Почему для строительства ж/д "Макмал-Каракол" выбрана компания из США?

В Кыргызстане намечено строительство железной дороги "Макмал - Каракол", на реализацию которого требуется около 3 миллиардов долларов инвестиций.
Национальное агентство по инвестициям и государственное предприятие "Кыргыз темир жолу" подписали соглашение о государственно-частном партнерстве с консорциумом "All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC" в рамках проекта "Трансевразийский маршрут" в формате "проектной песочницы".
Талантбек Иманов, директор Нацагентства инвестиций, подчеркнул, что это станет первым проектом ГЧП в сфере железных дорог Кыргызстана.
"Сумма инвестиций составит около 3 миллиардов долларов, что не только создаст новые рабочие места, но и улучшит транспортную инфраструктуру, обеспечив экономическую выгоду в будущем", - отметил он.
Некоторые кыргызстанцы положительно восприняли этот проект, осознавая, что он способствует развитию транспортной системы страны и улучшает связи с соседями, тем самым повышая конкурентоспособность экономики на международной арене. Однако среди граждан есть и скептики, задающиеся вопросами о надежности американской компании и о том, что проект даст Кыргызстану. На эти вопросы ответил Санжар Момбеков.
На каком этапе находится данный проект?
На текущий момент проект еще не реализуется. С недавнего времени подписано соглашение, и, согласно постановлению Кабинета министров КР, проект получил официальное одобрение. Его реализация осуществляется в рамках ГЧП, и для принятия решения проект был представлен всем министерствам и ведомствам.
По законодательству предусмотрена возможность подачи частных предложений, что позволяет инвесторам выдвигать идеи для реализации проектов.
Поскольку проект включает инновационные решения, он был предложен в формате проектной песочницы, что позволяет протестировать идеи и, если все стороны удовлетворены, вынести проект на рассмотрение Кабинета министров КР для внедрения соответствующих технологий.
Также в рамках проектной песочницы возможно реализовать проект без конкурса, если он включает инновационные элементы.
Строительство "Макмал – Каракол" станет первым железнодорожным проектом в Кыргызстане в формате ГЧП. Учитывая, что американская компания первой подала предложение о частной инициативе, ее заявку было решено рассмотреть.
Какую значимость имеет этот проект для страны?
Строительство железной дороги "Макмал – Каракол" имеет стратегическое значение для Кыргызстана как с экономической, так и с социальной точки зрения. Проект способствует экспорту и может стать важным элементом для создания транснационального транспортного хаба.
На данный момент подписано соглашение о ГЧП, которое определяет основные условия сотрудничества. Все ключевые аспекты реализации, включая финансовые и технические условия, будут уточняться в будущих дополнительных соглашениях. Это говорит о том, что проект поддерживается, однако технико-экономическое обоснование и другие важные детали еще предстоит разработать. В рамках соглашения стороны, с одной стороны "Кыргыз темир жолу", с другой стороны консорциум "All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC", должны совместно подготовить и согласовать ТЭО, а также решить все технические и финансовые вопросы.
Таким образом, проект пока находится на начальной стадии, и его дальнейшая реализация будет зависеть от итогов следующих соглашений по финансированию и технико-экономическому обоснованию.
Почему именно эта американская компания была выбрана?
Важно отметить, что "Кыргыз темир жолу" уже проводили переговоры с этой компанией, а Центр ГЧП оказывал поддержку в процедуре инициирования.
Международный консорциум "All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC" включает в себя ряд компаний и партнерских организаций с большим опытом в строительстве и модернизации железнодорожных линий, станций и интермодальных терминалов. Данная компания прошла все необходимые согласования с государственными органами.
Почему не были рассмотрены другие компании?
Согласно Закону о ГЧП в Кыргызстане предусмотрено три способа привлечения инвесторов:
• Открытый конкурс,
• Прямые переговоры,
• Проектная песочница - механизм для апробации проектов ГЧП.
Реализация данного проекта была одобрена в рамках проектной песочницы. Консорциум "All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC" первым подал заявку, что позволило рассмотреть его предложение в соответствии с законодательством. Таким образом, выбор компании был результатом последовательного процесса переговоров, а не субъективного выбора.
Заключение соглашения позволит сторонам провести первичную оценку и определить перспективы дальнейшего развития. Если проект окажется жизнеспособным с точки зрения техники и финансов, а также окупаемости, государственные и частные партнеры продолжат работу над следующими соглашениями.
Будет ли "Макмал - Каракол" связана с железной дорогой "Китай-Кыргызстан-Узбекистан"?
Можно сказать, что железная дорога "Макмал – Каракол" соединит юг и север страны. В будущем она может стать частью более масштабного проекта - железной дороги "Китай – Кыргызстан – Узбекистан".
Однако в контексте данного ГЧП она рассматривается как внутренняя железнодорожная линия. Эксперты американской компании отмечают, что этот проект может стать лишь первым шагом к более масштабным железнодорожным инициативам в регионе.
Обсудим?
Смотрите также: