомобилей. Кроме того, ежедневно в столицу заезжает около 200 тысяч машин транзитом. В результате дороги города должны справляться с более чем 700 тысячами транспортных средств, в то время как изначально Бишкек был спроектирован максимум на 300 тысяч машин. Это и является источником всех наших проблем, - приводит данные Доромбаев.
Доромбаев не только констатирует факты, но и активно изучает проблему транспортных заторов в столице, включая опыт других стран, где подобные ситуации решаются более системно. Он уже провел встречи с представителями департамента транспорта, управления патрульной службы и дорожной инфраструктуры мэрии Бишкека. "Департамент транспорта делает все возможное, и надеюсь, что мои предложения также будут учтены", - отметил он.
Эксперт акцентирует внимание на том, что пробки — это не только неудобства, но и серьезная угроза безопасности.
- В прошлом году в Бишкеке в результате ДТП погибло более 100 человек, а в этом году число жертв уже превышает эту цифру. Для сравнения: в Алматы, где проживает около 3 миллионов граждан, в прошлом году погибло 100 человек. У нас население вдвое меньше, а количество жертв в три раза больше. Это ужасная статистика, с которой нельзя мириться, - подчеркивает Доромбаев.
По его словам, заторы — это не только потеря времени, но и фактор риска, который приводит к авариям, загрязнению воздуха и финансовым потерям.
- В пробках мы теряем деньги. Например, заправляя машину на 100 сомов, в стоячем состоянии половина топлива уходит впустую. Это вред как для бюджета, так и для экологии, ведь тысячи автомобилей ежедневно выбрасывают в воздух угарный газ, которым дышат горожане, - поясняет эксперт.
Для улучшения ситуации Доромбаев разработал пять конкретных предложений, которые, по его мнению, могут существенно изменить дорожную обстановку в Бишкеке без необходимости миллиардных вложений из бюджета. Все эти рекомендации были направлены в мэрию Бишкека, председателю кабинета министров Кыргызской Республики и руководителю администрации президента.
Первое предложение заключается в синхронизации работы светофоров.
Эксперт отмечает, что в Бишкеке светофоры функционируют несогласованно. Водитель может проехать на зеленый свет, но спустя несколько сотен метров оказывается остановленным на красный. Это создает "ловушку", и автомобили вынуждены простаивать по 200–300 секунд и дольше.
- Я предлагаю настроить работу светофоров так, чтобы на проспекте Чуй, где расположены 16 регулируемых перекрестков, зеленый свет загорался синхронно. Это позволит водителям проехать два-три перекрестка подряд без остановки. Для этого потребуется работа 20–30 опытных электриков, которые смогут перенастроить систему за одну ночь. Это простое и недорогое решение, - утверждает Доромбаев.
Второе предложение — разрешить поворот направо на красный свет.
Эксперт считает, что когда пешеходы стоят на красный, автомобили из правого ряда могли бы свободно поворачивать направо. По его расчетам, один перекресток в таком режиме сможет пропустить дополнительно 20 машин. Если распространить эту меру на все 350 перекрестков Бишкека, дороги смогут пропустить до миллиона дополнительных машин в день.
Третье предложение касается внедрения реверсивного движения.
Эта практика активно используется в других странах, таких как Россия и Казахстан. В часы пик реверсивные полосы позволяют перераспределять транспортные потоки и снижать нагрузку на перегруженные магистрали. "Мы, кыргызстанцы, умеем соблюдать правила в других странах, значит, и дома сможем адаптироваться к новым условиям", - уверен эксперт.
Четвертое предложение — ограничение левых поворотов на центральных улицах.
Доромбаев отмечает, что такие маневры замедляют движение: автомобиль, намеревающийся повернуть налево, задерживает тех, кто едет прямо, и в это время загорается красный свет, что снова останавливает поток. Запрет на левый поворот в дневное время значительно ускорит движение.
Пятое предложение заключается в замене некоторых светофоров на круговые развязки.
В качестве примера он приводит перекресток улиц Ухунбаева и Алма-Атинской. По его мнению, в некоторых случаях кольцевая схема более эффективна, чем светофор, так как позволяет регулировать движение без остановки потока.
Все эти меры, подчеркивает эксперт, не требуют колоссальных вложений. Для их реализации необходимы дисциплина, грамотное планирование и политическая воля.
- Полностью избавиться от пробок вряд ли удастся, но улучшить ситуацию на 20–30 процентов вполне возможно. Это позволит водителям и пассажирам быстрее добираться до работы и домой, снизит уровень стресса и уменьшит расход топлива, что, в свою очередь, уменьшит загрязнение воздуха. В итоге выигрывают все: и автомобилисты, и пассажиры, и весь город, - резюмирует Абасбек Доромбаев.

Читайте также: