Главные новости » Соцпортал » Жизнь в регионах: Жамалкан Анапияева показала каркас юрты с 200-летней историей и рассказала, как покупка постельного белья помогла выдать взрослую дочь замуж через неделю
Соцпортал

Жизнь в регионах: Жамалкан Анапияева показала каркас юрты с 200-летней историей и рассказала, как покупка постельного белья помогла выдать взрослую дочь замуж через неделю

Жамалкан Анапияева, жительница Панфиловского района Чуйской области, утверждает, что получает знамения во сне, взаимодействуя с силами природы и Вселенной.

По информации корреспондента Turmush, она считает себя мастерицей, обладающей даром предвидения.

29 марта 1959 года в селе Орто-Арык, что в айыльном аймаке Курама Панфиловского района, на свет появилась Жамалкан Анапияева. Воспитав три дочери, она также является депутатом местного кенеша. Углубившись в искусство рукоделия, она занимается традиционным кыргызским шитьем «узчулук». «Я родилась и выросла в Орто-Арыке. Вдохновленная таинственными силами, я занимаюсь шитьем и рукоделием. Мои сестры Анаркан и Чачыкей тоже увлечены этим ремеслом. Я передаю свои знания дочерям Кыял, Асель и Мээрим, и часто мы вместе готовим приданое для девушек. «Узчулук» — это искусство женщин, которое требует изящества и мастерства. Я занимаюсь вышивкой, шитьем, плетением и вязанием, уделяя внимание качеству и красоте своих изделий», — делится она.
Она предлагает свои изделия, включая постельное белье, по доступным ценам в кредит, позволяя клиентам расплачиваться, когда у них появятся средства. Жамалкан верит, что в её творениях присутствует особая сила. «Однажды одна из клиенток заказала постельное белье для своей незамужней дочери, как бы следуя суеверию. Вскоре после этого к ним пришли сваты. Это произошло в месяц Орозо, и это не рекламный ход. Я стараюсь жить честно и открыто», — утверждает она. Она считает, что каждая кыргызская девушка должна изучать рукоделие, ведь «узчулук» — это наследие, передаваемое из поколения в поколение, начиная с великой Умай Эне. Мы находимся у подножия гор в селе Орто-Арык, рядом с мемориальным комплексом «Курама-Ордо».

В этом комплексе установлена юрта, каркас которой был сделан две сотни лет назад прабабушкой её прабабушки. Войлок для юрты были доставлен её сестрами из Токмока и Оша. Они трудились полмесяца, вышивая узоры, пока их руки не стали мозолистыми, следуя принципу «Үзүлгөндү улаган, чачылганды жыйнаган» («соединять разорванное и собирать разбросанное»). «Мне явилась Каныкей эне во сне и передала секрет установки юрты», — делится мастерица.

В её видении было сказано: «Жараткандын ташы бар, таш бетинде аталардын аты бар, кыргызымдын үрп-адаты, каада-салты бар» (У Создателя есть камень, на камне имена предков, а у моего народа есть обычаи и традиции). «В юрте есть духовный столп, который поддерживает народ в трудные времена. Мы выносим его на всеобщее обозрение перед Ноорузом, чтобы эта духовная сила не угасла. Этот столп — это духовное богатство, пропитанное жизненным путем Манаса и духом Каныкей эне», — говорит Жамалкан.



Продолжая, её сестра Анаркан Бердалиева обсудила юрту, а также влияние внешних таинственных сил и священных мест в Орто-Арыке, включая мавзолейный комплекс «Курама Ата». В беседе приняли участие не только мастерица, но и её сёстры, а также общественный деятель и руководитель музея «Жайыл Ата» Бекбубу Асанкулова.

«Комплекс «Курама Ата» был основан в 1997 году и располагается в 15 километрах от трассы Бишкек—Чалдовар, у подножия гор. Курама Ата, живший в 1820–1912 годах, способствовал единству народа. История села, где находится его мавзолей, имеет глубокие корни, и это священное место. Здесь проходил Великий Шёлковый путь, и только те, кто получал деревянную печать Курама Ата, могли войти в это место», — рассказали собеседники.



Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК