"На периферии". Как складывается судьба этнических и религиозных меньшинств в Пакистане

Фото European Times.
В августе 1947 года мир увидел образование Индии и Пакистана. Хотя Пакистан задумывался как государство для мусульман, в его составе также находились значительные общины индуистов (в основном синдхи) и христиан. Индия, в свою очередь, с самого начала была многонациональной и многокультурной. Однако подход обеих стран к своим меньшинствам со временем существенно отличился. Об этой теме рассказывает European Times.
Индийская Конституция, еще на стадии разработки, включала механизмы для защиты уязвимых групп населения, тогда как в Пакистане, под влиянием идеи, провозглашенной Кайда-и-Азамом (Мухаммадом Али Джинной), который заявил, что "индуисты могут свободно идти в свои храмы", вскоре началась эскалация исламизма. Принятая в 1973 году Конституция окончательно утвердила ислам как основу всех государственных институтов, отодвинув меньшинства на задний план.
На одном из мероприятий 60-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве организация Sindhi Adhikar Manch подняла вопросы о различиях в конституционных гарантиях для религиозных меньшинств в Индии и преследованиях, с которыми сталкиваются меньшинства в Пакистане, особенно синдхи.
От обещаний равенства к конституционному неравенству
Идея создания Пакистана как плюралистического общества, где права граждан не зависели бы от касты, вероисповедания или происхождения, была заложена его основателями. Однако со временем эти идеалы были подорваны.1949 год стал поворотным моментом с принятием Резолюции о целях (Objectives Resolution), которая провозгласила, что будущая конституция будет основана на исламской идеологии, а не на светских принципах. Конституция 1973 года, представленная Зульфикаром Али Бхутто, закрепила данную резолюцию и провозгласила Пакистан исламским государством, что ограничило право немусульман занимать посты президента и премьер-министра.
Позже эта резолюция была включена в статью 2A Конституции, что утвердило приоритет исламских норм над универсальными правами человека. Несмотря на решение Верховного суда, что статья 2A не имеет более высокого статуса, ее влияние продолжает ощущаться.
Хотя Конституция формально гарантирует право меньшинств на свободу вероисповедания, это право ограничивается "принципами ислама". Статья 227 определяет ислам как государственную религию, и все законы должны соответствовать его предписаниям. Исламский совет, основанный в соответствии со статьей 228, часто формирует политику, ущемляющую интересы меньшинств.
Статьи 41(2) и 91 запрещают немусульманам занимать ключевые государственные посты. Эти ограничения были введены во время правления генерала Зия-уль-Хака в 1985 году, и попытки изменить их, такие как законопроект христианского депутата Навида Амира в 2019 году, были отклонены.
Статья 260 формально признает общину Ахмадийя немусульманской, что ведет к их изоляции и лишению избирательных прав. Верховный суд подтвердил право парламента исключать немусульман из определенных должностей, тем самым легализовав дискриминацию.
Эпоха Зия-уль-Хака: Институционализация исламизации
Политика режима генерала Зия-уль-Хака значительно изменила отношение к меньшинствам. Он предоставил власть религиозным партиям, таким как "Джамаат-и-Ислами" и "Джамиат Улема-е-Ислам", и ввел поправки, радикализировавшие конституционные нормы.В 1979 году были внедрены Худудские постановления, которые ввели шариатские наказания за кражу и прелюбодеяние, требуя для вынесения приговора показаний мусульман-мужчин, что фактически исключало немусульман из справедливого судебного разбирательства.
Существуют также законы, запрещающие немусульманам есть, пить и курить в общественных местах в период Рамадана. Хотя формально они освобождены от этого ограничения, на практике часто сталкиваются с арестами и преследованиями.
Меньшинства под давлением
Согласно переписи 2023 года, мусульмане составляют 96,4% населения Пакистана, тогда как религиозные меньшинства составляют около 3,5%. Христиане составляют 1,4%, индуисты — 1,6%, и есть также сикхи и другие группы. Однако христиане утверждают, что эти данные не отражают реального положения дел.После исламизации при Зия-уль-Хаке уровень насилия против меньшинств неуклонно растет. Ахмади, христиане и индуисты часто становятся жертвами преследований по статье 295-С Уголовного кодекса Пакистана, касающейся богохульства, которая в основном применяется к немусульманам.
В 2011 году губернатор Пенджаба Салман Тасир был убит своим телохранителем после того, как он осудил закон о богохульстве и поддержал христианку Асию Биби, осужденную по этой статье. Убийство губернатора вызвало восторг у религиозных фанатиков.
Индуистские семьи регулярно сталкиваются с принудительными обращениями в ислам: молодых девушек похищают, заставляя выходить замуж за мусульман и принимать ислам.
Попытки реформ и перспективы
11 августа 2025 года провинциальное законодательное собрание Пакистана единогласно предложило исключить из Конституции термин "меньшинства" и заменить его на формулировку, подчеркивающую равенство всех граждан, независимо от вероисповедания или происхождения. Этот шаг стал символическим признанием необходимости борьбы с предрассудками.Тем не менее, просто изменение терминов не решит системные проблемы. Истинное равенство требует глубоких правовых, политических и социальных преобразований.Пока остаются дискриминационные законы и преграды, полное равноправие для немусульман будет лишь недостижимой целью.
На практике ситуация религиозных меньшинств остается крайне тяжелой: церкви, храмы и гурдвары подвергаются нападениям, верующих избивают и убивают, происходят случаи изнасилований и жестокого обращения. Ни одно правительство пока не предприняло действенных мер для защиты этих общин.
Конституция Пакистана, вместо того чтобы защищать права меньшинств, стала инструментом их исключения. Через религиозные поправки, судебные решения и выборочное применение законов она узаконила второсортное гражданство для немусульман.
Видение инклюзивного и терпимого Пакистана, заложенное его основателем, остается лишь мечтой, которую можно реализовать только через решительные реформы и возвращение к принципам равенства и справедливости.
До тех пор, пока основополагающие ценности государства останутся неизменными, ожидать изменений в отношении к меньшинствам будет наивно.

Читайте также: