Садыр Жапаров поддержал новый законопроект о выборах

На общественное обсуждение вынесен новый законопроект, касающийся "Президентских и парламентских выборов". Агентство "Кабар" обратилось к президенту для получения комментариев о важности и приоритетах данного законопроекта.
Садыр Нургожоевич! Спикер Жогорку Кенеша Нурлан Тургунбек уулу совместно с несколькими депутатами предложил законопроект, связанный с выборами депутатов Жогорку Кенеша, который сейчас находится на стадии общественного обсуждения. СМИ активно организуют дискуссии на эту тему, а граждане выражают свои мнения в социальных сетях.
В связи с этим, мы хотели бы задать вам вопросы, относящиеся к выборам в нашей стране.
- За годы своей независимости Кыргызстан испытал множество систем выборов. До 1999 года был двухпалатный Жогорку Кенеш, члены которого избирались по мажоритарной системе в одномандатных округах. В 2005 году в Конституцию были внесены изменения, после чего парламент стал однопалатным, а в 2007 году была введена партийная система. После Апрельской революции 2010 года страна полностью перешла на пропорциональную систему. При вашем приходе к власти в 2020 году избирательная система Жогорку Кенеша снова изменилась на смешанную. Теперь снова поднимается вопрос о возвращении многомандатных округов.
Поддерживаете ли вы данную инициативу? Избирательная система в нашей стране меняется довольно часто, и кажется, что мы пока не можем найти оптимальный вариант. Как человек, который выбирался как по одномандатным округам, так и по партийным спискам, какая система, по вашему мнению, больше подходит для Кыргызстана?
- Как вы сами заметили, с момента обретения независимости Кыргызстан пробовал различные модели управления, многие из которых были навязаны извне. Я говорю о случаях, когда внешние силы поддерживали определенных политиков и использовали их для продвижения выгодных им систем управления. Я все это наблюдал, будучи в политике, но не буду называть имена, народ сам все знает.
Предлагаемый законопроект, по моему мнению, является подходящим вариантом для народа Кыргызстана. Эта система предоставит гражданам право выбора. Если избиратели разочаруются в своем кандидате, это будет их собственная ответственность.
Если вы поддерживаете нынешнюю инициативу, не стоило ли вам внедрить эту систему еще во время конституционной реформы 2020 года?
- Это было бы возможно. Однако, как я уже упоминал, влияние внешних сил тогда было значительным, и среди политиков было много тех, кто находился под их воздействием. Они выступали против этой системы. Поэтому мы пришли к компромиссу: 54 мандата распределялись по партийным спискам, а 36 - по одномандатным округам.
В новом законопроекте предлагается разделить страну на 30 округов, и от каждого округа будут избираться по три депутата. Один из этих трех мандатов будет отдан в рамках гендерной квоты, что обеспечит наличие не менее 30 женщин-депутатов в парламенте. Если со временем женщины начнут побеждать на выборах в большем количестве округов, гендерная квота может быть пересмотрена в пользу мужчин.
Но утверждается, что партии смогут выдвигать только одного кандидата от округа. Почему бы не убрать это ограничение?
- Я думаю, это возможно. Можно разрешить выдвижение по три кандидата от округа, всего 90 кандидатов. Однако в таком случае увеличится сумма избирательного залога. В текущем законопроекте залог для каждого кандидата составляет 100 тысяч сомов. Если партия выдвигает 30 кандидатов, залог составит 3 миллиона сомов. А если 90 кандидатов, то это уже 9 миллионов. Этот вопрос - количество кандидатов - решат сами депутаты.
Может ли наша страна в будущем вернуться к выборам по партийным спискам? Сторонники этой системы часто ссылаются на опыт развитых стран Европы.
- Европейские страны прошли тот путь, который мы сейчас проходим, еще 40-50 лет назад. Они преодолели все трудности, и только после этого их народы и политики были готовы к партийной системе, поэтому она там работает.
Время показало, что ни народ, ни политики пока не готовы к полноценной партийной системе. Первые политические партии собирали богатых людей, не участвовали в выборах, продавали руководящие должности и вступали в торги с властью, фактически превратив это в собственный бизнес.
Мы сейчас намерены устранить эту политическую коррупцию.
Возможно, через 40-50 лет, когда народ и политики будут готовы, мы снова перейдем к партийной системе.
Но на данный момент предложенная депутатами система отвечает интересам нашей страны. Парламент будет подотчетен избирателям.
Некоторые критики законопроекта утверждают, что он предоставляет преимущество женщинам, поскольку, по крайней мере, 30 мандатов могут быть отданы женщинам. Но ранее уже существовало требование, чтобы не менее 30% депутатов были женщинами. Не окажется ли так, что и на этот раз все останется только на бумаге?
- На этот раз это не останется только на бумаге. Закон будет исполняться строго. В парламенте будет не менее 30 женщин. А если в некоторых округах женщины займут первые-вторые места, их может оказаться еще больше.
Не приведет ли выборы по округам к тому, что на передний план выйдут кандидаты с деньгами? Какую роль сыграют финансы в предложенной депутатами системе?
- Народ должен понимать, кого выбирать. Кандидат, который разбрасывается деньгами, не будет работать в интересах народа. Он будет стремиться вернуть потраченные средства. Поэтому, если избиратели отдадут свои голоса за образованных, патриотичных кандидатов, которые знают, как писать законы, они не ошибутся. Мы будем контролировать тех кандидатов, которые пытаются купить голоса.
Но и сам народ должен пристыдить их, не позволять так делать. Он должен контролировать и помогать нам.
Один из основных вопросов по законопроекту - не станет ли так, что в парламент будут избираться только местные лидеры, защищающие интересы своих регионов, а не общенациональные лидеры?
- Я считаю, это неверное мнение. Кто запретит депутату поднимать вопросы государственного масштаба?
Например, в 2005 году все мы избирались по одномандатным округам и поднимали именно общие государственные вопросы.
По текущему проекту в парламент пройдут самые достойные кандидаты из округов.
Не будет тех, кто попадал в партии за деньги и был никому не известен. Не будет депутатов, которые покупали мандаты за миллион долларов и за весь срок так ни разу не встречались со своими избирателями.
Относительно распределения округов пока ничего не сообщается. Если законопроект будет принят, этим займется ЦИК. Как вы считаете, по какому принципу лучше всего проводить деление на округа? Например, если в одном районе проживает 90 тысяч человек, а к нему присоединят регион с 50-60 тысячами жителей, не получит ли кандидат из густонаселенного района больше шансов на победу?
- Нам нужно избавиться от мышления "свой человек, выберем его".
Какое значение имеет, из какого района или села кандидат? Главное - чтобы он был достойным, образованным и патриотичным. Если человек из вашего района, он не будет обеспечивать вам больше еды на стол.
У нас небольшая страна, одно государство.
Например, если кандидат из Алая выдвинется в Чаткале, и если он действительно сильный, его и следует выбирать. Такие люди будут работать для всего народа, для всей страны. Они не будут демагогами, а будут говорить по делу и принимать правильные решения.
Обсудим?
Смотрите также: